Психология и педагогика

Дата: 12.01.2016

		

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный экономический университет

Кафедра социологии и психологии управления

Контрольная робота

по предмету: “Психология и педагогика ”

Преподаватель:
Выполнил(а):

_________________________
студент(ка)_____ курса_____

Группы___ _факультета
____________

(ФИО
студента)

Харьков, ХНЭУ 2008

Содержание

1.        
Познавательные
психические процессы (их виды основные свойства).3

2.        
Принципы
обучения, системный подход к применению принципов обучения.
…………………………………………………………………………11

3.        
Составить
характеристику индивидуально-психологических свойств личности на основе тестов,
увязав ее с особенностями своей профессиональной деятельности
…………………………………………….18

4.        
Список литературы
………………………………………………………20

Познавательные психические процессы (их виды основные
свойства)

Успешное осуществление процесса
управления возможно лишь в том случае, когда субъект управления (руководитель)
имеет представление об объекте управления (подчиненном), что объясняет
необходимость изучения понятия личности, ее структуры, особенностей поведения в
организациях и группах. Знание этих вопросов необходимо каждому руководителю.

В чем же сущность
психологического понятия «личность»?

Личность
рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной
деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия:
«индивид», «личность» и «индиви­дуальность». Индивид – это человек как
представитель вида, т.е. в этом понятии подчеркивается биологическое начало в
человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития (в
онтогенезе) он становится личностью. На процесс развития личности влияют в
единстве такие факторы, как природные задатки, влияние социальной сферы и
воспитание.

Личность – это
«сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к сознательной
организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного
подхода деятельность личности рассматривается как целеустремленная динамическая
функциональная система. В ней можно выделить три основные подсистемы:

1) когнитивную, в
которой результируются функции познания и которая включает в себя
познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др.;

2) регулятивную,
включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к
саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;

3) коммуникативную,
которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Личность, наряду с
общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими
свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е. свойствами,
составляющими ее индивидуальное своеобразие. Человек всегда привносит свои
индивидуальные качества в процессы трудовой деятельности и группового
взаимодействия. Рассматривая каждого члена производственной или учебной группы
с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему
как к индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то
же время своеобразной и неповторимой. Знание и учет индивидуальных качеств
людей необходимы руководителю для реализации индивидуаль­ного подхода к ним,
более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и
группового взаимодействия, для оптимального стимулирования эффективней
деятельности членов коллектива.

Психологическая
структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и
кончая высшими уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом,
личность – это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический,
психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни
структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам (Б.Г.
Ананьев):

1) субординационному
(иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические
свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические
свойства;

2) координационному, при котором
взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд
степеней свободы для коррелирующих свойств, т.е. относительную автономию
каждого из них.

На основе анализа структуры личности
и свойств индивидуальности можно составить психологический портрет человека,
позволяющий дать ему качественную оценку.

Составляется также так называемая
карта личности для оценки способностей, характера, психологической
направленности, опыта личности, индивидуальных особенностей психических
процессов и т.д.

Психология и педагогика

Социально-психологические свойства

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий