Содержание
Введение
Тестирование и виды
опросниковФормулирование вопросов и
ответовЗаключение
Список литературы
Введение
Психодиагностика – метод
психологического исследования. На его основе проверяются, как правило, гипотезы
о зависимостях между различными психологическими характеристиками. Выявив их особенности
у достаточного количества испытуемых, появляется возможность на основании
соответствующих математических процедур установить их взаимосвязь. В этих целях
используются психодиагностические методы, которые позволяют выявлять и измерять
индивидуальные особенности. Требования к психодиагностическому исследованию – контроль переменных. Психодиагностика – область психологии.
Она ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей
личности.Современная
психодиагностика используется в таких практических областях как:
здравоохранение, прогнозирование социального поведения, образование, судебная
психолого-психиатрическая экспертиза, прогнозирование психологических
последствий изменения среды, психология личности и межличностных отношений. Использование
психодиагностики в консультативной и психотерапевтической практике совпадает по
целям с медициной при лечении больных – избавление человека от страданий и
ликвидации причин их вызывающих. Но от медицинского вмешательства отличается
тем, что рассматривает природу неблагополучия не в болезненных процессах, происходящих
в организме человека, а в особенностях его личности, характере взаимоотношений
с окружающими, сам обращающийся за помощью объективно не является и субъективно
не признает себя больным. В какой бы форме не осуществлялась психологическая
помощь (консультирование, немедицинская психотерапия), она базируется на
глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства,
переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими.
Для такого проникновения могут использоваться специальные психодиагностические
методы. Основными методами выступают тестирование и опрос, методическим
воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые также
называются методиками. Они обладают особенностями: а) позволяют собрать
диагностическую информацию в относительно короткие сроки; б) представляют
информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях
(интеллекте, тревожности и т.д.); в) информация поступает в виде, позволяющем
дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; г)
информация, полученная этими методами полезна с точки зрения выбора средств
вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения,
эффективности той или иной деятельности индивида.Тестирование и виды
опросниковТестирование предполагает, что обследуемый
выполняет заданную деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картине и
т.п.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний
исследователь делает выводы об уровне развития тех или иных свойств у испытуемого.
Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым
работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и
процедура оценки результатов. Тесты весьма разнообразны. Существуют тесты
вербальные (словесные) и невербальные. Обычно выделяют две группы тестов –
стандартизированные (это те, которые направлены на оценку результатов) и нестандартизированные
(направлены на выявление качественных особенностей личности).ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ –
класс методик психодиагностических, предназначенных для определения степени
выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Совокупность методических
средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая
из методик являет собой стандартизованную анкету, состоящую из набора
предложений, с содержанием коих испытуемый (информант) может согласиться либо
не согласиться. Вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый
сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных
ситуациях, оценивал свою личность с различных позиций, освещал особенности
своих взаимоотношений с окружающими, и пр.К настоящему времени
создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При
разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в
формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.Все многообразие
личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:По содержанию:
• опросники черт
личности (измеряют выраженность черт – устойчивых личностных признаков.
Один из самых известных – шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла.
Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая
группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других
характеристик того же ряда. У Кеттелла факторы имеют «технические» и «бытовые»
названия; каждый фактор именуется парой полярных характеристик, например,
смелость – робость.)• опросники
типологические ( разрабатываются на базе определения типов личности и
позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно
своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка предназначен для определения
типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов –
экстраверсии и невротизма (эмоциональной нестабильности). В различных вариантах
клиентам предлагается опросный лист с набором вопросов, на кои предлагается
ответить утвердительно либо отрицательно (иногда может допускаться
неопределенный ответ). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии,
часть – невротизма)• опросники мотивов
(например, опросник А. Эдвардса);• опросники интересов
(например, опросники Г. Кюдера);• опросники ценностей
(например, опросник Д. Супера);• опросники установок
(например, шкала Л. Терстоуна)В соответствии с
принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:• опросники факторные,
для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники
Р. Кеттелла);• опросники
эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа
(например, ММР1).В.В. Никандров и В.В
Новочардов предлагают следующую классификацию опросников:1. По принципу
построения:а) опросники-анкеты;
б) личностные
опросники.2. По сфере
преимущественного применения:а) узкопрофильные:
клинические; профориентационные; сферы обучения; сферы менеджмента и работы с
персоналом и др.б) опросники широкого
применения.3. По форме
диагностируемого психического явления:а) опросники состояний;
б) опросники свойств
(личностные опросники);в) комплексные
опросники.4. По принципу описания
личности:а) опросники, реализующие
принцип черт:— одномерные;
— многомерные.
б) типологические
опросники.5. По оцениваемой
макрохарактеристике (подструктуре) личности:а) опросники темперамента;
б) опросники характера;
в) опросники способностей;
г) опросники направленности
личности;д) опросники смешанные.
6. По форме задаваемых
вопросов:а) открытые (предусматривают свободные ответы без каких-либо
особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению
Стандартизация обработки достигается путем
отнесения произвольных ответов к стандартным категориям)б) закрытые
(заранее
предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать
один из них Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов)Формулирование
вопросов и ответовВ личностных опросниках
наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений).1. Вопросы, предусматривающие ответы
типа «да—нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны, ответы на них
не затрудняют обследуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?»
Варианты ответов: «да», «нет».2. Вопросы, предусматривающие ответы
типа: «да», «нечто среднее», «нет». Добавляется неопределенный ответ. Как
правило, неопределенные ответы неинформативны, а в опросниках со средней
категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая
получаемую информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов
связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность, отказ от
работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утвердительно или
отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контролировать проявление
своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто среднее», «нет».3. Вопросы, предусматривающие ответы
типа «правда—ложь», или так называемые альтернативные задания. По существу они
мало отличаются от дихотомических («да—нет»). Например: «Я ненавижу
втискиваться в переполненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».4. Вопросы,
предусматривающие ответы типа «нравится—не нравится» (одно слово или фраза).
Редко используемая форма вопросов. Например, «I) фонарщики; 2) воротники из
бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты ответов: «нравится», «не нравится».5. Вопросы, предусматривающие ответы по
рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними
значениями «всегда» и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме
вопросов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих на
частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы. Например, «В
присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превосходство». Варианты
ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая к случаю», «редко»,
«очень редко», «никогда».6. Вопросы, предусматривающие ответы,
являющиеся вариантами «да—затрудняюсь ответить—нет». Это могут быть такие
ответы, как «обычно-иногда—никогда», «согласен—не уверен—не согласен» и т. п.
Подбор того или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса
(утверждения). Например, «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от
жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».7. Вопросы, предусматривающие ответы на
основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний.
Обычно это завершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать.
Используются два, три и более вариантов выбора. Например, «Когда мне нечего
делать, я могу…». Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы
поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на
джазовый концерт.Получаемые с помощью
личностных опросников данные приводятся в виде количественных оценок, которые в
многомерных шкалах, как правило, преобразуются в разного типа
стандартизированные показатели. Результаты для наглядности могут быть
представлены, например, в виде «профиля личности» или «дискограммы».Заключение
Итак, в психологии используют целый
ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном
случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно
используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и
контролирующих друг друга.
Тесты применяются на всех этапах
дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий,
тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и
академических достижений.
Не все необходимые характеристики
усвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели,
как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение
связанно и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний,
умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что
тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.
Список литературы
1.
К. М. Гуревич, Е.
М. Борисова «Психологическая диагностика»2.
Белова О.В.
«Общая психодиагностика»3.
А.А. Бодалев,
В.В. Столин «Общая психодиагностика»4.
А. Анастази «Психологическое тестирование»5.
http://psychology.net.ru/