Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе
Современная психология это не только теоретическая дисциплина, но и
система прикладного знания.Сегодняшнему психологу-практику без сомнения нужны знания основ общей и
возрастной психологии. Но само по себе знания этих основ -это первичная база
для освоения ведущих психологических теорий и концепций, с последующим выходом
в практическую деятельность.Весь спектр задач стоящих перед психологом-практиком можно свести к двум
основным психодиагностика ипсихокоррекция в любом виде будь то
психологическое консультирование, психоаналитически ориентированная
психотерапия или НЛП. Ясно здесь то, что вкакой бы форме не осуществлялась
психологическая помощь, она обладает общей характеристикой индивидуальностью
своей направленности. Эта индивидуальностьбазируется на глубоком проникновении
в личность обратившегося за помощью, в его чувства, актуальные переживания,
бессознательные установки и т.д. Для этогоодного лишь психологического чутья и
интуиции недостаточно требуются специальные психодиагностические методы.Однако при всей важности стоящих задач возникают трудности в выборе методов
исследования, подборе методик. Для решения этихзадач возможен ряд путей. Один
из путей это расширение диапазона применяемых методик. Другой путь связан с
углублением, качественным изменениеминтерпретации традиционных методик. Особой
глубиной интерпретации обладают проективные методы, особенно те, стимульный
материал которыхслабоструктурирован. Слабоструктурированный или
неструктурированный стимульный материал относительно свободен от контроля
сознания, а следовательно неподвергается массированной обработке психологическими
защитными механизмами и способен выявлять глубинные, неосознаваемые,
базисныесвойства личности, в томчисле и вытесненные из сознания, но являющиеся
причиной невротизации и дезадаптации личности.Среди слабоструктурированных методик внимание привлекает цветовой тест
Люшера. Он достаточно лаконичен и дает широкий спектр информацииоб испытуемом.
Приходится с сожалением отметить, что из-за своей простоты в использовании тест
Люшера стал предметом широкой публикации. Ощутимый ударметодике нанесла
публикация каталога теста в книге “Методы психодиагностики в спорте”, которая
была предназначена не только психологам, но и тренерам. Можносказать, что после
этой публикации и ряда ей подобных тест “вышел в тираж”. Однако существуют
возможности использовать новые подходы к интерпретации теста,несколько изменив
процедуру исследования и принципы интерпретации.Среди проективных методов психодиагностики отдельное место занимает тест
восьми влечений Сонди. По мнению В.В. Джосса,кишиневского психолога и одного из
первых переводчиков работ Л. Сонди, относящегося к проективным тестам второго
поколения вместе с тестами Люшера иРозенцвейга. Его особенность и отличие от
других методов заключается в том, что Сонди создал не только метод позволяющий
проникнуть через фильтрпсихологических механизмов личности, но и теорию
судьбоанализа, сравнимую с концепцией психоанализа, созданную великим венцем
Зигмундом Фрейдом. Вотличии от теорий Адлера и Юнга, теорию Сонди отличает
стройность и богатая экспериментальная база, позволяющая отойти от голого
эмпиризма “великихотступников”.Однако можно отметить достаточно интересную закономерность о методике
портретных выборов знают многие, но работают с нейединицы. Перспектива работы с
ней довольно заманчива, при помощи методики можно миновать фильтр защитных
механизмов и получить информацию о актуальныхпроблемах личности. Но и здесь
есть препятствие интерпретация написана на ортодоксальном психоаналитическом
тезаурусе с судьбоаналитическим уклоном иразгрести нагромождение терминов и
понятий не каждому психологу вышедшему со спецфака под силу.В связи со спецификой подросткового контингента, классические
психометрические методики, такие как 16 PF и его модификация 12PF не дают
желаемого результата а именно стройной картины особенностей характера и
актуальных потребностей подростка. А в отношении проективныхметодик, существуют
затруднения со стороны психологов, о чем было сказано выше.Для облегчения работы с методом портретных выборов Л. Сонди, нами была
разработана компьютерная психодиагностическая версияметодики. Она отличается от
аналогичных возможностью получения интерпретации по формуле и классу влечений,
а также попыткой перевода ортодоксальногопсихоаналитического языка на язык
терминов и понятий, знакомых большинству психологов.НЕКОТОРЫЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ, НАЙДЕННЫЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ“КОНСУЛ” 1.3
(Метод портретных выборов Л. Сонди)
Корреляционные связи факторов переднего плана теста Сонди тестом ММИЛ
полученные на репрезентативной выборке 402 испытуемыхмужчин в возрасте 19-59
лет.
Вектор S |
Шкалы теста ММИЛ |
Достоверность |
h+ s- |
3-я (эмоциональная лабильность) |
— P<0,05 |
h+ s- |
5-я (женственность/мужественность) |
+ P<0,05 |
h+ s- |
8-я (индивидуалистичность, аутизм) |
— P<0,004 |
h0 s+\- |
5-я (женственность/мужественность) |
-P<0,05 |
h0 s+\- |
7-я (тревожность) |
+ P<0,05 |
h0 s+\- |
8-я (индивидуалистичность, аутизм) |
+ P<0,002 |
h+ s+ |
L (шкала лжи) |
+ P<0,06 |
Из приведенных данных корреляционных связей можно сделать некоторые выводы.
Вектор S это секс-вектор, который состоит из двух факторов h (Эрос) и s
(Танатос). Сочетаясь друг с другом в различныхвариациях, они дают “векторные
картины”.
В частности векторная картина h+ s- интерпретируется Сонди, как “женская
пассивность в жизненных проявлениях”. Онаположительно коррелирует с 5-й шкалой
ММИЛ (мужественность-женственность) и отрицательно с 3-ей (истерия) и 8-й
(шизофрения) шкалами. Интересно, чтовекторная картина h+ s+_, высоко
положительно коррелирует с 8-й шкалой. Данная векторная картина интерпретируется
Сонди как “садомазохизм, внешнепроявляющийся как благовоспитанность и
причудливость”, что исходя из коррелятивных связей с 8-й шкалой указывает на
содержащуюся в садомазохизмепропорцию аутизма.
Векторную картину h+ s+, Сонди рассматривает как “нормативную” и “картину
банальной сексуальности”, примечательно, что онаположительно коррелирует с
шкалой L (ложь) в ММИЛ и отрицательно с интеллектуальными методиками. Известно,
что испытуемые, показывающие высокиезначения по шкале L в методике ММИЛ, не отличаются
высоким интеллектом.
Таким образом из приведенных данных можно сделать вывод, что методика Л.
Сонди может быть использована в диагностике структурыбессознательных побуждений
индивидуума.
Прекрасным дополнением к методике Л. Сонди являются такие проективные
методики, как ТАТ, Роршах, но применение их насегодняшний день затруднено из-за
отсутствия качественного стимульного материала и низкой подготовки большинства
психологов в области проективнойтехники.
Хотелось бы остановиться на малоизвестном методе психотерапии, рожденном в
рамках взглядов школы Сонди, как судьбоанализ.
Основным для его теоретической базы является положение о возможности
“социализации” латентных бессознательных тенденций.Особенно ярко Сонди это
описал в работе “Моисей. Ответ Каину”.
Примечательно, что для достижения эффекта психотерапии необходимо поменять
местами “сцену” и “кулисы” побуждений, то естьвывести необходимые качества
из-под “гнета” манифестируемых. Одной из основных техник в судьбоанализе,
является фрустрирующая техника. Психотерапевт, а рамкахсудьбоанализа
судьботерапевт, судьбоаналитик работает непосредственно с тестом и разъясняет
пациенту его жизненный путь и его возможные потенции. Этонесколько напоминает
известный метод Вильгельма Штеккеля, который он называл “фокус-анализ”.
Такой метод в нашей практике иногда приносит достаточно быстрый и стойкий
психотерапевтический эффект. Но в некоторыхслучаях “кулисы” бытия конкретного
пациента никак не лучше “сцены” и менять местами просто нечего. В этом случае
мы считаем, что необходимые качества упациента все же присутствуют, но они
стойко вытеснены и не могут быть выявлены методикой.
В целом хотелось бы отметить, что данный метод не уступает по эффективности
общепризнанным школам психотерапии и выгодноотличается от них возможностью
контроля состояния пациента на каждой сессии.
Литература
1. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего
исследования личности. М.: Медицина, 1976.
- Карл Бюрги-Майер. Вера как судьба. /В сборнике статей по
глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург.
Судьбоаналитическое общество/. - Алоис Альтенвегер, Анни Бернье-Хюрбин, Карл Бюрге-Майер,
Фридюнг Ютнер, Маргрит Крамер. Судьбоаналитическая психология Л. Сонди /В
сборнике статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г.
Екатеринбург. Судьбоаналитическое общество/. - Собчик Л.Н. Метод портретных выборов. Адаптированный тест
8-ми влечений Сонди.- Москва Институт Прикладной психологии 1993 . - Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики побуждений
Штутгарт 1960. - Сонди Л. Моисей: ответ Каину.- Штутгарт 1960/В сборнике
статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург.
Судьбоаналитическое общество/. - Тихомиров А. В. Путь в судьбу/В сборнике статей по
глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург.
Судьбоаналитическое общество/. - Фрейд З. Методика и техника психоанализа.- Минск.:
Беларусь 1991.