Взаємовідносини церкви і держави в середні віки

Дата: 12.01.2016

		

ПЛАН

1. ПРИЧИНЫ УКРЕПЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦЕРКВИ

2. БОРЬБА ПАПСТВА ЗА ИНВЕСТИТУРУ

3. ВОРМСЬКИЙ КОНКОРДАТ

4. ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСПОДСТВА ЦЕРКВИ НАД ВСЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЄВРОПОЮ В СРЕДНИЕ ВЕКА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На протяжении тысячи лет после падения Рима (500-1500 гг.) христианская Церковь была единственным духовным и религиозным монополистом в пределах Европейского континента. Постепенно приобретая свой авторитет, Церковь, уже как общественная и политическая организация, идеологически изменила приоритеты во всех сферах общественной деятельности, внедряя собственную концепцию морально-этических норм.

Характерный признак западноевропейской средневековой цивилизации заключается в том, что религия является доминирующим фактором развития общества. В течение средних веков состоялась окончательная христианизация Европы. Начался этот процесс в районах Средиземноморья. В IV-V веках в результате экономических, политических, культурных различий западная римская империя и восточная римская империя имеют свои отличия. Но эти различия резко обострились и оказались в IX-Х веках. В 1054 году окончательно произошел раскол церквей, получивший название схизма. Церкви раскололись на католическую и православную. Соответственно и Европа раскололась по конфесіональній признаку. Западная, северная, центральная Европа пошла за Римом. Европа стала католической. Юго-восточная, восточная Европа пошла за Константинополем.

В католической церкви с самого начала сложилась жесткая централизация власти. Огромное влияние в ней принадлежал римскому епископу. Который получил начиная с V века наименование «папа». Рим считался городом апостола Петра. Который был хранителем ключей от рая. Римский папа присвоил себе право быть приемником апостола Петра. Земли папы становились вотчиной святого Петра. В VIII веке образовалась папская государство. В эту государство вошла римская область.

1. Причины укрепления средневековой церкви

Церковь на средневековом западе была фактически государством в государстве. Церковь получала в подарок от императоров, знати земельные владения. До XV века 1/3 земель в Европе (в регионе влияния католиков) принадлежала католической церкви. На вселенских соборах, которые периодически скликувались католическая церковь разрабатывала свою догматику.

Система образования в Европе фактически находилась в руках церкви. В VI веке появился первый монастырь основан святым Бенедиктом. Который позже и разработал устав монастырской жизни. От монахов требовали выполнения 3 обетов: безбрачия, бедности, послушания. Монастырь одновременно был центром образования. В монастырских и церковных школах учили тексты на латинском языке.

Для средневековой цивилизации запада и для церкви в частности одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. В 413 году Аврелий Августин в своем сочинении об град Божий возбудил вопрос об отношении церкви и власти. Он сформулировал своего рода политическую теорию. По которой в дальнейшем жило и развивалось все средневековья. Он утверждал, что история человечества это борьба праведников, что населяет град божий, и грешников которые населяют град земной. Аврелий Августин говорил, что церковь ближе стоит к града божьего, что власть мирская это град земной. Таким образом светское правление должно быть подчиненным церкви. Она стоит выше государства. В соответствии правители обязаны подчиняться. Поэтому в течение всего средневековья взаимоотношения церкви и государства в западноевропейском регионе носили очень сложный характер.

Очередной раздор между папой и императором назревала и этому немало помог трактат кардинала Гумберта «Против симфонистов», где шла речь о выборах епископа и инвеституру. Согласно трактату, выборы проходят в три этапа:

1. Духовенство выдвигает кандидатуры, а народ участвует в выборах.

2. Митрополит утверждает результаты и происходит рукоположение.

3. Политическая власть подтверждает выборы.

Трактат лишает светскую власть инвеституры, но в те времена все еще происходило как раз наоборот и вызвало справедливое возмущение духовенства. В 1058 г. Латеранский собор принял декрет о порядке избрания папы и первым папой, который был избран в соответствии с него стал Николай II (1059-1061). Устав избрания предусматривает участие в выборах только кардинальской коллегии. Это все далеко не радовало императора и один раз даже возникла ситуация параллельных выборов. Духовенство выбрало папу Александра II (1061-1073), а император назначил антипапу Гонория II. Только смерть Гонория остановила уличные кровавые побоища, как через это возникли.

2. Борьба папства за инвеституру

После смерти Александра II папой выбрали монаха Гільдебранда. Петр Дамиани даже назвал его «святым сатаной» удивляясь его фанатизма.

Новый папа взял себе имя Григорий VII в честь Григория I Великого. Средневековый монах совершил на папском престоле программу утверждение универсальной власти пап на Западе. Программой его понтификата стал документ «Dictatus papae» в 27 точках. Вот самые яркие из них:

1. Только римский папа вправе называться всемирным.

2. С лицами отлученными папой нельзя находиться даже в одном доме.

3. Один папа может носить императорские регалии.

4. Все князья должны целовать ногу только в папы.

5. Папа вправе лишать власти императоров.

6. Никто не может судить папу.

7. Римская церковь никогда не ошибалась, она будет вечно непогрешимой.

8. Несомненно то, что каждый канонически избран папа становится святым.

9. Папа может освободить подданных от присяги лицу, которые совершила грех.

Как видно идеалом Григория VII был сильный и самостоятельный папа, независимый от светских владык. Фундаментом этой теократии есть Рим, и его древний авторитет как хранителя веры и истины. Организация жизни предусматривалась строго монархическая: Папа — духовенство — император. Светская власть зависит от духовной потому что спасение души важнее всего другого. Духовенство не может иметь государя кроме папы и семьи кроме Церкви.

Началась борьба с симонією и брачным духовенством. Второй Латеранский собор 1139 г. провозгласил, что носители сана священника и епископа не могут жениться. Петр Дамиани пишет ряд трактатов о целибате. Странствующие проповедники «патарії» всюду проводили в жизнь новую линию папы.

Внешняя деятельность папы сводилась к отстранению мирской власти от инвеституры. Поскольку епископы имели свои земли папа обязал их не подчиняться королям и герцогам, а посвятить свою недвижимость ап. Петру.

Понятно, светская власть не могла с этим согласиться, ведь 2\3 земель Европы переходило в зависимость Рима. Обострилась борьба во Франции, Германии, Британии, Испании, Чехии, Польше и даже в Западной Руси.

Между тем, в 1065 г. Генрих IV стал самостоятельным королем. Это был человек, не лишена ни ума, ни образования, присущ и самолюбивый.

Обстановка в Германии была сложной. Восстали феодалы саксонии. Это восстание было связано с давним сепаратизмом саксонской знати, недовольны слишком сильной и диспотичною политикой Генриха VII и тем, что короля окружают швабські міністеріали. Восстали и саксонские крестьяне против повышения барщини на королевских землях, и размах этого движения заставил часть знати пойти на согласие с королем.

Только в 1075 г. Генрих IV смог справиться с саксонцами. Этот год и стал началом споров о инвеституру. Папа Григорий VII издал декрет о инвеституру, запретив духовенству под страхом лишения сана принимать инвеституру от светских лиц и запретив последним под угрозой отлучения от церкви жалеть инвеституру духовенству. В ответ на это немецкий король собственной властью демонстративно назначил ряд немецких епископов.

Угрозы папы король игнорировал и в начале 1076 г. собрал в Вормсе церковный собор с підтримуваших Генриха духовных князей Германии и Италии. Король не смог оценить реальное соотношение сил. Собор в Вормсе поддержал короля, который направил папе знаменитее послание. «Мы, Генрих, божею милостю, а не силой, король … Гільдебранду, что именуется папой, а на деле лжемонаху…», — было началом дерзкого письма. Заканчивал король еще более резко: «Мы, Генрих … со всеми епископами нашими … говорим тебе: «Убирайся прочь! Убирайся прочь!».

Король гнал папу с престола. Григорий VII принял вызов. Он немедленно созвал в Риме церковный собор, открыл короля лишенным трона и, освободив его вассалів от присяги на верность королю, в конце концов отлучил Генриха от церкви.

Саксонские феодалы воспользовались этим, чтобы восстановить мятеж. Это затруднювало положения Генриха, и ему ничего не оставалось, как искать примирения с папой. В 1077 г. король прибыл в Каноссу, где находился в это время папа. Пережив немалое унижения, Генрих был все же принят папой, и знього сняли отлучения. Знаменитая легенда о покаянии короля, словно бы он стоял босиком с посыпанной пеплом головой, в рубище, три дня и три ночи на снегу под стенами Каносського замка, перед тем, как ворота розімкнулися и папа принял его, является неправдоподобным. Легенду выдумал Григорий VII, чтобы поднять и возвеличить победу папства. На самом же деле король остановился в доме вблизи замка и переговоры вели его уполномоченные.

Пойдя на мучительное унижение самолюбия (недаром Каносса стала синонимом унижение), король, по сути, получил дипломатическую победу, добившись хотя бы временного мира с наиболее грозным из своих врагов.

Генрих смог вернуться в Германию, где долго не мог справиться с мятежом. Феодалы выбрали антикороля — Рудольфа Швабского, борьба с которым требовала от Генриха тяжелых потерь.

Поддержка рейнских городов позволила Генриху выйти победителем, а антикороль погиб. Король Генріхі не думал подчиняться папе и вскоре вновь был отлучен от церкви в анафеме. Однако теперь он мог ответить на отлучение войной и повел немецких феодалов, которые были ему верны, на Рим. В 1084 г. Генрих занял Рим (папа Григорий укрылся в римской цитадели); немцы привезли в обозе немецкого священника, которого король открыл антипапой (Климент III).

Антипапа венчал короля императорской короной. На помощь своему союзнику — папе пришли итальянские норманны, с князем Робертом Гвіскаром на лбу. Немцы быстро отступили из Рима.

Норманны, освободив Григория VII из блокады, приступили к грабежу Рима с таким размахом, что вызвали восстание жителей, которые винали незваных освободителей. Немцы снова вошли в Рим, папа сбежал к норманнов и через несколько месяцев умер.

Немцам пришлось вскоре вернуться на родину вместе с антипапой Кліментом. Борьба за инвеституру продолжалась.

3. Вормський конкордат

Приємники Григория VII поднимали в Германии мятежи, вооружая даже сыновей Генриха против отца, вели жестокую литературную полемику, апеллируя к феодальной общественного мнения всей Европы.

Следующим каноническим папой стал Урбан II (1088-1099). С его именем связано объявления I Крестового похода на Клермонському соборе в 1095 г. По национальности француз — Урбан первый, кто сделал ставку на союз с французской монархией, тем более, что король Филипп И сам отказался от инвеституры. Папа Пасхалий II (1099-1118) в 1102 г. на Латеранском соборе возобновил запрет на светскую инвеституру, а ликующего Генриха он отлучил от Церкви. Его поражение он ускорил настроив против него сыновей.

Последний акт борьбы за инвеституру возник по правления Генриха V. В 1111 г. папа был схвачен и после двухмесячного задержания уступил королю правом инвеституры, за что его проклинали свои епископы.

Не оставался в долгу и император. Успехом Генриха была поддержка, политическая и военная, что была ему предоставлена Чехией (князь которой за помощь в римском походе получил от императора титул короля), Венгрией и Польшей (с 1025 г. королевством, абсолютно независимым от Германии).

В 1106 г. Генрих IV умер в Кельне, в разгар войны против восставшего сына, который действовал как агент папы. Королем стал Генрих V, также выступил против папы. Лишь через 16 лет наметились основы для компромиссного мира, который был заключен в 1122 г. в Вормі (так называемый Вормський конкордат).

Следующим каноническим папой стал Урбан II (1088-1099). С его именем связано объявления I Крестового похода на Клермонському соборе в 1095 г. По национальности француз — Урбан первый, кто сделал ставку на союз с французской монархией, тем более, что король Филипп И сам отказался от инвеституры. Папа Пасхалий II (1099-1118) в 1102 г. на Латеранском соборе возобновил запрет на светскую инвеституру, а ликующего Генриха он отлучил от Церкви. Его поражение он ускорил настроив против него сыновей.

Последний акт борьбы за инвеституру возник по правления Генриха V. В 1111 г. папа был схвачен и после двухмесячного задержания уступил королю правом инвеституры, за что его проклинали свои епископы.

Папа Каллікст II и император Генрих V согласились с тем, что духовная инвеститура, то есть утверждение в сане епископа (архиепископа), проводится папой (символическим обрядом вручения посоха и кольца), после этого император жалеет светскую инвеституру, что превращало князя церкви на вассала императора.

Светская инвеститура проводилась вручанням скипетра — эмблемы светской власти. Таким образом, последнее слово было за императором, который мог отказать неугідному кандидату. Этот двойной порядок инвеституры действовал в Германии, в Италии — там император не мог вмешиваться в выборы духовных лиц. Конкордат 1122 г. оставался в силе до нового времени. Нарушение конкордата были все же нередки, что давало повод для новых конфликтов. Конкордатом завершился первый этап борьбы за инвеституру. Победили не папы и императоры.

Настоящими победителями стали города северной Италии, которые использовали эту борьбу ради укрепления своей мощи и завоевания фактической независимости. Борьба забрала силы Германии и способствовала росту могущества німецких князей. Борьба забрала силы папства, которое ставило перед собой утопическую идею создания мировой державы.

В конце концов, борьба за инвеституру повлияла на укрепление независимости Венгрии, Чехии, Польши. Особенно важные последствия борьба имела для Чехии, входившей (с конца Х ст.) в состав Священной Римской империи; чешские князья в обмен на поддержку императора завоевали независимое положение и свели к простой формальности свои отношения с империей.

Вся история этих взаимоотношений это история противоборства и конфликтов. Высшее духовенство постоянно вмешивается в жизнь феодалов. Что бы утвердить свое видное место церковь выступала как противовес государству. Она заставляла его идти на компромиссы. Благодаря церкви в обществе создавалась обстановка диалога политической жизни. Она способствовала формированию особого европейского типа государственной власти.

В религиозной жизни Европы XI века ознаменован победой папства над светской властью. Рим становится властелином мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не было делом отдельных пап, оно вытекало из всей папской системы. Папа Пий IX объявил обязательным для верующего католика признание за римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут бороться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII в. папа не только раздает королевские короны, решает споры князей, но одним своим словом начинает или останавливает войны, назначает или снимает королей и императоров, лишает их подданных от присяги и т.д.

В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались любым случаем, чтобы напомнить о своей «первенство» и «непогрешимость.» Так, папа Бонифаций VIII в 1302 г. пишет в своей булле: «Мы сообщаем также, что св. апостольский престол и римский первосвященник имеют верховенство над всем миром и что этот римский первосвященник является наследник ап. Петра, князя апостолов, наместник Христа на земле, глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан.»

Начиная с XI века Православная Церковь была вынуждена давать отпор честолюбивым домогательствам римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности поместных церквей, установлен апостолами.

В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, потому что меч не к лицу «наместнику» ласкового Иисуса и глубоко искажает сущность епископского служения. Много представителей Церкви и отдельных народов начали это осознавать. С XIV века начался религиозный и нравственный упадок папства. Его власть становится все более светским, с ее интригами, великолепием и жадностью к земных богатств. Большинство населения начал стонать под деспотичным гнетом представителей папского двора. Один немецкий историк говорит: «Духовенство относится с презрением к изучению богословия, презирает Евангелие и творения св. отцов; оно молчит о вере, благочестии и другие добродетели; оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудеса. И таким людям поручают высшие посты в Церкви, называя их пастырями душ!»

В конце концов подъему церкви как организации и надгосударственной институции факторы способствовали не только религиозные или общественные, но и прежде всего исторические.

Однако не следует забывать, что церковь была единственной организацией, которая стояла над разнообразием языков, политических структур и социальных групп в регионе, который был поделен на множество маленьких княжеств, непрерывно воевали между собой. Таким образом, мы должны признать тот факт, что единственной силой, способной в период своего могущества объединить под своей властью все европейские страны, была христианская церковь.

Причинами и условиями господства церкви в общественно-политическом средневековом жизни стали:

— Четкая церковная иерархия, что, в отличие от других иерархий, оставалась неизменной почти весь период существования церкви.

— Предложена обществу христианская мораль была совершенная идейную основу, которая не нуждалась в коррекций, а следовательно, была доступна всем и в любое время.

Церковь не оставалось лишь религиозной организацией, но и, стремясь определенной стабильности управления, постоянно вмешивалась во внутригосударственные и межгосударственные отношения, выступая в них арбитром с правом окончательного решения того или иного вопроса.

Используя все предоставленные ей со времен Римской империи привилегии, церковь в период Средневековья стала крупнейшим в Европе землевладельцем и богатым сеньором. События, происходившие на фоне эпохи Средневековья, побудили церковь возглавить целый ряд взаимосвязанных реформаторских движений, охвативших территорию всей Европы. И когда эти реформы успешно внедрялись в жизнь, церковь получала множество сторонников, готовых поддержать их самые радикальные начинания. Благодаря общественном мнении, которая осознавала себя как часть христианского мира, церковь сумела создать на основе своих давних претензий систему чрезвычайно эффективного управления. И, как следствие, это привело к удивительное укрепление церковной власти.

Европа, разделена на мелкие куски языковыми, социальными, политическими факторами, в период Средневековья требовала сильного об'єднального движения, который бы стоял над всеми проблемами внутри самих государств. Церковь оказалась единственной организацией, способной реализовать идею единого европейского общества в пределах христианского мира. Деятельность отдельных групп священнослужителей, а также компетентность церкви в политических вопросах способствовали росту авторитета этой организации, а также частым обращением к высшего руководства церкви за помощью в решении тех или иных политических вопросов.

Наличие в церкви собственной судебной системы, а также глобальное влияние на правовую систему всех стран христианского союза способствовал формированию собственного подхода к праву и правоохранительной деятельности, защищая таким образом права собственных служителей и подчиненного населения. Постепенная интеграция церкви в общественную и политическую жизнь четко обосновывалась юридически и религиозно с целью убеждения общества в церковной основополагающей легитимности даже тогда, когда конкретные действия церкви вызвали определенный негативный резонанс.

Безусловно, это лишь фрагментарные очерки тех причин и условий, что в период Средневековья вывели церковь и церковная жизнь на передовые позиции в общественной и политической жизни. На основании духовной и религиозной деятельности высшая церковная иерархия взяла в свои руки по сути все вожжи церковной власти, выстроив грандиозную структуру законов, судебных и финансовых учреждений.


4. Последствия господства церкви над всей христианской Європою в средние века

В свете своего возвышения церковь в течение почти двух веков безгранично господствовала над всей христианской Європою, внедряя свои взгляды и идеи в средневековую сознание. Вот лишь некоторые из последствий этого господства:

— В период церковного господства состоялась рецепция римского права в форме Юстиніанового «Corpus iuris civilis»,что ознаменовало двенадцатое и тринадцатое века эпохой законов и права. Возрождение канонического права, что включало в себя и вопрос теперь уже светского права (семейное, наследственное), способствовало приведению до соответствующего состояния и других норм как церковной, так и светской порядке. Церковь взяла на себя роль механизма, который должен был приводить в порядок законодательство для христианского мира, приспосабливая его к новым потребностям времени и не отходя далеко от древних обычаев и практики. Папские декреталиях (письма-послания) в сутки церковной могущества превратились в обычный способ издание для христианского мира новых законов. И, как следствие, и сегодня мы можем проследить влияние христианского гуманизма и морали на право подавляющего большинства стран.

— Под влиянием христианской морали произошли кардинальные изменения не только в материально-правовых и процессуальных нормах, но и в научном основе правовых наук. Христианская криминология, в частности, предложила свой подход к основным понятиям преступности и преступления. Изменилось также и отношение к самой личности преступника и к выбору меры наказания для него.

— Обеспечивая единую политику в отношении всех христианских государств, церковь предлагала всем государствам вступить к возможному союзу, оставляя за собой место сеньора по отношению ко всем монархов. Не будучи милитаризированной институцией, Церковь, однако, владела и неоднократно использовала все военные мощности государств — вассалов, что безусловно признавали за церковью это право.

— Политическая сила и авторитет каждого монарха или даже чиновника в первую очередь зависели от их лояльности к Церкви. Ряд важных светских документов, включая и великую Хартию Вольностей 1215 года, были приняты при прямом участии Церкви, что свидетельствует о связи между светской властью и Церковью с явной доминантой именно церковной иерархии.

История христианской церкви неразрывно связана с историей Европы, с ее социальными, культурными, политическими движениями и реформами прошлых веков. Наследие Церкви, что дошло до нас сквозь века навсегда запечатлена в памятниках человеческой культуры. Целью моего исследования является освещение малоизвестных страниц деятельности Церкви в период Средневековья, а также формирования объективной оценки до такого исторического феномена как средневековая Церковь.

Список использованной литературы

1. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. — М.: Наука, 1989;

2. Гусейнов А. Зарождение и развитие церкви в средние века. / Исторический вестник. -№2. — 1974. — С. 34-38;

3. Добиаш-Рождественская О.А. Церковь и общество средневековой Европы. — М.: Наследие, 1996;

4. Зарубин Н.В. Средневековая церковь. — С.-Пб.: Нева, 1999;

5. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. — М.: Орион, 1992;

6. Соколов В.В. Средневековое мировозрение и религия в Западной Европе. М.: Наука, 1982;

7. История средних веков. / Под ред. С.П. Карпова. — М.: Из-во МГУ, 1998;

8. История средних веков. / Под ред. Сказкина В.Д. — М.: Высшая школа, 1977.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий