Психология идеологии экстремизма как разрушительного явления
Введение
С проблемой терроризма
человечество сталкивалось на протяжении всей своей истории. В качестве примера
можно рассмотреть в качестве примера первых террористических актов те жуткие
кары, которые Создатель наслал на Египет. Из Библии известно, что «более
двух с половиной тысяч лет назад на территории Египта в течение почти трех
месяцев было последовательно осуществлено десять террористических акций, именуемых
как «Казни Египетские».В них были применены
биологические, бактериологические, экологические, химические и другие средства
массового поражения. Делалось это для устрашения фараона, державшего в рабстве
еврейский этнос, но огромные жертвы понес народ Египта». Согласно Ветхому
Завету, объектами «Казней Египетских» стали все жители и все
природные ресурсы страны – вода, растительность, урожай сельскохозяйственных
культур, животные. Люди и скот в массовых количествах гибли от отравления
водой, превращенной «в кровь», страдали от нашествия жаб, мошек. В
результате насланной на страну «моровой язвы» произошел массовый
падеж скота. Поражение людей, животных, травы и деревьев градом и огнем
довершила саранча. Последней десятой казнью стало массовое уничтожение
«ангелом-истребителем» всех первенцев в земле Египетской. Подобного
террористического акта человечество не знало ни до, ни после этой
насильственной акции.Проблема
психологии террористической угрозыАктуальность
данной темы заключается в том, что терроризм оказался очень эффективной и
экономичной версией войны: с минимальными военными затратами на максимальную
дестабилизацию состояния населения страны-противника.На современном этапе
развития общества, в век постоянных конфликтов и войн, современный терроризм
приобретает такие черты, как глобальность (масштабность акций в Нью-Йорке 11
сентября 2001 г., захват заложников на Дубровке в Москве), темпоральность
(частота применения насильственных действий), тотальность (последствия
разрушительных результатов – физические, психические, психологические,
финансовые, экономические, информационные, антропологические).На современном этапе
развития общества, выделяют следующие основные задачи, относящиеся к области
психологии терроризма:1.
Изучение основных
причин возникновения терроризма.2.
Рассмотрение
особенностей современного террора.3.
Поиск
психологических путей решения данной проблемы.Характеризуя направление
психологии терроризма в целом, можно сказать, что большая часть работ в этой
области направлена на исследование основных психологических причин
возникновения «желания вызывать страх». «Экстремизм и терроризм,
– отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, – нельзя сравнить с вирусом, который
человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый
главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и
культурной областях».Психология людей,
осуществляющих террористические акты, для научной психологии проблема довольно
новая. Эмпирические исследования личности террористов не проводились, и не только
из-за трудности подобной работы, но из-за отсутствия социального заказа.Терроризм
XXI века становится все более анонимным, его результаты все более устрашают,
число возможных участников безгранично. Но, несмотря на то, что
террористические организации отличаются в способах ведения борьбы, их психика
не изменяется в своем основании.Методологические
проблемы психолингвистического анализа Интернет-ресурсов в целях обеспечения
информационной безопасностиВ последнее
время часто возникает задача психолингвистического анализа Интернет-ресурсов в
целях обеспечения информационной безопасности. Одним из аспектов решения данной
задачи является идентификация автора виртуальных текстов и сообщений. И, если
локализация физического источника виртуальных текстов решается сегодня
достаточно успешно с помощью программно-аппаратных средств, то идентификация
автора представляет собой отдельную междисциплинарную задачу, несводимую к
чисто лингвистическому анализу или алгоритму. К сожалению, практически
единственной используемой методикой остаётся контент-анализ, в худшем случае
чисто арифметический показатель частотности. Это, безусловно, важный, но
недостаточный инструмент исследования.На наш
взгляд решение этой задачи, в первую очередь, должно строиться на адекватном
методологическом базисе, в качестве такового мы предлагаем использовать
общепсихологическую теорию деятельности А.Н. Леонтьева и культурно-исторический
подход Л.С. Выготского.Психолингвистический
анализ текста может проводиться на разных уровнях. На первый взгляд
формализация и выделение уровней анализа внешне напоминает соответствующую
общелингвистическую классификацию:1.
Лексический
уровень (анализ смысла отдельных слов);2.
Фразеологический
уровень (анализ устойчивых сочетаний слов и часто встречающихся фраз);3.
Синтаксический
уровень (анализ структуры предложений и высказываний, порядка слов);4.
Стилистический
уровень (анализ текста в целом, его частей на предмет отнесения к тому или
иному стилю) и т.д.Специфика
Интернет-коммуникации требует для решения поставленной задачи анализа
трансформации обычного языка в его онлайновый вариант. При этом, на наш взгляд,
более эффективным представляется анализ индивидуальных отступлений от
существующей языковой нормы, причём для этого могут быть использованы
вышеприведенные уровни.Дополнительными
аспектами анализа виртуальных текстов и сообщений могут служить:Частота
использования «пробелов»;Длина
строки виртуального текста;Особенности
пунктуации;Частота
и сочетание символов и специальных знаков;Используемые
виды шрифтов, их цвет и размер и т.д.Методологические
проблемы профессионального отбора и психологической подготовки специалистов,
занимающихся проведением антитеррористических мероприятийНеобходимость
повышения уровня обеспечения безопасности человека в современном мире, где
одной из потенциальных угроз является феномен терроризма, определяет
актуальность психологического изучения вопросов профессионального отбора и
подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических
мероприятий. Под профессиональным отбором обычно принято понимать комплекс
процедур изучения и прогностической оценки пригодности человека к овладению
определенной профессией, выполнению профессиональных задач и достижению необходимого
уровня профессиональной компетентности. Профессиональный отбор является важным
фактором повышения эффективности системы комплектования коллективов
специалистов. Специфика профессионального отбора специалистов, занимающихся
проведением антитеррористических мероприятий, определяется следующими
обстоятельствами:1.
высокими
требованиями со стороны профессиональных задач к
индивидно-психофизиологическим, индивидуально-типологическим и личностным
особенностям человека, состоянию его соматического и нервно-психического
здоровья;2.
высокой
ответственностью профессиональных задач, в которых результат обладает высокой
социальной и материальной значимостью;3.
высокой
степенью физической и эмоциональной напряженности трудовой деятельности;
экстремальными условиями труда;4.
ограниченными
временными сроками профессиональной подготовки и переподготовки;5.
необходимостью
быстро принимать нестандартные решения и четко выполнять указания коллег.Задача
профессионального отбора состоит в выявлении психофизиологических и
психологических качеств человека, позволяющих прогнозировать выполнение им
профессиональных задач и проходить обучение. Профессиональный отбор
специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий,
представляет собой комплекс стандартных и специализированных процедур
психологического изучения и вероятностной оценки пригодности человека к
достижению определенного уровня выполнения профессиональных задач, особенно в
стрессогенных условиях.Профессиональный
отбор осуществляется как на психофизиологическом уровне (оценки
психофизиологических качеств индивида, определяющих его готовность и
способность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности), так
и на психологическом уровне (оценки психологических способностей и возможностей
их развития). Таким образом, психологический профессиональный отбор направлен
на решение двух взаимосвязанных задач:— задачи
диагностики уровня развития способностей человека, определяющих профессионально
важные качества;— задачи
прогнозирования развития соответствующих способностей.Прогнозирование
профессиональной пригодности, как правило, является краткосрочным и рассчитано
на сравнительно небольшой период времени – от 2 до 5 лет. Долгосрочное
прогнозирование, в основном, связано с определением полной или частичной
профессиональной пригодности человека.Профессиональная
непригодность человека может быть квалифицирована в случаях очевидных
противопоказаний к занятию определенной профессиональной деятельностью.Организация
и проведение профессионального отбора осуществляется как последовательное
решение следующих задач:1.
Составление
профессиограммы (исследуется операционально-технологическая и психологическая
структура профессиональной деятельности).2.
Выделение
необходимых для данной трудовой деятельности профессионально-важных качеств
(ПВК).3.
Подбор
диагностических методик, позволяющих оценить степень сформированности
выделенных профессионально важных качеств.Профайлинг
как метод выявления потенциально опасных пассажиров в рамках борьбы с
терроризмомТерроризм
является одной из острейших проблем нашего времени, в частности, касающейся
гражданской авиации (ГА). Угроза террористических актов на воздушном транспорте
оказывает существенное воздействие на эффективность и деятельность гражданской
авиации, ставит под угрозу жизнь пассажиров и экипажей воздушных судов.Суть
социального заказа психологической науке сегодня распадается на два основных
направления: объяснить природу терроризма и предложить обществу (конкретным
силовым структурам, например) эффективные средства противостояния
террористическому вызову.Опыт
работы в области обеспечения авиационной безопасности наглядно демонстрирует,
что, несмотря на достижения в создании высокотехнологических технических
средств, человек был и без сомнения останется в обозримом будущем
первостепенным фактором в антитеррористической борьбе, т.к. обладает
способностью к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению.Данное
соображение привело к тому, что в 1968 г. израильская авиакомпания «Эль-Аль» разработала новый метод борьбы с терроризмом – профайлинг,
совмещающий в себе, с одной стороны, теоретические познания в области
психологии терроризма, а, с другой, – многолетний практический опыт
противостояния терроризму. После введения данного метода на израильских
авиалиниях не было ни одного случая успешного захвата воздушного судна.Профайлинг
– методика выявления потенциально опасных, склонных к неадекватному поведению
пассажиров методом наблюдения и специального опроса, фиксацией психологических
динамических поведенческих реакций при ответах (невербальных и вербальных) в
ходе предполетного обслуживания пассажиров.Проективная
методика «Цветовое зеркало» является мощным инструментом познания
личности, она позволяет составить целостное представление о характере человека,
его интересах и движущих мотивах поведения, о его установках по отношению к
миру, к окружающим его людям и, в ряде случаев, определить его психологический
тип.Экспресс-тест
«Цветовое зеркало» разработан для диагностики текущего состояния
человека, его личностных качеств и особенностей эмоционально-мотивационной
сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психического
развития; для определения психологического типа личности (по Юнгу), прогноза сильных
и слабых сторон личности конкретного человека.Теоретической
основой теста «Цветовое зеркало» послужили идеи:И.Гете о
психологической сущности цвета и его модель цветового круга в форме
шестиконечной звезды;В.М.Вундта
о ранжировании цветовых стимулов в экспериментальной психологии;В.Кандинского
о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых цветов, их
оттенков и сочетаний;К.Г.Юнга,
разработавшего отличную от всех других, неклиническую типологию личности.Области
применения теста «Цветовое зеркало»:экспресс-оценка
психического здоровья детей и взрослых,психологическое
консультирование,профессиональная
ориентация школьников и взрослых,профессиональный
отбор и профподбор,формирование
кадрового резерва,диагностика
межличностных отношений в малых группах, трудовых коллективах и др.«Цветовое
зеркало» представляет собой простую и быструю в применении версию полного
клинического теста. Методика дает возможность получить специалисту ориентировки
несовершеннолетних в самих себе и в характере своих близких. «Цветовое
зеркало» позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности ребенка
в работе с ним, а также динамику их проявлений при проведении коррекционной,
социально-педагогической и психосоциальной работы.В целях
изучения структуры и направленности жизненных планов безнадзорных детей, мы
использовали данную методику как профдиагностический экспресс-тест. Он
проводился нами в ряде областных и городских социально-реабилитационных центрах
для несовершеннолетних г. Орла.Возраст
исследуемых от 4 до 16 лет. Продолжительность выполнения теста 10 15 минут.В
тестировании учатвовал 51 ребенок.Возраст
от 4 7 лет мальчиков было 25,5%, девочек – 17,7 %; от 8 – 11 лет мальчиков –
13,7 %, девочек – 13,7 %; от 14 – 16 лет мальчиков – 17,7%, девочек – 11,8%.Из
полных семей мальчиков было 15,7%, девочек – 15,7 %; из неполных семей (есть
или мать, или отец) мальчиков – 41,2%, девочек – 27,5 %.В городе
проживает 23,5% мальчиков и 21,6% девочек, а в сельской местности – 33,3%
мальчиков и 21,6% девочек.Существуют
различные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр:трудная
жизненная ситуация наблюдается у 25,5% девочек и 29,4% мальчиков;оставшихся
без попечения мальчиков наблюдается 15,7%;социально
опасное положение в семье у мальчиков 11,8 % и 17,7% у девочек.Социальный
статус родителей:родители
работают у 13,7% мальчиков и 17,6% девочек,не
работают у 15,7% мальчиков и 25,5% девочек,родители,
ограниченны в родительских правах у мальчиков 9,8%,родители
находятся в местах лишения свободы у 17,6% мальчиков.Интерес
к тесту у каждого ребёнка был разнообразный. У 23,5 % девочек и 29,4 %
мальчиков этот тест вызвал желание поиграть, у 13,7 % девочек и 19,6 %
мальчиков отсутствовало внимание к тесту. Это говорит о том, что у большинства
детей проявлялся интерес к тесту. Для проведения теста необходимо: 23 цветных
квадрата, чёрное поле с белым крестом и белое поле с чёрным крестом. Тест
проводился с каждым несовершеннолетним индивидуально.Чтобы
понять не только то, что лежит на поверхности, а поставить глубокий диагноз,
надо использовать большее количество цветов.Полученные
данные показали, что у большинства несовершеннолетних подростков на первый план
выходят склонности работать руками, интерес ко всему живому, речь идёт о
способности к практической деятельности. Эти дети очень нервные, почти не могут
сосредоточиться на чём – либо. Может быть у них есть виртуозная одарённость, но
её надо развивать углублять.Результаты
показывают, что есть дети, у кого налицо активные информационные интересы, они
деятельны, умеют формировать свои мысли, впоследствии могли бы стать
журналистом или писателем.Наблюдаются
склонности приспосабливаться к обстоятельствам, деловой направленности
мышления.Тесты
Фрилинга в аспекте профдиагностики дают полное представление о будущих
направлениях в жизни безнадзорных и несовершеннолетних группы социального
риска. Проведя это исследование, стало ясно, что с этими детьми надо работать,
развивать их логическое мышление и интеллект.Заключение
Таким
образом, мы можем выделить единицы для последующего комплексного
психолингвистического анализа с использованием собственно психологического
инструментария (психодиагностические методики) и методов (наблюдения, беседы и
др.), что позволяет фактически в онлайновом режиме спланировать и провести
включённый психологический эксперимент с участием виртуального автора(ов) в
целях идентификации последнего(их).Список
литературы1.
Ольшанский
Д.В. (2002) Психология терроризма // М., 2008.2.
Путилин
И.И. (2004) Террористический интернационал // М., 2009.3.
Антонян
Ю.М. Личность преступника / И.Ю. Антонян. – М. : Юридический Центр Пресс, 2007.4.
Антонян
Ю.М. Преступность и психические аномалии / Ю.М. Антонян. – М. : Камерон, 2005.5.
Антонян
Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян. – М. :
Юрист, 2007.6.
Ахмедшин
Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника / Р.Л. Ахмедшин. –
Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008.7.
Кузнецова
Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н.Ф. Кузнецова. – М.: Академия,
2008.8.
Васильев
В.Л. Юридическая психология : учебник для вузов / В.Л. Васильев. – М.: Юрид.
Лит., 2008.9.
Пирожков
В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. – М. : Ось – 89, 2009.10.
Романов
В.В. Юридическая психология / В.В. Романов. – М. : Юристъ, 2008.