Психологический портрет Золушки

Дата: 12.01.2016

		

Министерство образования Украины

Харьковский национальный университет им. Каразина

ЭССЕ

на тему: «Психологический портрет Золушки»

г. Харьков 2008

Речь пойдет о героине сказки Шарля Перро «Золушке»,
которая рассматривалась с моей точки зрения (славянской) понимания этой
зарубежной героини.

С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной,
сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой
девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребёнком,
который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и
взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно
сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая
свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски
наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и
наполненной смыслом.

Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что
условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё маленькой, но уже
личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный
удар судьбы — смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене — злой мачехе
коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и её личность
подвергается изменениям.

Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь
предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период её взросления
коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и
беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями.

Повзрослевшая Золушка — это всё та же добрая, но без
проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка
без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не
условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и
принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка
уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище «Золушка»)
и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные
сёстры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала
свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли
уводят её далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и её
дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается
идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не
думать о реально происходящем, о своём страхе и неспособности что-либо менять.

Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В
ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной,
подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется — пойти на бал.
Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти
(убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И
здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем
такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих
желаний, ведь она отвыкла от этого.

Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно
проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь Золушка
собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент
отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из
своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет её окружение,
пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется
задать вопрос: «А, что же дальше?». И не услышав ответа, понимаешь
бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё
и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания
феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки,
обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль
невесты принца.

Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии
патологий личности профессора Дусавицкого А.К., можно сказать, что
психологический портрет Золушки — это портрет «Стоика»:

с основным жизненным принципом — терпение,

с второстепенным, саможертвующим отношением к себе,

с типом личности, который сформировало окружение (в случае
Золушки — это мачеха и её дочери),

с принятием приоритетности других,

с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе
чувствами,

с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для
реализации своих желаний,

с памятью, которая отказывается помнить всё то, что
происходит и

в результате бессмысленным прожиганием жизни.

Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что
благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, «волшебным»
обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и
целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой,
с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания,
чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий