Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе

Дата: 12.01.2016

		

Современная психология — это не только теоретическая дисциплина, но и
система прикладного знания.

Сегодняшнему психологу-практику без сомнения нужны знания основ общей и
возрастной психологии. Но само по себе знания этих основ -это первичная база
для освоения ведущих психологических теорий и концепций, с последующим выходом
в практическую деятельность.

Весь спектр задач стоящих перед психологом-практиком можно свести к двум
основным — психодиагностика ипсихокоррекция в любом виде — будь то
психологическое консультирование, психоаналитически ориентированная
психотерапия или НЛП. Ясно здесь то, что вкакой бы форме не осуществлялась
психологическая помощь, она обладает общей характеристикой — индивидуальностью
своей направленности. Эта индивидуальностьбазируется на глубоком проникновении
в личность обратившегося за помощью, в его чувства, актуальные переживания,
бессознательные установки и т.д. Для этогоодного лишь психологического чутья и
интуиции недостаточно — требуются специальные психодиагностические методы.

Однако при всей важности стоящих задач возникают трудности в выборе методов
исследования, подборе методик. Для решения этихзадач возможен ряд путей. Один
из путей — это расширение диапазона применяемых методик. Другой путь связан с
углублением, качественным изменениеминтерпретации традиционных методик. Особой
глубиной интерпретации обладают проективные методы, особенно те, стимульный
материал которыхслабоструктурирован. Слабоструктурированный или
неструктурированный стимульный материал относительно свободен от контроля
сознания, а следовательно неподвергается массированной обработке психологическими
защитными механизмами и способен выявлять глубинные, неосознаваемые,
базисныесвойства личности, в томчисле и вытесненные из сознания, но являющиеся
причиной невротизации и дезадаптации личности.

Среди слабоструктурированных методик внимание привлекает цветовой тест
Люшера. Он достаточно лаконичен и дает широкий спектр информацииоб испытуемом.
Приходится с сожалением отметить, что из-за своей простоты в использовании тест
Люшера стал предметом широкой публикации. Ощутимый ударметодике нанесла
публикация каталога теста в книге “Методы психодиагностики в спорте”, которая
была предназначена не только психологам, но и тренерам. Можносказать, что после
этой публикации и ряда ей подобных тест “вышел в тираж”. Однако существуют
возможности использовать новые подходы к интерпретации теста,несколько изменив
процедуру исследования и принципы интерпретации.

Среди проективных методов психодиагностики отдельное место занимает тест
восьми влечений Сонди. По мнению В.В. Джосса,кишиневского психолога и одного из
первых переводчиков работ Л. Сонди, относящегося к проективным тестам второго
поколения вместе с тестами Люшера иРозенцвейга. Его особенность и отличие от
других методов заключается в том, что Сонди создал не только метод позволяющий
проникнуть через фильтрпсихологических механизмов личности, но и теорию
судьбоанализа, сравнимую с концепцией психоанализа, созданную великим венцем —
Зигмундом Фрейдом. Вотличии от теорий Адлера и Юнга, теорию Сонди отличает
стройность и богатая экспериментальная база, позволяющая отойти от голого
эмпиризма “великихотступников”.

Однако можно отметить достаточно интересную закономерность — о методике
портретных выборов знают многие, но работают с нейединицы. Перспектива работы с
ней довольно заманчива, при помощи методики можно миновать фильтр защитных
механизмов и получить информацию о актуальныхпроблемах личности. Но и здесь
есть препятствие — интерпретация написана на ортодоксальном психоаналитическом
тезаурусе с судьбоаналитическим уклоном иразгрести нагромождение терминов и
понятий не каждому психологу вышедшему со спецфака под силу.

В связи со спецификой подросткового контингента, классические
психометрические методики, такие как 16 PF и его модификация — 12PF не дают
желаемого результата — а именно стройной картины особенностей характера и
актуальных потребностей подростка. А в отношении проективныхметодик, существуют
затруднения со стороны психологов, о чем было сказано выше.

Для облегчения работы с методом портретных выборов Л. Сонди, нами была
разработана компьютерная психодиагностическая версияметодики. Она отличается от
аналогичных возможностью получения интерпретации по формуле и классу влечений,
а также попыткой перевода ортодоксальногопсихоаналитического языка на язык
терминов и понятий, знакомых большинству психологов.

НЕКОТОРЫЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ, НАЙДЕННЫЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ

“КОНСУЛ” 1.3

(Метод портретных выборов Л. Сонди)

Корреляционные связи факторов переднего плана теста Сонди тестом ММИЛ
полученные на репрезентативной выборке 402 испытуемыхмужчин в возрасте 19-59
лет.

Вектор S

Шкалы теста ММИЛ

Достоверность

h+ s-

3-я (эмоциональная лабильность)

— P<0,05

h+ s-

5-я (женственность/мужественность)

+ P<0,05

h+ s-

8-я (индивидуалистичность, аутизм)

— P<0,004

h0 s+\-

5-я (женственность/мужественность)

-P<0,05

h0 s+\-

7-я (тревожность)

+ P<0,05

h0 s+\-

8-я (индивидуалистичность, аутизм)

+ P<0,002

h+ s+

L (шкала лжи)

+ P<0,06

Из приведенных данных корреляционных связей можно сделать некоторые выводы.

Вектор S — это секс-вектор, который состоит из двух факторов — h (Эрос) и s
(Танатос). Сочетаясь друг с другом в различныхвариациях, они дают “векторные
картины”.

В частности векторная картина h+ s- интерпретируется Сонди, как “женская
пассивность в жизненных проявлениях”. Онаположительно коррелирует с 5-й шкалой
ММИЛ (мужественность-женственность) и отрицательно с 3-ей (истерия) и 8-й
(шизофрения) шкалами. Интересно, чтовекторная картина h+ s+_, высоко
положительно коррелирует с 8-й шкалой. Данная векторная картина интерпретируется
Сонди как “садомазохизм, внешнепроявляющийся как благовоспитанность и
причудливость”, что исходя из коррелятивных связей с 8-й шкалой указывает на
содержащуюся в садомазохизмепропорцию аутизма.

Векторную картину h+ s+, Сонди рассматривает как “нормативную” и “картину
банальной сексуальности”, примечательно, что онаположительно коррелирует с
шкалой L (ложь) в ММИЛ и отрицательно с интеллектуальными методиками. Известно,
что испытуемые, показывающие высокиезначения по шкале L в методике ММИЛ, не отличаются
высоким интеллектом.

Таким образом из приведенных данных можно сделать вывод, что методика Л.
Сонди может быть использована в диагностике структурыбессознательных побуждений
индивидуума.

Прекрасным дополнением к методике Л. Сонди являются такие проективные
методики, как ТАТ, Роршах, но применение их насегодняшний день затруднено из-за
отсутствия качественного стимульного материала и низкой подготовки большинства
психологов в области проективнойтехники.

Хотелось бы остановиться на малоизвестном методе психотерапии, рожденном в
рамках взглядов школы Сонди, как судьбоанализ.

Основным для его теоретической базы является положение о возможности
“социализации” латентных бессознательных тенденций.Особенно ярко Сонди это
описал в работе “Моисей. Ответ Каину”.

Примечательно, что для достижения эффекта психотерапии необходимо поменять
местами “сцену” и “кулисы” побуждений, то естьвывести необходимые качества
из-под “гнета” манифестируемых. Одной из основных техник в судьбоанализе,
является фрустрирующая техника. Психотерапевт, а рамкахсудьбоанализа —
судьботерапевт, судьбоаналитик работает непосредственно с тестом и разъясняет
пациенту его жизненный путь и его возможные потенции. Этонесколько напоминает
известный метод Вильгельма Штеккеля, который он называл “фокус-анализ”.

Такой метод в нашей практике иногда приносит достаточно быстрый и стойкий
психотерапевтический эффект. Но в некоторыхслучаях “кулисы” бытия конкретного
пациента никак не лучше “сцены” и менять местами просто нечего. В этом случае
мы считаем, что необходимые качества упациента все же присутствуют, но они
стойко вытеснены и не могут быть выявлены методикой.

В целом хотелось бы отметить, что данный метод не уступает по эффективности
общепризнанным школам психотерапии и выгодноотличается от них возможностью
контроля состояния пациента на каждой сессии.

Литература

1. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего
исследования личности. М.: Медицина, 1976.

  1. Карл Бюрги-Майер. Вера как судьба. /В сборнике статей по
    глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург.
    Судьбоаналитическое общество/.
  2. Алоис Альтенвегер, Анни Бернье-Хюрбин, Карл Бюрге-Майер,
    Фридюнг Ютнер, Маргрит Крамер. Судьбоаналитическая психология Л. Сонди /В
    сборнике статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г.
    Екатеринбург. Судьбоаналитическое общество/.
  3. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов. Адаптированный тест
    8-ми влечений Сонди.- Москва Институт Прикладной психологии 1993 .
  4. Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики побуждений
    Штутгарт 1960.
  5. Сонди Л. Моисей: ответ Каину.- Штутгарт 1960/В сборнике
    статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург.
    Судьбоаналитическое общество/.
  6. Тихомиров А. В. Путь в судьбу/В сборнике статей по
    глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург.
    Судьбоаналитическое общество/.
  7. Фрейд З. Методика и техника психоанализа.- Минск.:
    Беларусь 1991.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий