Психология А. Маслоу

Дата: 12.01.2016

		

План.

1.   Введение.

1.1.   Общий
обзор состояния психологической науки  вт. пол. ХХ в.

1.2.   Становление
когнитивной психологии.

1.3.   Гуманистическая
психология и её роль в системе психологического знания.

1.4.Персонологическая теория.

2.  Абрахам Маслоу. Научное
наследие.

3.  Проблема мотивации в теории
А.Маслоу.

4. Заключение.

    Список литературы.

1.  Введение.

       В конце  50-х – начале 60-х
гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и
претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм,
неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя
противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении
поведения и психики, потребо­вали пересмотра исходных позиций, прежде всего
бихевиористического тече­ния, как возможности существования объективной
психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало
самый существенный вопрос – судьбы психологии как науки о  внутренних
психических процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим
такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области
эксперименталь­ных исследований и теоретической психологии. Это, прежде всего,
исследова­ния познавательной деятельности средствами ее моделирования,
когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла,
исследова­ния человеческого сознания в рамках наук о мозге – нейрофизиологии,
нейро­морфологии, нейропсихологии.

     Наиболее широким течением,
выражающим дух  той эпохи психологии, яв­ляется когнитивная психология. Она
возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического
исключения психического ком­понента из анализа поведения, игнорирования
познавательных процессов и по­знавательного развития, против упрощенного
подхода бихевиористов к обуче­нию человека, который не мог служить основой для
совершенствования учеб­ного процесса.

     Когнитивная психология
развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как
системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на
представ­лении о том, что люди оказывают на информацию разного рода
воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для
дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков
когнитивной психологии стоят Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман,
Дж.Р.Андерсон, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, ведущими представите­лями являются
У.Найссер, Д.Бродбент, А.Пайвио и многие другие.

      Основную область исследований
в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память,
психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление,
внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход
распространился также на исследование эмо­циональной и мотивационной сфер
личности, а также социальную психоло­гию.

      Другим крупным направлением,
которое так же, как и когнитивная психо­логия, возникло как антитеза
бихевиоризму и психоанализу, является гумани­стическая психология. Ее основание
как самостоятельного направления отно­сится к началу 60-х гг. В 1961 г. был
основан «Журнал гуманистической пси­хологии» и создана Ассоциация за
гуманистическую психологию. В 1964 г. со­стоялась конференция, положившая
начало гуманистической психологии. Её ли­дирующими фигурами выступают
Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, Ш.Бюлер, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй.
Непосредственными предпосылками для возникновения гуманистической психологии
явились исследования по психологии личности конца 30-х гг. (Г.Оллпорт, Г.Мюррей)
и послевоенного времени (Г.Мэрфи), и психология личностных конструктов Г.Келли,
получив­шая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в пси­хологии.

     Основатели гуманистической
психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в
трактовке человека и выбрать более верную – жизненную – психологию, т.е. более
полезную для жизни. Утверждалось в ка­честве предмета исследования понимание
здоровой творческой личности – за­дача, которую не ставила никакая другая школа.
Целью такой личности явля­ется не потребность в гомеостазе, как считает
психоанализ, а самоосуществле­ние, самоисполнение (Ш.Бюлер), самоактуализация
(К.Гольдштейн, А.Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистическая
психология обра­щается в первую очередь к тем способностям, которые
отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической,
так и в классиче­ской психоаналитической теории: любовь, творчество, самость,
рост, удовле­творение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности,
бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность,
психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центр ста­новятся
вопросы не теоретического характера, а больше практического приме­нения, прежде
всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря
такой практической направленности это направление психологии приоб­ретает
влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком ходе
развития гуманистической психологии принадлежит А.Маслоу.

          Концепцию
самоактуализации А.Маслоу, тео­рию самореализации Г.Олпорта, сис­тему взглядов
К.Роджерса, концепцию Г.Меррея можно отнести также к «персонологическому»
направлению, которое возникло в противопо- ложность психоаналитическим системам
во второй трети ХХ века. Несмотря на определенное различие, все эти концепции
имеют общие

исходные теоре­тические установки, которые и позволяют объединить их в единое
психологи­ческое направление. Все перечисленные психологи подчеркивают гумани­стичность
природы человека, выражающейся в изначально присущих инди­виду потребностях в
теплых межличностных отношениях, в общении, в ува­жении и т. п. Анализируя
мотивационно-потребност­ную сферу личности, персонологи в качестве ведущего
мотива выделяют стремление индивида к непрерывному развитию, становлению,
совершенство­ванию. Именно устремленность человека в будущее, его цели, планы,
перспек­тивы, а отнюдь не его прошлое рассматриваются представителями данного
направления как важней­шие характеристики личности. Всячески подчеркивается
неповторимость, уни­кальность, индивидуальность каждой личности.

       Отрицание якобы биологически
обусловленной враждебности личности и общества, подчеркивание «гуманистических»
потребностей человека, попытки доказать способность личности к непрерывному
развитию – все это выгодно отличает «персонологическое» направление от
психоаналитических теорий.

       В «персонологических»
концепциях личность понимается если не как пер­вичное по отношению к обществу
явление, то, во всяком случае, как парал­лельно ему существующая сущность. В
результате личность неизбежно антро­пологизируется и психологизируется. Однако
представители «персоно- логических» теорий отнюдь не отри­цают влияния общества
на личность.

      Среди «персонологических»
теорий получили наибольшее распрост- ранение концепции Г.Олпорта (1897-1969) и
А.Маслоу (1908-1970). Основной объект исследования этих персоноло­гов –
психологически здоровые, зрелые, творческие представители человече­ства,
которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Все
достижения таких людей Олпорт и Маслоу пытаются объяснить лишь из­начально
заложенным в субъекте стремлением к самоактуализации, самореа­лизации.

         2. Абрахам Маслоу. Научное
наследие.

        Абрахам Маслоу окончил
Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934
году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века,
появилась на основе детального зна­комства с основными психологическими
концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости
формирования другого пути, третьего психологического направления,
альтернативного психоанализу и би­хевиоризму).

        В 1951 году Маслоу
приглашают в Бренденский университет, где он за­нимает пост председателя
психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также
был и президентом Американской психоло­гической ассоциации.

       Маслоу подчеркивал, что он
не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или
антипсихоаналитиком, но является анти­доктринером, т.е. выступает против
абсолютизации их опыта.

       Одним из самых больших
недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление
принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с
точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремление к равновесию со
средой. Как и Г.Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для
личности. Равновесие, уко­рененность в среде отрицательно влияют на стремление
к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

       Не менее активно А. Маслоу
выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было
свойственно бихевиоризму. Самое ценное в пси­хике – ее самость, ее стремление к
саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой
психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но
дополнена психологией, которая исследовала бы «Я-концепцию» личности.

      Маслоу почти не проводил
глобальных, крупномасштабных эксперимен­тов, которые характерны для
американской психологии, особенно для бихе­виоризма. Его небольшие, пилотажные
исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему
он пришел в своих теоретиче­ских рассуждениях. Именно так он подошел к
исследованию «самоактуализа­ции» – одного из центральных понятий своей
концепции гуманистической психологии.

     В отличие от психоаналитиков,
которых интересовало главным образом от­клоняющееся поведение, А. Маслоу
считал, что исследовать человеческую при­роду необходимо, «изучая ее лучших
представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических
индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей,
истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других,
менее ода­ренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из
восемна­дцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять
– историческими личностями (А.Линкольн, А.Энштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

        Эти исследования привели
его к мысли о том, что существует определен­ная иерархия потребностей человека,
которая выглядит следующим образом:

       физиологические потребности
– пища, вода, сон и т.п.;

        потребность в безопасности
– стабильность, порядок;

        потребность в любви и
принадлежности – семья, дружба;

        потребность в уважении –
самоуважение, признание;

        потребность в
самоактуализации – развитие способностей.

Эти потребности можно представить в
виде следующей пирамиды :

Самоактуализация

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий