Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности

Дата: 12.01.2016

		

1. Нормативная регуляция и общая
характеристика правоохранительной деятельности

Психологический анализ требует четкого знания основных функций, задач и
требований к деятельности работников органов правопорядка. Такие
нормативныетребования сформулированы в ряде законов Российской Федерации:
Законе РСФСР «О милиции», Законе Российской Федерации «О
федеральных органахналоговой полиции«, Федеральном Законе »Об органах
федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральном Конституционном
Законе«О судебной системе Российской Федерации», Законе Российской
Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в
виде лишениясвободы«, Федеральном Законе »О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской
Федерации» и др.

Множественность задач, стоящих перед правоохранительными органами, ведет к
развитию полифункциональности, выделению групп работников,
выполняющихспецифические функции. Естественно, деятельность оперативных работников
органов правопорядка по своему содержанию и применяемым способам работы
отличается отдеятельности, например, патрульно-постовой службы милиции. Однако
непохожие по применяемым способам, деятельность различных работников
правоохранительныхорганов совпадает по своим целевым параметрам. Звеном,
объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие
единого объектадеятельности — личности правонарушителя (преступника).

Объект деятельности работников органов правопорядка (то есть правонарушитель)
имеет ряд особенностей. К числу значимых для деятельностиработников следует
отнести следующие характеристики правонарушителей:

а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения;

б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям работникам
органов правопорядка;

в) опыт противоправной или преступной деятельности;

г) маскировка истинных целей и мотивов противоправной деятельности;

д) типичность и индивидуальность в поведении;

е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе часто наблюдаемая
идентификация себя с криминальной средой.

Анализ специфики правоохранительной деятельности позволяет выделить 10 общих
для представителей различных служб органов правопорядка характеристик:

1. деятельность правоохранительных органов является разновидностью
государственной службы и порядок ее прохождения работниками определен
всоответствующих положениях о службе. Для них установлены специальные (или
воинские) звания и при выполнении своих должностных обязанностей они должны,как
правило, носить специально установленную форму одежды;

2. деятельность работников правоохранительных органов строится на принципах
законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;

3. нормативно-правовая регламентация деятельности определяет специфику
правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и
охранеобщественной безопасности;

4. как правило, выполнению правоохранительных функций противодействуют
правонарушители и их пособники;

5. работникам правоохранительных органов предоставлены обширные властные
полномочия, а их реализация зависит от их умений разумного, целесообразного
изаконного применения власти;

6. работники правоохранительных органов обладают специфическими средствами
воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и
пресеченияправонарушений (психологическое воздействие в виде предупреждения,
замечания; применение специальных средств; физической силы и огнестрельного
оружия; атакже вынесения наказания за содеянное);

7. разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать
работникам органов правопорядка, определяет требования к их
психологическойготовности, умению быстро входить в сущность происшедшего
события и коммуникативным качествам;

8. деятельность ряда правоохранительных органов проходит в условиях
конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;

9. правоохранительная деятельность характеризуется экстремальностью,
связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная
ответственность,неопределенность информации, дефицит времени, опасность для
здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;

10. на деятельность работников влияют атмосфера в обществе, оценки
населением степени ее эффективности и складывающийся
авторитетправоохранительных органов.

Исключительная сложность деятельности органов правопорядка диктует высокие
требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого
работника.Деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников как субъектов
деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности,
формируяопределенные характерологические качества.

Деятельность работников существенно зависит от мотивации труда, увлеченности
и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование
устойчивыхположительных мотивов деятельности можно вести в четырех направления:

1) формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия
интересных и творческих сторон правоохранительнойдеятельности;

2) развитие интереса к деятельности, опосредственно воздействуя на мотивы
путем воспитания у работников чувствапрофессионального долга и гордости за
принадлежность к правоохранительным органам;

3) раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по
службе и повышения профессиональнойквалификации как работника органов
правопорядка;

4) эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и
подразделений органов правопорядка благоприятногоморально-психологического
климата.

2. Психологический анализ
различных видов деятельности работников правоохранительных органов

Исходя из законодательно определенных задач деятельности правоохранительных
органов, можно выделить следующие ее разновидности:
профилактическую;оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию
преступлений; деятельность по охране общественного порядка и безопасности;
охраннуюдеятельность; судопроизводство; пенитенциарную деятельность.

Профилактическая деятельность. Основной целью профилактической деятельности
работников правоохранительных органов является предотвращение правонарушений,преступлений
и чрезвычайных происшествий. Практически, профилактическая деятельность
является составной частью работы любого сотрудника органов правопорядка.Однако,
по своему объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых
инспекторов милиции, работников подразделений попрофилактике правонарушений
несовершеннолетних и некоторых других категорий работников правоохранительных
органов. Профилактическая деятельность строитсяна активном общении с
населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что
предъявляет особые требования к коммуникативнымкачествам и педагогическим
способностям работников, точному соблюдению законных прав граждан и правовых
актов.

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа
экспертных оценок показало, что для их успешных профессиональных
действийнеобходимо иметь следующие психологические качества:

  • профессиональную наблюдательность;

  • уравновешенность, самообладание при конфликтах;
  • способность располагать к себе людей, вызывать у них
    доверие;
  • тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • способность к воссозданию образа по словесному описанию;
  • умение делать выводы из противоречивой информации;
  • память на внешность и поведение человека;
  • способность к быстрому установлению контактов с новыми
    людьми. (Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе
    в системе органов внутренних дел (справочное пособие). Под ред. Бовина
    Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д.-М.:МВД РФ,1997, с.85).

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность
к профилактической деятельности работников правоохранительных органов
следующиепоказатели: индивидуализм; «социальная отчужденность»,
нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное
взаимодействие;чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к
лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность;
недостатки в волевойсфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт
личности и др. (Там же, с.96-98). Оперативно-розыскная деятельность. Эта
деятельность являетсяведущей для широкого круга работников правоохранительных
органов, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по
борьбе с экономическимипреступлениями и организованной преступностью,
оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков системы МВДРФ, оперативного состава ФСБ, налоговой полиции и
некоторых других служб. Для специалистов этих служб оперативно-розыскная
деятельность является основной,схожей по применяемым методам решения служебных
задач. Содержание оперативно-розыскной деятельности и применяемые методы
определены Федеральнымзаконом «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 года.

Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует
наличия следующих психологических качеств и умений:

  • способность решать профессиональные задачи в
    ситуациях,сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для
    жизни;

  • готовность к ситуациям силового (включая огневое)
    единоборство с преступниками;
  • повышенная ответственность за свои действия
    («отсутствие права на ошибку»);
  • способность к интенсивной межличностной коммуникации с
    асоциальными и криминальными личностями;
  • высокая психофизиологическая выносливость, связанная с
    отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность
    рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая
    неделя, ночные выезды на задержание преступника и т.п.);
  • способность выдерживать длительное эмоциональное
    напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности,
    невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.;
  • постоянная интеллектуальная активность (анализ непрерывно
    меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов;
    принятие решений в условиях дефицита времени и информационной
    неопределенности);
  • способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать
    себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и
    профессиональных типов;
  • речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить
    критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения. (Указ.
    соч., с.56-57).

Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность,
аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические
формыреагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание
тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут
всовокупности проявиться как «синдром профессиональной непригодности»
к оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности
является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистовправоохранительных
органов, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и
расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельныхследственных
действий, способов установления психологического контакта с другими людьми и т.д.
Большое значение здесь приобретает интеллектуальнаядеятельность, творчество в
выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки.

В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп
личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии ирасследовании
преступлений. К ним относят:

  • мотивационно-ценностные особенности (развитое
    правосознание; честность; мужество; принципиальность;
    добросовестность;исполнительность, дисциплинированность; развитую мотивацию
    достижения; выраженную мотивацию самоактуализации и др.);

  • познавательные качества (высокий уровень интеллекта;
    гибкость мыслительных процессов; творческое мышление; наблюдательность;
    умение прогнозировать; развитая интуиция; хорошая память; развитое
    произвольное внимание и др.);
  • коммуникативные качества (умение устанавливать
    психологический контакт; владение коммуникативной техникой поведения;
    наличие организаторских качеств и др.);
  • иные личностные особенности (устойчивая и адекватная
    самооценка; самостоятельность и независимость; ответственность;
    самоуважение и др.).

Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта
разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой
службымилиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, муниципальной милиции. Общей
характеристикой в этой деятельности является целенаправленное наблюдение
ипресечение правонарушений в общественных местах. Для этого сотрудники милиции
обладают властными полномочиями по воздействию на поведение граждан в виде:предупреждения
о необходимости прекращения противоправного деяния и принуждения в виде
наложения штрафа, задержания правонарушителей и доставления их в ИВС
илиспецприемники (или медвытрезвители).

Важными для работников патрульно-постовой службы являются следующие
личностные качества: наличие определенного жизненного и профессиональногоопыта;
интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в
себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям
правопорядка;хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным
огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний,
обучению;активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в
принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

Охранная деятельность. Охранная деятельность является основной для
сотрудников вневедомственной охраны милиции, некоторых других
подразделенийорганов правопорядка, частной охранной службы. Ее основной целью
является охрана материальных ценностей государственной и частной собственности.
Содержаниеохранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за
охраняемыми объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое
имущество.Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при
несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой
напряженности всвязи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект.

Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками
охраны считаются следующие качества:

  • наблюдательность и внимание (устойчивость
    внимания;распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть
    малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);

  • эмоциональные и волевые качества (эмоциональная
    устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих
    трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);
  • интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких
    вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке
    информации; умение определить объем информации, нужный для принятия
    решения и др.);
  • коммуникативные качества (способность найти целесообразную
    в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с
    другими сотрудниками и др.);
  • качества памяти (хорошая память на внешность и поведение
    человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение
    длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;
    хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);
  • моторные качества (быстрое действие в условиях дефицита
    времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).

Результаты любого вида деятельности работников правоохранительных органов
зависят от ее качественных характеристик: нормативности,
организованности,подготовленности, освоенности и эффективности.

Нормативность деятельности представляет собой степень соответствия
работников правовым и нравственным нормам, положениям профессиональной
этики,ориентации на применение только законных способов борьбы с
противоправными деяниями.

Организованность создает реальный фундамент для успешной деятельности
работников. Она выражается в определении соответствующих форм организации
истройной системы реализации профессиональных задач органов правопорядка.

Подготовленность выражается в наличии у работника соответствующих знаний,
умений и навыков. Важную роль наравне сдругими видами
подготовленности(юридической, специальной) играет
профессионально-психологическая подготовленность.

Если подготовленность выступает как предпосылка успешной работы, то
освоенность определяет реальное овладение ею работником органов
правопорядка,высокую степень выполнения соответствующей деятельности.

Эффективность правоохранительной деятельности имеет следующие характеристики:
продуктивность, выражающуюся в количественных и качественныхрезультатах
деятельности; скорость, отражающую быстроту, четкость и организованность
действий; темп деятельности, определяющий соотношение«энергичных»
участков и спадов в деятельности работника в течение фиксируемого периода
времени; полноту, зависящую от объема реализованныхдействий, необходимых для
успешного выполнения деятельности; стабильность, отражающую успешность
выполнения деятельности работника в течение длительногопериода времени и
сохранение устойчивой результативности деятельности.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и
расследований преступлений — М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании
преступников — СПб.: тип. «Энергия», 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее
личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н.
-М.:Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент:
ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие.
— Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж.
«Вопросы психологии»,1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология — М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е.
Эминова — М.:«Юрист»,1995

11. Китов А.И. Психология управления — М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности — Воронеж: НПО
«МОДЭК»,1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в
системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина
Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. — М.:МВД РФ,1997

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий