ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»ФАКУЛЬТЕТ
ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИРеферат
на тему:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТСЕВА СТУДЕНТОВ»Семеновой Виктории Александровны
Воронеж 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
1. Причины отсева студентовГлава 2.
Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентовГлава
3. Основные идеи педагогики сотрудничестваГлава
4. Рекомендации студентамЛитература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Данные об отсеве студентов свидетельствуют, что в среднем
по стране на последнем курсе учатся около 70% молодых людей, зачисленных на I
курс.Исследование причин отсева студентов показывает, что
одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов
является отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими
специальности. Слабая профессиональная направленность и низкий уровень учебной
мотивации занимают второе место в ряду причин отсева студентов. Значимыми
факторами формирования положительного отношения к профессии являются ее
общественная важность и соответствие индивидуальным способностям и склонностям
студентов. К факторам, снижающим удовлетворенность профессией, относятся низкий
заработок, длительность рабочего дня, возможность физического и нервного
переутомления. Дополнительными негативными сторонами профессий, приобретаемых
на технических факультетах, являются необходимость работы с людьми, отсутствие
возможностей для творческой и научной работы.Профессиональная направленность как интегральная
характеристика внутренней активности личности не может не оказывать влияния на
уровень учебной мотивации студентов. Если профессиональная направленность
представляет собой отношение к избранной специальности, являющейся конечной
целью обучения, то учебная мотивация есть система отношений к различным
аспектам учебного процесса, выступающего в качестве средства достижения
конечной цели.ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ОТСЕВА СТУДЕНТОВ
Все мотивы были объединены в четыре группы — профессиональные,
познавательные, социальной идентификации и утилитарные. Примером
профессиональных мотивов может служить стремление стать высококвалифицированным
специалистом. Образцом познавательных — желание получать интеллектуальное
удовлетворение от процесса обучения. Примером мотивов социальной идентификации
является стремление студентов к хорошей учебе ради достижения социального
одобрения или избежания осуждения со стороны преподавателей, родителей, друзей,
однокурсников; утилитарных — желание получить стипендию, место в общежитии. По
интенсивности влияния на учебную работу студентов на первом месте стоят
профессиональные мотивы, на втором — познавательные, затем идут утилитарные и
мотивы социальной идентификации.«Семейные обстоятельства» — третья по значимости причина
отсева, по которой отчисляются 7,7% студентов. Под семейными обстоятельствами
имеются в виду изменения семейного положения (чаще всего в связи с переездом в
другой населенный пункт), необходимость ухода за больным родственником,
трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. Понять более
полно проблему отчисления по семейным обстоятельствам можно, лишь
охарактеризовав основные трудности семейных студентов.Как правило, студенты начинают вступать в брак в 20—21
год. После этого возраста увеличение числа семейных студентов идет по
нарастающей кривой. Среди опрошенных студентов в возрасте до 18 лет женаты и
замужем только 1,9%, в 19—20 лет — 3,1%, в 20-21 год уже 16,2%, в 22-23 года
27,5%, в 24-25 лет — 40,8%. Аналогична и динамика возрастания количества
семейных студентов по курсам обучения: основная масса студентов вступает в брак
в период с III по V курс. Описанное положение одинаково характерно для
студентов гуманитарной, естественной и технической специализации. Многие семейные
студенты вынуждены совмещать учебу с работой. Появление ребенка вызывает много
разного рода трудностей, серьезно сказывается на структуре жизнедеятельности,
отношениях с окружающими людьми. Многократно возрастает нагрузка, что требует
мобилизации всех духовных и физических сил. Около половины молодых матерей
вынуждены уйти в академический отпуск. В ходе исследования выяснилось, что
только 29,4% опрошенных молодых матерей полностью удается сочетать обязанности
матери и студентки, 60,7% это «удается с трудом», 7,8% откровенно признались,
что сочетать эти обязанности им «практически не удается». Выяснились довольно
любопытные суждения студенток относительно обязанностей матери и специалиста.
Большинство (80,4%) Большинство (80,4%) высказали мнение, что следует совмещать
обязанности матери, жены и специалиста, 17,6% отметили, что «для женщины
главное — рождение и воспитание детей. Профессиональная деятельность важна, но
носит подчиненный характер». А 1,9% заявили: «Нельзя мириться с перспективами
профессионального ограничения во имя детей. Главное — это профессиональная
деятельность, а потом уже ребенок!»Проблемы перед матерями стоят самые разные: 1) успешное
продолжение учебы; 2) материально-бытовое положение; 3) отношения в семье между
мужем и женой, а также с их родителями и родственниками; 4) отношение к
студентам, имеющим детей, со стороны руководства вуза и факультета. Эти и
другие проблемы могут создавать ситуации, при которых дальнейшая учеба
оказывается невозможной. На пороге таких ситуаций постоянно находится каждая
пятая студентка, имеющая ребенка; 21,6% опрошенных прямо указали, что не могут
успешно сочетать обязанности матери и студентки и подумывают об уходе из вуза.В структуре причин отсева отчисление за нарушение учебной
дисциплины занимает четвертое место. Отсеянные по этой причине составляют 4,6%.
К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки, как систематические
пропуски занятий, невыполнение обязательных заданий и распоряжений в ходе
обучения, длительное непосещение занятий без уважительных причин, самовольная
неявка на экзамены и зачеты и т. д.В студенческой среде складываются вполне определенные
установки в отношении посещения занятий, которые в самом общем виде выглядят
следующим образом (%):
Лекции | Семинары | |
Необходимо посещать все занятия | 32,9 | 58,8 |
Достаточно посещать лишь интересные и важные занятия |
29,0 | 16,5 |
Необходимо посещать только занятия, непосредственно связанные лишь с будущей специальностью |
3,4 | 4,2 |
Самое лучшее – это введение свободного посещений занятий |
2,3 | 9,5 |
Необходимо практиковать занятия по индивидуальному плану |
9,7 | 11,0 |
Пятая причина отсева: отчисление студентов за
правонарушения.
Среди нарушителей общественного порядка и совершивших
другие правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на 2/3
преобладают студенты I и II курса.
Активно употребляющих алкогольные напитки несколько
больше среди студентов технических специальностей — 39,3%, 31,8 — среди
гуманитариев, 29,0% — среди естественников.
Частота употребления алкогольных напитков тесно связана
также с нравственными установками и принципами. Так, на отсутствие целей и
идеалов указали около 15% студентов, изредка употребляющих алкогольные напитки,
и 33,3% — активно употребляющих. Больше половины активно употребляющих
алкогольные напитки сосредоточивается в тех учебных группах, которые
характеризуются крайне слабыми внутригрупповыми связями: 45,0% — в группах, в
которых есть 2 или 3 тесные микрогруппы, контакты между которыми затруднены, а
часть людей держится особняком; 12,2% — в группах, где нет сплоченного ядра и
все студенты держатся особняком. Это значит, что возможности внутригруппового
контроля за поведением таких студентов крайне незначительны, и когда возникает
ситуация, способствующая совершению правонарушения, их практически некому
сдержать.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Зная эти возможные действия, куратор всегда сможет
выделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшей
в практике работы со студентами.
На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача —
построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности,
разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает
этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что
на I курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их
возможностях и способностях обычно идет довольно медленно — по мере выполнения
студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т. д., поэтому
только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о
мотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход. Уже в
самом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующие
психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить
информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а
также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться
очень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс-информация должна
непрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного
года. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их
адаптации в своей студенческой группе полезно проведение
социально-психологического тренинга.
На основе знания и учета индивидуальных личностных
особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые
психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае:
1. Беседы, направленные на снятие у части студентов
состояний неуверенности, повышенного беспокойства. В ходе изучения студентов
выясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провала экзамена
еще задолго до сессии. Причем такие состояния нередко возникают и у
ответственных, много работающих, по отзывам преподавателей, студентов.
Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различных
ситуациях. Такие состояния отвлекают от учебы, мешают собраться,
сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях.
Такие беседы следует проводить задолго до сессии.
2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов
студентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния
страха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед
экзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих силах. У
ряда слабоуспевающих студентов в ситуации экзамена наблюдается ухудшение
внимания, памяти, мышления (таких студентов можно выявлять по данным
самооценок), их возможности резко снижаются, знания забываются. Преподаватели
оценивают таких обучающихся, прежде всего по результатам их деятельности, не
учитывая их состояние. По этой причине бывают низкие оценки в действительности
способных студентов.
3. Беседы, направленные на преодоление излишней
уверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых
студентов есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет
ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения
с ними куратору необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченность
перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям,
проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у них
оснований для высокой самооценки и чувства успокоенности.
Информирование контингента первокурсников о том, что
именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение
на учебе, систематичность в занятиях.
Использование для снятия состояния утомления и повышения
работоспособности методики аутогенной тренировки. Сначала студентам
рассказывают о тех возможностях, которые предоставляет аутогенная тренировка
для снятия состояния утомления, повышения умственной работоспособности. Затем
комплектуется группа студентов, желающих овладеть методом. Для сеанса может
использоваться магнитофонная запись текста со специальным музыкальным
сопровождением, усиливающим действие словесных формулировок. Под влиянием
текста и музыки у студентов происходит мышечная релаксация, в результате
которой восстанавливаются нервно-психические силы, повышается способность к
восприятию учебной информации. Может повышаться и способность к саморегуляции,
в результате которой более эффективным становится самовоспитание, формирование
у себя волевых качеств. Сеансы аутогенной тренировки должны осуществляться
специалистом-психологом (сотрудником психологической службы вуза).
5. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их
собственного стереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкими
способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не
решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и
поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязнь
показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не
избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало
стереотипом. Им необходима помощь куратора.
Совет ряду студентов отказаться от посторонних увлечений
перед сессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабых
и средних студентов непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и
занятия, далекие от учебы.
6. Совет некоторым студентам преодолевать у себя такие
отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.
7. Информирование студентов младших курсов о том, что в
их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут
учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются
специальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти студенты могут
отличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным предметам, но
могут обладать ярко выраженными специальными способностями. В процессе работы с
такими студентами куратору необходимо:
а) помочь проявиться их сильным сторонам (можно, в
частности, давать конкретные поручения, при выполнении которых проявились бы
соответствующие способности студентов и на этой основе изменилось бы отношение
к ним внутри группы, повысился их статус среди сокурсников);
б) провести серию бесед с целью убеждения этих студентов
в необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний на
младших курсах (с точки зрения требований будущей специальности);
в) осуществлять систематический контроль за распределением
этими студентами своего свободного времени.
8. Введение слабого студента в коллектив группы,
налаживание контакта с товарищами по учебе. По целому ряду причин некоторые
слабые студенты оказываются изолированными от сокурсников, что уводит их в сторону
от группы (а значит, и от учебы). Друзья у них оказываются вне группы, поэтому
повлиять на них через группу довольно сложно. В целях налаживания связей таких
студентов с коллегами по учебе куратору необходимо подобрать для них такие
поручения, в которых могли бы проявиться их специальные способности (мало очевидные
для членов группы). Это повысит авторитет слабых студентов и укрепит их связь с
товарищами по группе.
9. Информирование студентов о целесообразности их
объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом
(объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг к
другу). Такое мышление в микрогруппах активизирует мышление, пробуждает интерес
студентов к изучаемому предмету и улучшает его усвоение.
10. Работа по накоплению в вузе профессиограмм тех
специальностей, по которым готовит данный вуз. В ходе индивидуальной беседы
студенты отмечают, что при выборе вуза или специальности они остро ощущают
недостаток соответствующей информации, что влечет за собой ошибочный выбор
вуза, отсутствие интереса к специальности и как результат этого — последующий
отсев. Перевоспитание таких неверно выбравших специальность студентов часто не
приносит успеха направленность человека изменить далеко не просто. В связи с этим
возникает задача улучшения информирования абитуриентов о будущей профессии.
Составление профессиограмм целесообразно поручать сотрудникам профилирующих
кафедр, наиболее осведомленным об особенностях и специфике той или иной
специальности.
11. Оказание помощи в профессиональном самоопределении
студентов, осуществление психологической коррекции личности студента при
компромиссном выборе профессии.
12. Осуществление организующей функции по сплочению
коллектива курируемой студенческой группы, изучение структуры межличностных
отношений и психологического климата в студенческой группе.
13. Обеспечить тесное взаимодействие с теми
преподавателями, которые ведут лекционные и практические занятия в курируемой
группе, с целью снизить такие недостатки учебного процесса, как излишне быстрый
темп изложения учебного материала на некоторых лекциях, недостаточная его
конкретность, малое число примеров и т. д. В связи с этим преподавателям могут
быть даны советы снизить темп изложения нового материала, осуществлять поиск более
эффективных форм чтения лекций, конкретизировать материал, увеличить число
примеров и т. д. Практическая работа по изучению студентов и управлению ими
должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические
занятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.
К индивидуальной работе с ними студенты отнеслись с
большим интересом, сами искали встречи с ее организаторами. Привлекали сам факт
проявления внимания к их личности, стремление вникнуть в их трудности, помочь
им решить возникающие проблемы, а также то, что все советы и рекомендации
давались на базе фактических сведений о личности, к тому же достаточно
аргументировано.
Индивидуальный подход, таким образом, является высокоэффективным
средством повышения успеваемости и предупреждения отсева студентов.
Для повышения успеваемости и предотвращения отсева
необходимы не только методы изучения личности, но и методы стимулирования
мыслительной активности студентов, способствующие лучшему усвоению учебной
информации. Без интеллектуальной активности невозможно полноценное усвоение
материала, да и способности слабых и средних студентов часто не развиты оттого,
что их не побуждают к энергичной интеллектуальной деятельности.
Для стимулирования интеллектуальной активности может
применяться целенаправленно организованное общение, ставящее студента в такую
активную позицию. Приведем пример процедуры организации активного учебного
общения.
Организованы группы по 8 человек.
Суть метода состоит в том, что из учебной программы по
высшей математике выделяются основные понятия, каждое из которых
отождествляется со студентом. При этом важно добиться, чтобы студент как можно
полнее идентифицировал себя с данным понятием, как бы играл его роль.
Представив в основных чертах суть своих понятий, студенты задают друг другу
вопросы по поводу их смысла.
Все общение направляется специальными вопросами.
Организованное таким образом общение было направлено, во-первых, на активизацию
усвоения сложных учебных понятий и, во-вторых, на активизацию установления
внутри- и межпредметных связей.
В проведении этой работы можно обозначить следующее:
1. Выделение преподавателем основных понятий. Например,
из начального раздела программы называются следующие понятия: определитель,
система трех линейных уравнений с тремя неизвестными, матрица, вектор,
скалярное произведение векторов, векторное произведение векторов, смешанное
произведение векторов.
2. Распределение понятий между студентами с учетом их
желания. Студентов, выбравших себе определенное понятие, просят «освежить» в памяти
сведения о нем к следующему занятию.
3. Информация членов группы о сути выбранных ими понятий,
причем в той последовательности, в какой они изучаются по программе. При этом
каждый студент сообщает членам группы об основных чертах выбранного им понятия,
выделяет в нем главное.
4. Общение между членами группы по поводу данных понятий,
направленное на: а) устранение неясностей в их сути; б) установление внутри- и
межпредметных связей понятий.
Взаимодействие направляется специальными вопросами.
Сначала с целью устранения неясностей вопросы
информирующему о понятии задают члены группы. Ответив на них, он сам начинает
спрашивать, выясняя, насколько суть его понятия усвоена членами группы. Объем
информации исключает пассивность, каждому студенту могут задать вопрос с тем,
чтобы он продемонстрировал свое умение рассуждать и устанавливать логические
связи.
После уяснения сути понятий студентам ставятся уже
специальные вопросы (на раскрытие внутрипредметных связей; на уяснение порядка
следования понятий, тех ассоциаций, которые они вызывают; возможных
составляющих этих понятий и др.).
Вопросы, направленные на выяснение порядка следования
понятий:
Почему ваше понятие занимает именно это место во
временной цепи? Почему оно вводится по программе раньше (позже) других
рассматриваемых здесь понятий? Возможен ли принципиально иной порядок его
следования по программе? Если возможен, то какой? Уже эти простейшие вопросы
подталкивают студентов к размышлению, они начинают строить предположения.
Иногда эта временная связь достаточно понятна (без знания определителя нельзя
изучать, например, матрицы, поэтому первая категория рассматривается по
программе раньше).
Вопросы, направленные на выяснение содержательных связей
понятий: каковы связи вашего понятия со всеми обсуждаемыми здесь? (Например,
какова связь матрицы с определителем?) Перечислите, раскройте эти связи. Если
ваше понятие объединить с понятием, например, этого члена группы, какое новое
понятие получится? (Ответить должны оба студента.) Перечислите, с какими
понятиями родственно ваше понятие, от каких отлично. Какова область применения
вашего понятия? Назовите любые приходящие вам в голову ассоциации и аналогии
рассматриваемого вами понятия с другими категориями. Не бойтесь, неожиданных
умозаключений. Учитывая специфику предмета или отдельных его разделов, метод
можно модифицировать. В отзывах относительно метода студенты указывают, что он
дает то, чего не могут дать лекции и практические занятия (ставит их в
ситуацию, требующую проявления активности, обогащает информационную среду в
процессе интенсивного общения, активизирует мышление, вырабатывает навык
оперирования соотношениями понятий).
Для того чтобы успешно применить описанный метод
активизации мышления, следует ориентироваться прежде всего на студентов с
выраженным мотивом к преодолению трудностей.
Именно сочетание индивидуального подхода, обеспечивающего
раннюю диагностику высокомотивированных студентов, с активно формирующим
методом — наиболее перспективное средство повышения успеваемости и
предотвращения отсева студентов. Благоприятный или неблагоприятный
социально-психологический климат в группе, наличие или отсутствие в ней лидера
— важнейшие условия, определяющие успешность обучения и воспитания в
студенческих группах. Все больше обращаются к групповым совместным или
коллективным формам обучения (приложение). При групповых формах деятельность
каждого члена группы фактически индивидуальна и только незапрограммированное
общение во время занятий и в свободное время создает эффект совместности.
Совместной можно считать такую деятельность группы, при которой ее участники
взаимосвязаны одновременностью и последовательностью действий, действия одного
участника невозможны без одновременных или предшествующих действий другого
(других). Максимальная взаимосвязанность студентов в группе возникает в
условиях, когда группа в два-три человека должна, например, подготовить один
проект, отработать навыки владения аппаратурой и т. п. При коллективных формах
участники не только взаимосвязаны деятельностью (учебной, трудовой, спортивной),
но и обладают всеми признаками коллектива, т. е. имеют ценностно-ориентационное
единство, сплоченность.
Известно, что динамика психических процессов (восприятие,
память, мышление) и уровень проявления психических функций (психомоторных,
интеллектуальных) различны в условиях индивидуальной и совместной деятельности.
При обучении тем или иным учебным, игровым, трудовым
навыкам и умениям приемы индивидуальной и совместной деятельности целесообразно
комбинировать.
Например, на первой стадии выработки навыков лучше
использовать индивидуальное обучение, но уже на второй более результативным
оказывается синтез индивидуальной и совместной деятельности, долговременное
запоминание материала эффективнее в условиях совместной деятельности (на
уровнях соприсутствия, взаимовлияния, действенной взаимозависимости); когда
процесс обучения требует дифференцировки действий, необходимо применять сначала
индивидуальный, а потом уже совместный способ.
Совместная мыслительная деятельность имеет такое
преимущество, как возможность распределения функций: один генерирует идеи,
другой классифицирует их, третий «дорабатывает» до необходимого практике
варианта. При совместном обучении сложным мыслительным задачам необходимо
периодически обмениваться «функциями», что позволит соучастникам более или
менее равномерно овладеть соответствующими приемами мыслительной деятельности.
К социально-психологическим резервам интенсификации
обучения относятся: оптимальное комплектование обучающихся групп (однородности
— разнородности различных характеристик студентов); согласование в системе
обучающий — обучающийся.
Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у
студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания и
способности. Сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности —
значит развивать необходимые способности, совершенствовать свои умственные
качества. Для студенчества учеба — первична. Но умение и стремление учиться/а
главное — желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают спонтанно
сами по себе в связи с зачислением абитуриентов в высшее учебное заведение.
Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией
формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью
представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний,
умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к
овладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтому
школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной
степени на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и
профессиональной подготовке. Большинство поступают в вуз без учета личных
возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование,
или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию
с друзьями. Для становления студента как специалиста нужны соответствующие
предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная
направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под
профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интерес
к профессии, склонность заниматься ею.
Успех освоения профессии будет зависеть от того,
насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. И в этом
смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для
общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием
различных факторов у них может появиться интерес к получаемой профессии. Для
такой категории студентов особое значение имеют психолого-педагогическая
атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая
база, техника и методика учебного процесса и практических занятий. Но сегодня
содержанием обучения удовлетворены лишь, 29% студентов. Серьезные претензии
студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Некомпетентность,
неграмотность и профессиональное несоответствие преподавателей снижают интерес
к учебе, превращают учение в формальный процесс. Студенты полагают, что
повысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как
объективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повысить
качество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работу
в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат.
Часто преподаватель сталкивается с ситуацией отторжения
студентом его предмета. При этом он подчас не понимает, почему данная
дисциплина не является для студентов значимой. Скорее всего это объясняется
неоткоординированными позициями участников учебного процесса, а также тем, что
студенты не «видят» учебный предмет в плане своего профессионального
становления. Преподаватель же, имея в виду общую установку на развитие личности
студентов, практически чаще всего сосредоточивается все-таки на уровне техники
и приемов предметного характера.
Усложнение задач, которые предстоит решать студентам,
определяется усложнением осваиваемых ими предметных действий и лежащих в их
основе когнитивных моментов. В последние годы в связи с достижениями психологии
общения акцент смещается на проектирование способов учебного диалога: диалог
между преподавателем и студентом, студентов друг с другом, группы студентов и
преподавателя призван улучшать усвоение, влиять на мотивационную сферу
познавательной деятельности учащихся и на контрольно-оценочную. Этим
усиливается тенденция планировать обучение как творческий процесс, не сводимый
к освоению готовых правил решения разнообразных задач.
Умение включать предметные задачи в целостную
учебно-воспитательную ситуацию, задающую координаты отношений человека к миру и
к другому человеку, очерчивать статус данного научного предмета в сфере
культуры и социума, морали, искусства и обыденного сознания, умение трансформировать
ценностные устремления студентов в конкретные учебные цели — все это отличает
высокие образцы психолого-педагогических достижений (собственно, это считалось
непременным атрибутом мастерства преподавателя во все времена).
Концепцию продуктивной совместной деятельности
преподавателя со студентами и студентов друг с другом (сокращенно СПД)
разработала профессор В. Я. Ляудис. В качестве единицы проектирования учебной
ситуации она выделяет четыре взаимосвязанные переменные: содержание учебного
предмета, структурированное в соответствии с целями обучения; условия,
организующие усвоение учебного содержания и обобщенных способов учебной
деятельности; систему учебных взаимодействий преподавателя со студентами и
студентов друг с другом, изменяющихся в определенной логике по мере освоения
новой деятельности; динамику указанных переменных в их взаимосвязи на
протяжении всего процесса обучения.
Организация ситуации СПД предполагает четыре основных
требования:
1) включение участников с самого начала обучения в творческую
продуктивную деятельность;
2) совместное планирование учащимися и преподавателями
системы промежуточных задач (творческих и репродуктивных), необходимых для
движения к намеченному продукту, т. е. умение преподавателя направлять
совместную деятельность не только на выполнение технологической работы, но и
прежде всего на совместное формирование мотивационно смысловой сферы;
3) такое сотрудничество в учебной деятельности, в котором
каждый, ориентируясь, прежде всего на смысловую ее сторону, мог бы определять
свой вклад в эту деятельность;
4) закономерная перестройка по ходу обучения исходных
взаимодействий по этапам: введение в деятельность; действия, разделенные между
преподавателем и учащимися; имитируемые действия; поддержанные действия;
саморегулируемые, а затем самопобуждаемые действия.
Стратегия СПД уже реализуется в преподавании многих
дисциплин в школе и вузе: обучение письменной речи младших и старших школьников
через введение в ситуацию сочинения сказок, историй и др.; обучение информатике
старших школьников через включение социально значимых задач, обучение студентов
чтению и пониманию сложных текстов и т. д.
Опыт говорит о том, что, проектируя учебные ситуации в
стратегии СПД, преподаватель стремится вовлечь в сферу внимания цели и смыслы
учебно-профессиональной деятельности. Этому служит фаза введения в
деятельность. Нацеливание не на собственное умение, а на совместно достигаемый
результат деятельности приносит немедленное эмоциональное принятие задачи
студентами. Добившись этого, педагог уже не боится идти на конфликтные
ситуации, когда студенты (или значимая их часть) выбирают, к какого рода
действиям они присоединяются (к новым, только что намеченным, или старым,
апробированным в предыдущем опыте); будут ли они вместе с педагогом искать способы
решения задач или займут пассивную позицию объекта управления; будут ли они
действовать как партнеры, помогая друг другу, или индивидуально. Разумеется,
здесь преподаватель применяет такие приемы, как поощрение, внимание,
активизация сокровенных чувств и надежд, доверие, моральная поддержка и т. п.
Таким образом, основным объектом усилий преподавателя
выступает не столько освоение учебного содержания, сколько развивающаяся
учебно-профессиональная позиция студентов. Увязывая на всех этапах учебные и профессиональные
цели (свои и студентов), цели овладения деятельностью в учебно-профессиональном
партнерстве и усвоения норм социального взаимодействия, преподаватели обогащают
план своей работы целями разных аспектов.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДОГОГИКИ СОТРУДНЕЧЕСТВА
Концепция СПД органично вписывается в «педагогику
сотрудничества», основные идеи которой представлены ниже.
1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед студентами
более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать
уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.
2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов,
знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих
логику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной)
опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и
полностью исключает возможность зубрежки.
3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто
задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве.
Свобода выбора — самый простой путь к развитию творческой мысли.
4. Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные
блоки, можно увеличить объем изучаемого материала, легче установить логические
связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.
Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя со
студентами, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям
студентов, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных,
поощрение активности студентов, сотрудничество преподавателя со студентами в
поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных
способностей.
ГЛАВА 4.РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ
Как организовать свои занятия.
1. Дайте слово, что не позволите себе утонуть в делах!
Если вы не очень организованны, вам может показаться, что задания идут
неудержимым потоком и вас захлестывает. Однако, приняв твердое решение работать
организованно, вы окажетесь в гораздо более сильной позиции человека,
«оседлавшего волну».
2. Составляйте списки дел. Только не подходите к этому
формально и не делайте записей типа «проработать конспекты». Пусть ваш список
будет пространным, но содержит короткие и конкретные задачи. При этом у вас
будет возможность достаточно быстро выполнить одно-два дела и вычеркнуть их из
списка. Последнее обычно доставляет большое удовольствие.
3. Включайте в свой список каждое задание, которое вы
получаете. Введите систему определения приоритетности, но не по срокам,
например установленным вам срокам сдачи работ, а в порядке их значимости.
Установленные сроки, безусловно, учитывать необходимо, но не меньшее, а даже
большее значение следует придавать тем занятиям, которые представляются вам
важными в долговременном плане.
4. Регулярно корректируйте списки дел (на это будет
уходить всего несколько минут). Как только вы обнаружите, что значимость
какого-то пункта возросла, повысьте его приоритетность в списке. Назначайте
свои собственные сроки выполнения задач, включенных в перечень, устанавливая их
с большим запасом относительно заданных извне сроков, на пример сроков сдачи работ.
5. Вносите разнообразие в свои занятия. Например,
занимаясь целый вечер, не следует корпеть все время над одним заданием. Часть
времени проведите, повторяя что-нибудь, часть уделите планированию дел на
будущее или продолжению работы над заданием, которое вы начали выполнять до
этого, и часть — чтению дополнительной литературы по изучаемым предметам.
Говорят, что перемена занятия — тот же отдых. Эффективность вашей работы будет
выше, если в течение вечера вы будете заниматься различными заданиями, а не
монотонно трудиться над одним.
6. Используйте каждый кусочек свободного времени. Даже у
самых занятых людей в течение дня то и дело выпадают свободные пара-другая
минут. Используйте их для какого-нибудь небольшого дела, например, запишите
интересные мысли, пришедшие вам в голову на одном из аудиторных занятий на
прошлой неделе. Вы удивитесь, насколько продуктивными окажутся эти маленькие
отрезки времени. Ведь концентрировать внимание в течение длительного времени
трудно, на протяжение же коротких периодов активности это достигается легко.
7. Всегда и везде имейте с собой что-нибудь, чем вы могли
бы заняться! Не надо, конечно, целыми днями таскать с собой все учебники и
тетради, однако что-то небольшое иметь при себе весьма полезно (например,
записную книжку или карточку с записью ключевых положений изучаемого
материала). Точно так же при подготовке к выполнению важного задания, например
сочинения, полезно несколько дней носить с собой план сочинения, чтобы,
постепенно «сортируя» приходящие в голову идеи, заносить их в план в виде
ключевых слов или фраз.
8.Никогда не работайте только в одном «любимом» месте. У
большинства людей есть места, в которых они предпочитают работать. Однако если
вы все время работаете в одном предпочтительном для себя месте, вам будет легко
оправдать свое нежелание работать где-либо еще.
9. С самого начала своих занятий учитывайте, каким
способом будут оцениваться результаты. Если курс завершается экзаменами,
начинайте практиковаться в ответах на вопросы сразу же, как только пройдете материал,
достаточный для ответа хотя бы на некоторые из них! Вы должны быть готовы
начать отвечать на вопросы к концу первой недели занятий.
10. По возможности занимайтесь вместе с сокурсниками.
Работая самостоятельно, можно часами сидеть за столом без какого-либо ощутимого
результата. Когда вы являетесь частью работоспособного коллектива, ваши
возможности предаваться ленивым мечтам намного уменьшаются. Каждый раз, когда
вы объясняете что-либо своему товарищу, вы эффективно обучаетесь сами.
11. Не позволяйте себе увлекаться «срочными» заданиями.
Отдавая все свое время и энергию одному срочному заданию, через какое-то время
вы просто окажетесь перед необходимостью столь же срочно выполнять другое. К
выполнению всех заданий старайтесь приступать пораньше, чтобы как можно меньшее
их число переходило в разряд срочных.
12. Устанавливайте свои сроки выполнения заданий. Обычно
при выполнении работы вы должны укладываться в предписанные сроки — назначайте
себе свои сроки, более жесткие, чем те, которые вам предписаны. Чувство
удовлетворения от того, что вы работаете с опережением сроков, придаст вам
уверенность и положительно скажется на качестве всей работы.
12. Составьте свой рабочий план по выполнению этапов
работы, являющейся частью вашего курса. Иногда оказывается важнее, например,
уделить некоторое время просто более глубокому усвоению пройденного, чем
торопиться с выполнением следующих этапов.
13. Избегайте накопления незавершенных заданий. Многие
студенты страдают от накопления «хвостов» по работам, выполняемым на протяжении
курса (например, затягивая до последнего оформление лабораторной работы). Дело
кончается тем, что они вынуждены сдавать «хвосты» в то время, когда гораздо
важнее заниматься повторением и подготовкой к экзаменам.
14. Используйте первые 10% отведенного времени. Вы,
возможно, заметили это свойство человеческой натуры — 90% дела выполнять в
течение последних 10% времени. Рассуждая логически, это означает, что то же
самое и столь же хорошо можно сделать в первые 10% отведенного времени. Подумайте,
сколько других дел вы могли бы сделать в оставшиеся 90 %.
15. Постоянно закрепляйте пройденный материал. Не
надейтесь, что будто по мановению волшебной палочки то, что вы учили на прошлой
неделе, останется в вашей памяти на всю жизнь. Иметь в голове пройденный
материал столь же важно, как и тот, который вы проходите в настоящий момент.
16. Будьте реалистом. Держать темп — значит работать
эффективно, но не перерабатывать. Выбирайте темп, соответствующий уровню ваших
жизненных сил. Учтите, что источниками энергии для поддержания темпа служат
отдых и восстановление сил.
17. Наиболее ценным и разносторонним источником
дополнительных возможностей обучения для вас являются ваши сокурсники.
Следующие ниже рекомендации помогут вам извлечь максимум пользы из совместной
работы с сокурсниками:
— Для групповой проработки подбирайте такие задания,
которые удобнее выполнять коллективно, а не в одиночку. Это может быть работа с
источниками информации, составление плана письменной работы, самопроверка и
«мозговой штурм».
-Цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждый
член группы выигрывал от сотрудничества с другими. Учтите, что когда вы,
например, что-то объясняете, то человеком, который в данный момент обучается с
наибольшей эффективностью, являетесь именно вы. Лучшим путем к пониманию
чего-либо является попытка объяснить это другому.
— Избегайте жульничества. Целью работы в группе должно
быть уменьшение личного объема работы для ее участников. Если все члены группы
внесли одинаковый вклад в выполнение задания, можно с уверенностью сказать, что
никто не пользовался чужим трудом.
— Установите некоторые основные правила поведения в
группе. Они должны соответствовать общепринятым нормам поведения, таким, как
пунктуальность, уровень личного вклада в работу группы, конструктивность
критики.
— Лидируйте по кругу. Будет неплохо, если при работе над
разными заданиями в группе будут лидировать разные ее члены, чтобы каждый нес
ответственность за определенные аспекты коллективной работы.
— Делите на всех общую часть работы, например, поиски
информации или источников, необходимых для выполнения задания. Это поможет
каждому лучше использовать свое время, поскольку все сразу не будут гоняться за
одной и той же книгой, статьей или ссылкой.
— Договаривайтесь между собой. Всем коллективом
установите крайний срок выполнения задания. Договоритесь о том, какого рода
вклад в работу группы будет сделан каждым ее членом.
18. Записи, которые вы делаете на лекциях и других
групповых занятиях, — один из самых важных источников информации, который вы
создаете для себя в процессе учебы. Тем не менее многие относятся к ним лишь
как к механической регистрации услышанного, т. е. не обдумывая того, что
записывают. Не ограничивайтесь простым копированием или просто записью того,
что вы видите на экране или доске или что вы слышите. Копировать, не пытаясь
хоть в какой-то степени осмыслить материал, слишком легко. Излагайте услышанное
своими словами, в своей манере. Не пишите длинно, полными фразами, если можно
передать смысл несколькими тщательно подобранными словами. Непрерывно принимая
решение о том, что конкретно следует сейчас записать, вы поддерживаете свой
мозг в состоянии напряжения и не даете ему скучать. Записывайте все, что
считаете необходимым сохранить.
19. Выделяйте важные места в своих записях. Располагайте
записи на каждой странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или
понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйте
цвет, обвод, маркер, рисунок и другие известные вам способы. Каждый раз, когда
вы что-либо не понимаете, записывайте свои вопросы. Точно так же записывайте
свои мысли и комментарии по поводу услышанного. Тогда ваши записи будут не
просто копией услышанного, в них уже будет содержаться результат его осмысления
вами.
20. По возможности сравнивайте свои конспекты с
конспектами двух-трех других студентов, при этом дополняйте и исправляйте свои
записи.
Просматривайте свои записи вновь через день-два, пока вы
не забыли смысла проставленных в них вопросов и условных знаков. Продолжайте
регулярно работать с ними, делая добавления, внося исправления и пояснения и
отмечая связи с другими источниками информации.
21. Овладевайте техникой быстрого чтения. Умение читать
быстро — важное качество, позволяющее усваивать гораздо больший объем
материала.
Для того чтобы быстро получить представление о содержании
книги, прочтите ее оглавление, особенно, если вы впервые берете ее в руки.
Отметьте главы или разделы, которые, на ваш взгляд, имеют самое близкое
отношение к предмету вашего изучения.
Решайте, когда стоит использовать быстрое чтение.
Например, если вашей целью является получение общего представления о предмете,
быстрое чтение может помочь. Если же, однако, вы нуждаетесь в более подробной
информации, то быстрое чтение будет полезно лишь на этапе поиска тех частей
текста, которые следует изучить глубже,
22. Попытайтесь избавиться от привычки (если вы ее
имеете) проговаривать про себя то, что вы читаете. Большинство из нас приучено
читать с такой скоростью, с какой говорят. На самом деле наш мозг в состоянии
воспринимать слова много быстрее, чем мы их произносим. Многие, однако, никогда
так и не могут научиться читать быстрее, чем говорят. Старайтесь воспринимать
слова группами, а не по отдельности. Во многих фразах лишь одно или два слова
являются важными, а остальные для восприятия смысла не существенны.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Под ред. М.В.
Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
2.Основы
педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
3. Кон
И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
4.
Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.
5.
Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский
Екатеринбург,1995.
6.
Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский .— М. : Апрель-пресс : ЭКСМО-
пресс, 2000 .— 1006 с.
7.
Гаврилюк В. В. Становление системы образования региона / В.В. Гаврильчук –
Тюмень, 1998.
8.
Зимняя А.И. Педагогическая психология: Учебник для вузов / А.И. Зимняя – М.:
Логос, 2005. – 384 с.
9.
Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента / В.Т. Лисовский – Л., 1974.
10.
Майерс Дэвид. Социальная психология / Дэвид Майерс; Пер. с англ. В. Гаврилов и
др. 6-е междунар. изд., перераб. и доп. .СПб. : Питер, 2002. – 752 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНАЯ ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА
Она возможна, если:
Общая познавательная задача решается общими усилиями
студенческой группы.
Если каждая микрогруппа получает задание, являющееся
составной частью общегрупповой задачи.
Каждая микрогруппа в зависимости от количества членов и
уровня их подготовки получает задания определенной степени трудности. С
заданием должны ознакомиться все члены группы, каждый приступает к решению и
должен сообщить свой результат: если результат совпал с результатами остальных,
группа переходит к решению следующей задачи, если не совпал, группа приступает
к обсуждению.
Во время работы групп преподаватель ходит по аудитории,
следит за работой групп, удалось ли группе найти самый рациональный путь
решения, не остались ли какие ошибки неисправленными, в случае затруднения
педагог включается в работу группы.
Для предметов физико-математического цикла групповую
работу целесообразно использовать для закрепления материала, а для
гуманитарного цикла групповую работу можно использовать при изложении нового
материала, носящего проблемный характер.
При групповой работе усиливаются активность, интерес и
уровень получаемых знаний и развивается умение делового общения, взаимодействия
с людьми при решении разнообразных проблем.
Около 40% учебного времени полезно отводить на групповую
работу
Оптимальная численность микрогрупиы — 3—5 человек. С
возрастанием численности группы ее продуктивность снижается.
По физико-математическим предметам целесообразно
создавать микрогруппы с примерно одинаковым уровнем знаний и умений и давать
задания группе с учетом уровня подготовки ее членов.
Нужно в каждой группе выделять «ответственного
руководителя», который руководит работой группы, процессом обмена и обсуждения
информации. Выбор «руководителя» полезно предоставить самой группе, возможно
наличие «технического» и «эмоционального» лидера в микрогруппе.
Необходимо изучить и учитывать характер межличностных
отношений между студентами для правильного комплектования групп; не включать в
одну группу студентов, которые взаимно отвергают друг друга; студентов
малопопулярных, неуважаемых направлять в такие группы, в которых отношение к
ним было бы нейтральным.
При дифференцированной групповой работе каждому студенту
даются индивидуальные задания с учетом его способностей и знаний.
Каждой группе дается набор учебных материалов для работы,
где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны
пользоваться студенты, порядок выполнения задания — какую часть задания
выполняют индивидуально, какую — коллективно, перечень контрольных вопросов для
самопроверки.
Для организации рабочего места используют легкие столики,
которые сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы
отделить одну группу от другой.