Виды общения

Дата: 12.01.2016

		

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Категория общения в психологической
науке…………………………………..5

Виды общения……………………………………………………………………..7

Трансактный анализ общения…………………………………………………..11

Трудности в процессе общения…………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Введение

Взаимодействие человека с
окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые
складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и
связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.)
неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих
объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные
межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования
межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное изучение различных
социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

 Всякое производство
предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может
осуществлять полноценную совместную деятельность, если — не будет установлен контакт между
людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное
взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо
учеников, он должен вступить с ними в общение.

 Общение — это многоплановый процесс развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может
быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая
сторона общения —
взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и
действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает
восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение» является одной из
центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление»,
«деятельность», «личность», «отношения».

 Целью данной работы является изучение видов общения. Данная
тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение
проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в
психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее
перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением
методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в
последние два десятилетия.

Главной задачей контрольной работы является определить
категорию общения в психологической науке и определить его виды.

Категория общения в
психологической науке

Общение, так же как деятельность,
сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только
психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления
специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи
общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических
принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и
деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как
такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой
специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение
рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи
понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две
стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как
элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие. Наконец,
общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.[1]

Необходимо отметить, что
в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее
определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения
«субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия
человека.

В связи с этим возникает
необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее
существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений
«субъект—субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и
деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь
субъект-объектного общения.[2] В отечественной
психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа
общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально
разрабатываемого Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в
этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности
субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен
деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и
развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».

Виды общения

Общение чрезвычайно
многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное
и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными
контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а
также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой
информации.

 Выделяют также межперсональное
и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются
конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами,
которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В
случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных
ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

В ролевом общении человек
лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его
шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек
проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица,
выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным
и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо
значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения,
без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное
общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями
неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным
и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А
деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные
обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое
и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически
первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды
развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств
(письма, аудио- и видеотехники).[3]

В социальной психологии
многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное общение – это авторитарная, директивная
форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его
поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или
решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная
незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве
средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно
эффективно используется императивное общение: отношения «начальник –
подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в
чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где
применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские
отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических
отношений.

Манипулятивное общение – это форма межличностного
взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих
намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает
объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление
добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном
общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как
носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек,
выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге
часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже
начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения,
руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.[4]

Манипуляции используются
непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах
массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного
воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для
человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее
всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах
порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные на основе
общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют
различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий
другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не
видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое
общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью
взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь
глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для
взаимного развития.[5]

«Контакт масок» — формальное общение, когда
отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются
привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и
т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть
истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим
в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы
«отгородиться от собеседника».[6]

Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как
нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если
мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от
собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

 Светское общение.
 Суть светского
общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что
положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки
зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не
определяют характера коммуникаций.[7]

Трансактный анализ
общения

Трансактный анализ
общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые могут
неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может
преобладать в поведении человека.  С позиции Ребенка человек смотрит на другого
как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что
его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.

Эта позиция, являясь
основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина
в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой
от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя,
демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и
безапелляционность, приказной тон. В другое время, например,  общаясь со своими
родителями, он сам занимает  позицию Ребенка.[8]

При общении с коллегами
обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон,
выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

 С позиции Родителя
играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога,
врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».

С позиции Ребенка- роли
молодого специалиста, аспиранта —  соискателя, артиста – любимца публики. С
позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего
себе цену, др.

В позиции Родителя могут
быть две разновидности:

— «карающий Родитель» –
указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;

— «опекающий Родитель» —
советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует,
жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка
выделяют: «послушного Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду,
отстаньте! А тебе какое дело?  Как хочу, так и буду делать!»).

Наиболее успешным и
эффективным  является общение двух  собеседников с позиции Взрослых.  Могут
друг друга понять и два Ребенка.

Трасакция – единица
взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого

Общение Родителя и
Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным
поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрослую»
позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию
подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и
Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и
ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого,
либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции «опекающего
Родителя».

Общение Родителя и
Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить
как спокойный характер («послушный ребенок»), так и конфликтный характер
(«бунтующий ребенок»).

Встречаются
замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень общения не
совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и
покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а
фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно
это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). [9]

Трудности в процессе
общения

 В процессе общения
человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто препятствуют
достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств.

Со стороны личности
трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек
испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции,
признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде
появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами.
Это зависит и от из ролевого положения.

Особую группу трудностей
общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками.
Например, неожиданная форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с
реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности.

Недостаточная
ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или
психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует
окончиться конфликтом.

Эту же группу трудностей
составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и
предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу,
несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок,
смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории
«плохой – хороший», «надежный – ненадежный» и т.п. существенно искажают
представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч,
бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления
отношений.

Очевидна и важность
умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать
другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного
слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых
людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает
трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из
факторов затрудненности общения.

В настоящее время
разнообразные тренинговые программы общения при развитии техник говорения
включают в себя отработку не только техники построения и произнесения речевого
высказывания, но и его адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой,
жестами, взглядом.

Обучение тактикам общения
предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми.
Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся.
Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного,
ролевого, социального. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что
определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические
особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они
колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 –
при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в
самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. [10]

Социальные пространства –
это пространства взаимодействия групп людей, массового общения с аудиториями.
Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону
индивида. Вхождение в зону другого человека, несоответствующее установившимся с
ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснение
кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные для
стресса.

В западных странах на
допросах в полиции часто практикуют метод «территориального» вторжения, чтобы
сломить преступника. Но такая тактика пространственного нарушения совершенно недопустима
в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой
некоторую опасность и при общении начальника с подчиненными.

Психологические барьеры,
т.е. препятствия, преграды, в общении могут возникать как в связи с
эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов
высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении
барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание
стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

Барьер общения
(психологический) – психологическое состояние, переживаемое как неадекватная
пассивность, препятствующая общению.

В целом барьеры общения
можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например,
человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее
воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним
может и не быть никаких противоправных поступков.

Барьеры в общении связаны
с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде
случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт
человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении
становятся ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение
успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста.
Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных
представлений о других людях.[11]

Заключение

 По мере развития речи
появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в
процессе общения информации, а при процессе изучения – пользоваться различными
средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

 Дальнейшее развитие
общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения
на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически
высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной
потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием,
множественностью целей и широким выбором средств общения.

Связь общения с
совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но
возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной
деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной
деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми,
общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать
должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как
сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация
(общение первого рода).

Таким образом, с одной стороны, деятельность
выступает как часть, сторона общения, с другой — общение является частью,
стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство
во всех случаях.

Список литературы

1. Андриенко Е. В. Социальная
психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.:
Академия, 2000. 

2. Андреева Г. М. Социальная психология.
М., 2006.

3. Берн Э. Трансактный анализ и
психотерапия. СПб., 1992.

4. Леви-строс
К. Путь масок. М.: 2001.

5. Общая психология: Курс лекций для
первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2005.

6. Петровский А.В. Введение в психологию.
М.: Издательский центр «Академия», 2003.


[1] Андриенко Е. В. Социальная
психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.:
Академия, 2000.  с. 23-24

[2] Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия,
2000.  с. 30-35

[3]
Андреева Г. М.
Социальная психология. М., 2006. с. 63-68

[4]
Андреева Г. М.
Социальная психология. М., 2006.с. 70-73

[5] Там же

[6]
Леви-строс К.
Путь масок. М.: 2001. с. 120-129

[7] Андриенко Е. В. Социальная
психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.:
Академия, 2000.  с. 50-52

[8]
Берн Э.
Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992. с. 230-232

[9]
Берн Э.
Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992. с. 232-238

[10] Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский
центр «Академия», 2003. с. 118-120

[11]
Общая
психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования / Сост. Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2005. с. 152-156

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий