Жизнь и творчество А. Белого

Дата: 12.01.2016

		

Андрей
Белый — Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 — 8. 1.1934) — родился и вырос в
семье крупного российского математика, профессора Московского университета
Николая Васильевича Бугаева. Круг его общения был чрезвычайно интересен. Уже
учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги
Михайловны Соловьевых — родителей своего друга Сергея. “Не чайный стол —
заседание Флорентийской академии”, — с благодарностью вспоминал Белый дом
Соловьевых, где бывали старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир
Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич
Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее — В. Брюсов, Д. Мережковский,
3. Гиппиус… Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые
литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву
сочинить псевдоним “Андрей Белый” (белый — священный, утешительный цвет,
представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов — любимый цвет
Владимира Соловьева). В 1990 году

Б.
Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из
четырех его “симфоний” — “Северная” или “Героическая”. Писатель впоследствии
признался, что, называя свои первые прозаические опыты “симфониями”, он и сам
толком не знал, что это такое. “Симфонии” А. Белого больше схожи с сонатами.
Слово “симфония” было для Белого своего рода символом. Тема “вечного
возвращения” — одна из центральных жанро- и сю-жетообразующих тем всего
творчества А. Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения
повествования. Он выделяет в произведении одну, две и более главные темы, к
которым возвращается через определенные промежутки времени. Во второй
“симфонии” с темой “вечного возврата” уже борется тема утверждения жизни. Во
второй “симфонии” на первой же странице возникает образ солнца — зловещий
“глаз”, уставившийся на землю и проливающий на нее потоки “металлической
раскаленности”. Первый поэтический сборник А. Белого “Золото в лазури” выходит
в 1904 году. В этом сборнике солнце — предмет почти что языческого поклонения:

Солнцем
сердце зажжено.

Солнце
— к вечному стремительность.

Солнце
— вечное окно

В
золотую ослепительность.

Стихотворение
“Солнце” посвящено К. Бальмонту — автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом
сборнике А. Белый отождествляет солнце с образом золотого руна. В стихотворном
цикле “Золотое руно” А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое
иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетия.

Нацеленность
в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее,
которое — согласно логике “возврата” — уже было! Поэтому оно может выступать в
масках: “прежнего счастья”, “старины” (“Старина, в пламенеющий час обуявшая нас
миром, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым…”), образов прошлой
культуры (раздел “Прежде и теперь”):

Блестящие
ходят персоны,

Повсюду
фаянс и фарфор,

Расписаны
нежно плафоны,

Музыка
приветствует с хор.

1905
год — начало нового периода творчества Андрея Белого. Во время этого периода
Белый влюбляется в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство,
перевернувшее всю жизнь А. Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906
года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего
напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с А. Белым на десять месяцев, чтобы
все обдумать и принять окончательное решение. Летом А. Белого нередко посещают
мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и
безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Из
Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от
перенесенного удара, растянувшийся на 1907 — 1908 годы. В эти годы огромное влияние
на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается
сборник стихотворений “Пепел” (1908). Стихотворения сборника тщательно отобраны
и расположены в продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений,  написанных
одновременно со стихами “Пепла”, — из них А. Белый составил следующий сборник
“Урна” (1909).

Идея
“Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и
смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб
найти их в ближнем”. Сборник выстроен по принципу все большего и большего
просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника
называется “Просветы”).

Пространство
“Пепла” — это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения
к “центру”. Первый “круг”, самый большой, — почти что безграничные, “пустые”,
“страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние
измученный болезнями, голодом и пьянством народ:

Туда
— где смертей и болезней

Лихая
прошла колея…

Или:

Пролетают
за селами села,

Пролетает
за весями весь…

Там
— убогие стаи избенок,

Там
— убогие стаи людей…

В
этом разделе особенно явно звучит тема хаоса — сквозная тема сборника.
Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство
священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где
по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом…”), смерти:

От
голода, холода тут

И
мерли, и мрут миллионы…

Там
Смерть протрубила вдали

В
леса, города и деревни…

Пространство
следующего “круга” — “Деревни” — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто,
а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый “красный
язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной
“из-под красной рукоятки”, — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в
одномерном пространстве смерти:

Красною
струею прыснул

Красной
крови ток.

Ножик
хрястнул, ножик свистнул, —

В
грудь, в живот и в бок.

Пространство
следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время чумы”.
Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств России в
замкнутый мирок квартир:

…Здесь
хозяин гостье рад.

Звякнет
в пол железной злостью

Там
косы сухая трость, —

Входит
гостья, щелкнет костью,

Взвеет
саван: гостья смерть.

В
этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя.
Среди участников “пиров” только один поэт — арлекин знает о том, что творится
за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута — арлекина, но и в
облике великомученика:

Вы
мечи

На
меня обнажали.

Палачи,

Вы
меня затерзали.

Особое
значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе
“Безумие”: где появляются венок из “колючей крапивы”, приложенный к “челу пучок
колючего чертополоха”, бегущая с чела кровавая струя. Надежда же лишь слабо
забрезжит в последнем стихотворении раздела “Друзьям”, зато укрепится и
усилится в следующем разделе — “Просветы”:

Кто
зовет благоуханной клятвою,

Вздохом
сладко вдаль зовет идти,

Чтобы
в день безветренный над жатвою

Жертвенною
кровью изойти?

“Пепел”
является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его
сборник — “Урна” (1909) — посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника
носит элегический характер, хотя в “Урне” содержатся и глубоко личные, почти
что дневниковые записи о пережитой драме:

Год
минул встрече роковой,

Как
мы, любовь лелея, млели…

“Урна”
— последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905—1908).
В 1910 году Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910-го молодожены
едут в путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной
1911 года в Россию, Белый пишет “Путевые заметки” — самое светлое произведение
из всех им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет
до 1916 года, изредка наведываясь в Россию.

В
сентябре 1916-го А. Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. Вместе с
Россией А. Белый переживает ее самое трагическое время:

Рыдай,
буревая стихия,

В
столбах громового огня!

Россия,
Россия, Россия, —

Безумствуй,
сжигая меня!..

Россия,
Россия, Россия, —

Мессия
грядущего дня!

Это
написанное в августе 1917 года стихотворение “Родине”, самое знаменитое из
стихотворений Белого, точнее всего передает отношение поэта к свержению
царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму “Первое
свидание” — реквием по сгоревшему в буревой стихии миру, по своей молодости, по
гибнущей русской культуре.

“Первое
свидание” — вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается “путь
нисхождения”. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым
эпопеи “Москва”. “Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в
которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества… Я
хотел вырываться из тусклого слова к яркому”, — признавался Белый, и
действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его
человеческой и писательской натуры.

В
последние годы жизни Белый пробует новые формы, жанры, стили, писатель сочетает
работу над “Москвой” с путевыми заметками “Ветер с Кавказа” и “Армения”, с
трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами,
обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

Смерть
писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.
Но всем было очевидно, что творчество Андрея Белого — это наследие настоящего
классика русской литературы, к сожалению еще недостаточно понятое и изученное.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий