Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВАКафедра общеэкономических дисциплин
РЕФЕРАТ
по курсу «Ценообразование»
Тема: Региональные особенности регулирования цен
(на примере Хабаровского края)Выполнил: студент
гр. ФК-82
Ким Вадим
Проверила:
Хабаровск
-2000-
ВВЕДЕНИЕ
Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Государство
не может полностью устраниться от регулирования экономической жизни.
Основная цель государственного регулирования экономики соблюдение интересов
общества в целом и, прежде всего, незащищенных слоев населения, защита
интересов будущих поколений, охрана окружающий среды. Реализуя данные цели,
государство регулирует деятельность предприятий и предпринимателей
посредством законодательных ограничений и запретов, касающихся вида
товаров, размеров инвестиций, объема продаж, размеров прибыли, цен.
Воздействие государства осуществляется через налоговую систему,
обязательные платежи и отчисления, субсидии, льготы, кредитование,
государственные инвестиции, осуществление экономических и социальных
программ.
Одним из главных видов государственного воздействия на экономику
является ценовое регулирование. Цена – это основной инструмент
уравновешивания денежных запросов производителя с возможностями
потребителя. Цена является тем фактором, который оказывает существенное
влияние на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Сложность
ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее
уровень оказывает существенное влияние комплекс политических,
экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может
определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от
психологии поведения покупателей. Известно, что уровень цен и его изменения
особенно чувствительно отражаются на населении.
Вследствие этого, государство должно отслеживать изменения цен на все
виды товаров, анализировать причины этих изменений и прямо или косвенно
воздействовать на процессы ценообразования.
Сегодня российская экономика вернулась к необходимости государственного
регулирования ценообразования, в той части, которая является эффективным
механизмом функционирования экономик всех развитых рыночных стран. Если в
начале 90-х годов многие российские авторы касались темы либерализации цен,
то в настоящее время весомый акцент в научных публикациях делается на
основании механизма рыночного ценообразования и с привлечением опыта из
этой области ряда зарубежных стран в экономику России.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИОбъективная необходимость и методы государственного
регулирования цен.В настоящее время многие страны отдают предпочтение рыночной модели
управления хозяйством, как наиболее эффективной системе функционирования
экономики, созданной обществом на современном этапе.
Казалось бы, в рыночной экономике нет существенной необходимости во
вмешательстве правительства в ее функционировании. Она по природе является
саморегулирующей и самокорректирующей экономикой, исключающей значительную
роль государства в ее управлении, в установлении цен на товары и услуги,
ставок процента на капитал и роль государства в рыночной экономике может
ограничиться лишь зашитой частной собственности и установлением надлежащей
правовой структуры, облегчающих функционирование свободных рынков.
Однако во всех странах ориентированных на рыночную экономику,
правительства играют активную роль в управлении экономикой, кроме того,
активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны – одна из
наиболее значимых особенностей современного капитализма.
Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики,
взаимодействующий с другими элементами рыночного механизма. В то же время
цена сама является экономическим инструментом и используется государством
для регулирования экономических процессов.
Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой –
является попыткой государства с помощью законодательных, административных,
бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы
способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е.
Через цены нивелировать циклическими колебаниями процессов воспроизводства.
Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а
напротив, повышает роль государства в осуществлении политики
ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а
воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителем
оптимальных решений по ценам, оказании им методической и методологической
помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Ценовое
регулирование преследует следующие цели: не допустить инфляции в результате
возникновения устойчивого дефицита, резкого повышения цен на экспортируемое
сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию
нормальной конкуренции, усилению национальной конкурентоспособности на
мировых рынках, стимулированию и модернизации производства; добиваться
конкретных социальных результатов, в частности обеспечивать поддержание
определенного прожиточного минимума и возможность приобретения товаров
первой необходимости. Регулирующие акции государства в области цен могут
преследовать краткосрочные цели или даже экстренные цели, в данный
конкретный момент не совпадающие с другими целями, но в конечном итоге
такие акции служат осуществлению темпов и пропорций экономического развития
и стабилизации социальной системы.
Степень государственного регулирования цен зависит от состояния
экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, при
росте дефицита отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной
перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса.
Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми
(установление общих правил ценообразования), так и косвенными (через
различные экономические механизмы).
Прямое регулирования цен осуществляется в основном в сфере деятельности
монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию
всегда подвергаются цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для
общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия,
стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный
транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-
коммунальные услуги и др.).
Административное или прямое регулирование ценообразования предполагает
прямое установление или изменение уровня цен. Осуществление
административного регулирования происходит посредством выпуска
законодательных актов и основывающихся на них действий исполнительной
власти.
В целях регулирования ценообразования страны с рыночной экономикой
имеют специальные административно-правовые механизмы. Обычно это один или
несколько правительственных органов.
При административном регулировании и контроле цен могут использоваться
следующие методы:
— «замораживание» или блокировка или фиксация цен (цены законодательно
стабилизируются на определенный период);
— таксация цен (правительство получает информацию от производителей,
анализирует рыночную ситуацию и на этой основе определяет цены, которые
подразделяются на твердо фиксированные, максимальные и минимальные);
— плавающие цены (государство применяет так называемую «вилку» цен,
определив верхнею и нижнею границы);
— государство устанавливает гарантированную минимальную цену товара;
— применение базисных минимальных цен (основано на фиксации базисного
размера и базисного качества той или иной продукции, причем фактические
цены не должны отличаться от базисных более, чем на величину
установленного отклонения);
— «сметные» цены (производителю указывается способ расчета цен исходя из
сметной стоимости работ);
— «рамочные» цены (указывается способ расчета цен на основе круга затрат);
— применение ценовых режимов, или декларирования цен (производители сами
определяют цены, но должны получить согласие на их введение).
Существует режим свободных контролируемых цен, режим обусловленной
свободы ценообразования, режим свободных наблюдаемых цен.
— Режим свободных контролируемых цен предполагает, что на повышение цен
должно быть получено согласие правительственных органов.
— Режим обусловленной свободы ценообразования (обязательное декларирование
с правом вето) основывается на самостоятельном установлении цен без
получения предварительного согласия, за правительственными органами
сохраняется право на непосредственное вмешательство в процесс
установления и изменения ценовых уровней.
— Режим свободных наблюдаемых цен (простое обязательное декларирование,
предварительная нотификация, уведомительные цены) предполагает, что
предприятия должны в обязательном порядке заявлять о ценах, но при этом
администрация не имеет право возражать. Т.о., нотификация носит в
определенной степени формальный характер. Однако она все же способствует
сдерживанию цен. Администрация может в любой момент ввести более жесткую
систему, если выявлены злоупотребления.
Все вышеперечисленные методы регулирования можно условно подразделить
на жесткие и мягкие.
Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание
определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых
операций, а в конечном счете – на установление определенного соотношения
между спросом и предложением на рынке. Косвенное влияние на цены оказывают,
по существу, все государственные регулирующие действия, какой бы
непосредственно цели они первоначально не служили.
В системе методов косвенного или экономического регулирования важное
место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство
регулирует размеры совокупного спроса, при «перегреве» экономики сокращает
его, а при спаде – расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые
ставки и правила налогообложения в США изменялись в зависимости от фаз
цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере
непосредственно влияют на уровень цен. Самый низкий уровень цен наблюдается
в Швейцарии и Японии, наивысший – в Голландии, Норвегии, Франции, где
установлены высокие ставки косвенных налогов.
Проведение налоговой политики включает в себя также правила
амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое
оборудование и т.п.). Например, значительные размеры налоговых льгот и
амортизационных отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить
капиталовложения, объем производства и реализации продукции.
Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее значение для динамики и уровня
цен. Ограничение массы денег в обращении сокращает совокупный
платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной
массой считается инфляционным фактором.
Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы
обязательных резервов, операции на открытом рынке с государственными
ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде
производства государство может стимулировать спрос путем удешевления
кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит
к ее снижению и в частных банках). В США при возникновении инфляционного
давления на рынок ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным
рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень
процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.
Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств через бюджет,
основана на уже анализированных налоговых выплатах. Однако важной ее
составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление
субвенций, дотаций, субсидий). Государственные субсидии снижают издержки
индивидуальных производителей в рамках подотрасли, отрасли или региона.
Один из видов таких субсидий – снижение или замораживание цен на отдельные
товары и услуги, достигнутое путем специальных доплат производителю или
потребителю.
Таможенная политика включает в себя целый набор средств, обеспечивающих
протекционизм или свободу торговли импортными товарами. Государственное
воздействие на внешнеторговые цены ведется государственным поощрением
экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах –
с помощью экспортных субсидий, предоставление льготных кредитов и
транспортных тарифов. Все это существенно отражается на условиях ценовой
конкуренции на мировом рынке. Одним из эффективных инструментов
государственного регулирования внутренних цен являются качественные и
количественные ограничения импорта. Ограждение внутреннего рынка от
иностранной конкуренции, а также воздействия на цену импортного товара
размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению
конкуренции на внутренним рынке, повышению цен на импортные товары.
Итак, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в
хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования. Его
влияние осуществляется через финансовую, таможенную, валютную, структурную,
инвестиционную и т.п. политику.
На способы и методы государственного регулирования цен оказывают
влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические
условия, место страны в мировом разделении труда.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)2.1. Структура управления ценообразованием в РФ
До 1992 г. в России существовала система планового ценообразования.
Планирование цен наиболее последовательно решалось в послевоенный период.
Установление цен было функцией государственных органов ценообразования,
министерств, ведомств и предприятий. Существовавшая система государственных
органов ценообразования включала в себя комитет, республиканские комитеты,
отделы цен местных органов управления. В эту систему входили также отделы
цен и себестоимости отраслевых министерств и ведомств, промышленных
предприятий. Твердые цены действовали, как правило, в пределах пятилетних
планов. При подготовке новых планов в систему цен вносились существенные
коррективы, проводились крупные пересмотры цен. Пересмотры цен затрагивали
чаще всего систему оптовых цен, закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию, транспортных тарифов и тарифов на тепловую и электрическую
энергию. Система розничных цен, тарифы по оплате жилья и коммунальных
услуг, на городской транспорт в течение длительного периода были стабильны.Начавшаяся в 1992 г. либерализация цен («шоковая терапия»), освободила
цены из-под контроля государства. Этот ответственный шаг был проведен без
подготовки соответствующей правовой базы, необходимого методического,
информационного и денежно-финансового обеспечения реформы, в то время как,
например, во Франции либерализация была проведена в несколько этапов, что
принесло положительные результаты. В России же либерализация привела к
гиперинфляции в стране, способствовала существенному спаду промышленного
производства в стране, потере покупательной способности денег, кризису
взаимных неплатежей, бартерной торговли, перебоям в снабжении предприятий и
частичной их остановке, росту безработицы, снижению интереса к текущему
производству в сельском хозяйстве, сокращению внешней торговли и т.д. Т.о.,
Россия стала ярким примером страны стихийного функционирования рыночного
механизма, где проявились все негативные моменты отсутствия
государственного регулирования экономики. Уже через восемь месяцев
правительством было подготовлено постановление «О государственном
регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий- монополистов в 1992-
1993 гг.», что явилось первым шагом к формирования смешанной экономики в
России.
Ориентация на рыночный механизм потребовала создания необходимых
условий для функционирования рыночных отношений, формирования определенных
институтов, отвечающих требованиям рынка, подготовки и утверждения новых
правовых норм регулирования экономических отношений, а также разработки и
внедрения новых структур и методов управления ценами.
Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации
с 1967 года. В настоящее время структура органов регулирования и контроля
цен соответствует федеративному устройству РФ, т.о., органы ценообразования
функционируют на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и
местном. Руководит работой органов управления в области ценообразования
Правительство РФ. На Правительство РФ, кроме того, возложено выполнение
ряда функций в сфере регулирования цен: регулирование цен на отдельные
товары и услуги, регулирование процесса формирования цен через воздействие
на общехозяйственную конъюнктуру и экономические условия ценообразования,
установление обязательного для субъектов ценообразования и органов
государственной власти порядка введения регулируемых и рыночных цен,
подготовка предложений Президенту РФ о введении регулируемых цен по
отдельным видам товаров. Президент РФ, в основном, правовое обеспечение
реализуемой ценовой политики в стране через создание указов и распоряжений.До 1994 г. главным федеральным органом, осуществляющим проведение
единой ценовой политики в РФ, был Роскомцен. После его упразднения все
функции Комитета цен были переданы Министерству экономики РФ в соответствии
с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. « О структуре федеральных
органов исполнительной власти».
Деятельность Министерства экономики РФ регулируются Положением №844 от 26
августа 1995 г., которое устанавливает функции, возлагаемые на
министерство.
Главная задача Минэкономики – определение путей и разработка методов
эффективного развития экономики, обеспечивающих социально- экономический
прогресс в РФ. Для оптимального осуществления этой задачи при Министерстве
создан Департамент цен, являющийся приемником Комитета цен. Департамент цен
обеспечивает разработку и реализацию единой государственной политики цен в
РФ. Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. №133 «Вопросы
Комитета цен при Министерстве экономики РФ» определяет сейчас структуру и
функции Департамента цен.
На основе этого постановления Департамент цен Минэкономики РФ выполняет
следующие основные задачи:
— готовит предложения по проведению единой государственной политики цен в
РФ и осуществляет ее реализацию;
анализирует процессы в отраслях народного хозяйства РФ, готовит предложения
по изменению номенклатуры и уровня цен и тарифов на товары и услуги,
реализуемые по государственным регулируемым ценам;
осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию
предприятий-монополистов;
осуществляет систематический контроль за соблюдением государственной
дисциплины цен всеми юридическими лицами;
оказывает методическую помощь органам ценообразования республик в составе
РФ, краев и областей;
изучает и обобщает опыт ценообразования в зарубежных странах и государствах-
участниках СНГ, осуществляет в пределах своей компетенции
межгосударственные связи по ценообразованию.
В рамках Департамента цен Минэкономики РФ образована Российская
инспекция по контролю за ценами. Создание органов контроля цен как
автономной структуры связано с разведением таких понятий как регулирование
и контроль цен.
Регулирование цен предполагает изменение органами государственной власти, в
пределах своих полномочий, условий формирования цен путем воздействия на
издержки производства, рентабельность условия ценообразования и
общехозяйственную конъюнктуру или установление этими органами значений цен
или методов, правил или нормативов для применения субъектами
ценообразования. Контроль же цен – это проверка соблюдения дисциплины цен с
точки зрения соответствия законодательству, своевременности, обоснованности
их установления и применения.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях
народного хозяйства РФ осуществляется Государственной инспекцией по
контролю за ценами Департамента цен РФ и органами ценообразования и
контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, на предприятиях
торговли и общественного питания контроль за соблюдением дисциплины цен
осуществляется органами государственной инспекции по контролю и качеству
товаров.
Органы ценообразования и контроля цен осуществляют контроль за
применением регулируемых, т.е. устанавливаемых Президентом РФ,
Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в
пределах их компетенций цен и тарифов. В случае нарушения государственной
дисциплины цен органы Государственной инспекции по контролю за ценами имеют
право рассматривать дела об административных нарушениях. К нарушениям
государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
— завышение государственных регулируемых цен (тарифов);
— завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление
непредусмотренных надбавок (наценок);
— включение в себестоимость услуг фактически невыполненных работ или
выполненных не в полном объеме;
— нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных
цен и тарифов;
— не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного
уровня рентабельности и т.д.
Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушение
государственной дисциплины цен и получившими в результате этого излишние
суммы, которые в бесспорном порядке взимаются из прибыли в доход бюджета. В
таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.
Рассматривать дела об административных нарушениях от имени Государственной
инспекции вправе начальники органов по контролю за ценами республик РФ,
краев, областей, автономных округов и областей, городов Москвы и Санкт-
Петербурга или исполняющие их обязанности должностные лица.
Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и
тарифов в соответствии с действующим законодательством имеют и другие
органы государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы
регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы,
органы государственной статистики и др.
Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют право
принимать решение о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и
реализовывать их в налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы
выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам
контроля цен для принятия решений.
Государственное регулирование цен (тарифов) на региональном уровне в
пределах предоставленных полномочий осуществляется, в основном, органами
исполнительной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ органы
ценообразования и контроля цен фигурируют под различными названиями и имеют
различную подчиненность. Например, в Республике Карелия – это отдел цен и
тарифов Министерства экономики, в Архангельской области — отдел цен
департамента региональных программ, в Санкт-Петербурге – управление цен
Комитета экономики и финансов мэрии города, в республике Башкортостан
органы ценообразования и контроля цен находятся в подчинении
Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур. По состоянию на 01.01.00 г. в 42 регионах
структурные подразделения по ценам подчинены непосредственно органам
исполнительной власти субъектов РФ, в остальных – входят в состав
экономических и финансовых органов управления.
Ценовая политика, проводимая региональными органами ценообразования,
направлена, прежде всего на проведении либерализации цен при сохранении
государственного регулирования цен и тарифов в сфере локальных и
естественных монополий, государственных закупок и на отдельные социально
значимые товары и услуги, на осуществление взаимодействия и координации
деятельности местных органов исполнительной власти по вопросам
ценообразования и контроля за соблюдением действующего порядка применения
регулируемых цен и тарифов.
Органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ осуществляют
регулирование цен в пределах своей компетенции на продукцию и услуги по
перечню, установленному Правительством РФ. Учитывая специфику каждого
региона, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право
вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на определенные
виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций.
Образованные в структуре органов ценообразования инспекции по контролю за
ценами следят за соблюдением государственной дисциплины цен на территории
субъекта РФ.
В целях совершенствования нормативной и правовой базы по вопросам
осуществления ценовой политики органы законодательной власти субъектов РФ
принимают региональные законы по различным вопросам ценообразования.
Например, в Мурманской области областной Думой принят Закон «О порядке
реализации отдельных видов продовольственных товаров», в Новосибирской
области сессией областного совета принят Закон «О государственном
регулировании цен и тарифов на социально значимые товары и услуги», в
Ставропольском крае – Закон «О государственном контроле за порядком
применения регулируемых цен и тарифов», Государственным Советом Удмуртской
Республики принят Закон «О государственном регулировании цен (тарифов)».
Выполнение аналогичных функций, выполняемых на региональном уровне
Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края, возлагается на
органы исполнительной власти всех субъектов РФ.
Наличие в структуре органов местного самоуправления, органов
ценообразования и контроля цен не обязательно, т.к. не всегда необходимо в
силу некоторых объективных причин. Наиболее значимой из них является
масштаб регулируемой местными органами территории. В основном, органы
ценообразования и контроля цен субъектов РФ делегируют часть своих
полномочий органам местного самоуправления в части регулирования цен и
тарифов на услуги предприятий и организаций, деятельность которых
финансируется из бюджета муниципального образования.
Для примера возьмем деятельность такого органа местного самоуправления
как администрация г. Хабаровска. Отдел по политике цен и заработной платы
является структурным под разделением управления экономики, инвестиций и
промышленной политики администрации г. Хабаровска. Отдел возглавляет
начальник, которого назначает и освобождает от должности мэр г. Хабаровска
по представлении начальника управления.
Орган по ценообразованию и контролю цен администрации края делегировал
отделу по политике цен и заработной плате муниципального образования
полномочия в части руководства ценами и тарифами на некоторые услуги, такие
как:
— оплата населением жилья и коммунальных услуг, включая внутридомовое
техническое обслуживание сетей;
— перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта
(кроме железнодорожного);
— наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания,
при общеобразовательных школах, лицеях, училищах, вузах;
— ритуальные услуги;
— услуги водоснабжения и канализации, регулирование которых находится в
ведении главы администрации города.
С участием комитетов, отраслевых отделов, управлений города отдел
осуществляет разработку и подготовку соответствующих методических
рекомендаций, документов, расчетов, необходимых для согласования платных
(дополнительных) услуг, оказываемых муниципальными предприятиями,
организациями, финансируемыми из бюджета города. Т.о., отдел по политике
цен и заработной плате администрации г. Хабаровска является составной
частью бюджетного процесса города, в связи с тем, что дефицит бюджета в
настоящее время составляет не менее 50%, что делает невозможным
функционирование предприятий, финансируемых из бюджета, и для поддержания
их деятельности муниципальным предприятиям и организациям разрешено
оказывать платные услуги. Данный процесс имеет и обратную сторону. Его
целью является пополнение бюджета города, т.к. 10% прибыли, полученной от
введения платной услуги, поступают в бюджет города. Контроль за этой
деятельностью возложен на орган по ценообразованию администрации города. В
своей деятельности отдел делает акцент на поддержание жизненно необходимых
предприятий и учреждений для населения города, в части поддержания их
дополнительными источниками финансирования и в то же время поддержания
такого уровня цен и тарифов, которые бы позволяли населению
беспрепятственно ими пользоваться.
Такова в общих чертах деятельность отдела по политике цен и заработной
платы администрации г. Хабаровска. Рассмотренный материал дает
представление и о деятельности органов ценообразования в других
муниципальных образований РФ.2.2. Структура управления ценообразованием в Хабаровском крае
Рассмотрим в качестве примера государственного регулирования цен на
уровне субъекта РФ структуру управления ценообразованием в Хабаровском
крае.
Орган регулирования и контроля цен в Хабаровском крае представлен
Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края (далее в тексте
Комитет). Комитет имеет двойную структуру подчинения, что схематично
представлено на рис.1.
Схема подчинения Комитета по политике
цен администрации Хабаровского края.Министерство экономики РФ
Департамент цен
Администрация
Хабаровского края
Комитет по
политике ценРис. 1
С одной стороны, комитет является самостоятельным структурным
подразделением аппарата администрации Хабаровского края и подчиняется
непосредственно первому заместителю главы; администрации края по экономики.
С другой стороны, являясь территориальным подразделением Департамента цен
Минэкономики РФ, Комитет руководствуется указаниями Департамента. Т.о.,
Комитет отчитывается о своей работе и перед администрацией края, и перед
Департаментом цен.
В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией РФ, законами
РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениям Главы
администрации Хабаровского края, а также Положением о комитете,
утвержденном постановлением Главы администрации края №267 от 07.07.97 г.
Основными задачами Комитета являются:
— осуществление реализации политики и законодательства РФ о ценообразовании
на рынке края;
— регулирование цен, тарифов, наценок и надбавок, относящихся к компетенции
Главы администрации края и непосредственно Комитета;
— контроль за правильностью установления и применения регулируемых цен,
тарифов, наценок и надбавок предприятиями, объединениями, учреждениями и
организациями, расположенными на территории края, независимо от
организационно-правового статуса и форм собственности, а также
гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
— проведение обязательного для предприятий-монополистов декларирования цен
и тарифов;
— рассмотрение и регулирование тарифов на платные услуги, оказываемые
органами государственной власти и местного самоуправления,
государственными и муниципальными организациями;
— регулирование затрат по лицензированию и аккредитации, которые несет
предприятия и организации, финансируемые из государственного бюджета;
— совершенствование методов ценообразования, а также методов контроля за
соблюдением государственной дисциплины цен;
— осуществление координационною-методологического руководства проводимой в
крае работой по ценообразованию и соблюдению государственной дисциплины
цен.
Отдельно в Положении отмечается, что комитет решает возложенные на
него задачи во взаимодействии с соответствующими органами
государственного управления. В частности, например, совместно с
Дальневосточным управлением по антимонопольной политике Комитет вносит
предложения о признании предприятий монополистами, транспортной,
налоговой инспекциями и с другими территориальными подразделениями
экономических и финансовых органов РФ.
Для эффективного решения стоящих задач Комитету предоставляются
следующие права:
— проверять по вопросам входящим в его компетенцию работу расположенных на
территории края хозяйствующих субъектов, давать им обязательные для
исполнения указания по проверке нарушений государственной дисциплины цен,
а в необходимых случаях вносить в вышестоящие и правоохранительные органы
предложения о привлечении к ответственности руководителей и других
должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;
— вносить администрации края предложения об отмене противоречащих
законодательству о ценообразовании актов руководителей, подчиненных ей
структур;
— принимать решения об изъятии в установленном порядке в доход
соответствующего бюджета незаконно полученной в результате нарушения
государственной дисциплины цен излишней суммы штрафа;
— принимать решения о наложении административного взыскания за нарушения
государственной дисциплины цен в соответствии с Кодексом РСФСР об
административных нарушениях;
— заслушивать отчеты и доклады руководителей хозяйствующих субъектов по
вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
— поручать расположенным на территории края хозяйствующим субъектам
разработку прейскурантов цен и тарифов, а также проектов методологических
указаний и нормативов по их установлению и применению;
— получать от хозяйствующих субъектов данные об экономическом состоянии в
целом, плановые, отчетные и статистические материалы по вопросам
экономической обоснованности действующих в крае и проектируемых цен и
тарифов.
Комитет возглавляет председатель, который назначается и
освобождается от должности Главой администрации края и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач.
В состав Комитета входят государственная инспекция по контролю за
ценами, которую возглавляет начальник – заместитель председателя
Комитета. Т.о. в состав Комитета входит четыре отдела.
— отдел цен и тарифов на услуги и их экспертизы в непроизводственной сфере
— отдел методологии ценообразования и прогнозирования цен
— отдел по контролю за ценами и тарифами в непроизводственной сфере
— отдел по контролю за ценами и тарифами в производственной сфере2.3. Нормативно – правовая база регулирования основ
ценообразования в РФ и Хабаровском крае.В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции
РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть
закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный
закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления
государственной ценовой политики определяются другими законодательствами
и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ.
Основные направления государственной ценовой политики на ближайшую
перспективу определены Указам Президента РФ от 29 февраля 1995г №221 «О
мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. по данному вопросу.
Это, прежде всего – последовательное проведение либерализации цен
(тарифов) в увязке с развитием конкуренции на товарных рынках РФ как
необходимое условие повышения эффективности экономики, а также
осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях,
относящимся к естественным монополиям. Под естественной монополией в РФ
понимается состояние товарного рынка, при отсутствии конкуренции в силу
технологических особенностей производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства), а товары, производимые субъектами естественных
монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи
с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами
естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на
данный товар, чем спрос на другие товары. Сферы деятельности субъектов
естественных монополий, в которых осуществляется государственное
регулирование (включая ценовое) и органы, регулирующие деятельность
естественных монополий, определены Федеральным законом «О естественных
монополиях» от 17 августа 1995г.
Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по
государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает
государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих
организаций, являющихся естественными монополиями и ставит вопрос о
необходимости создания следующих федеральных органов исполнительной
власти по регулированию естественных монополий в топливо энергетическом
комплексе России, Федеральной службы по регулированию естественных
монополий на транспорте и Федеральной службы по регулированию
естественных монополий в области связи.
Государственному регулированию подвергается деятельность
естественных монополий в следующих сферах:
— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубам
— транспортировка газа по трубопроводам
— услуги по передаче электрической и тепловой энергии
— железнодорожные перевозки
— услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов
— услуги общедоступной электрической и почтовой связи
Определенная нормативно-правовая база создана по сферам деятельности
естественных монополий.
В сфере деятельности естественных монополий в области связи принято
становление Правительства РФ от 7 марта 1997 г. №265 «О регулировании
тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений
государственного регулирования, не увязанных как между собой, так и с
положениями вышеназванных федеральных законов.
Указом от 29 февраля 1995 г. №221 Президент предоставил Правительству
РФ право определять и пересматривать перечни продукции производственно-
технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены
(тарифы), на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному
регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной
власти субъектов РФ, а также устанавливать порядок их регулирования. В
исполнения этого указа принято Постановление Правительства РФ «О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым
разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Представленная нормативная база распространяет свое действие на всю
территорию РФ, но, как уже было отмечено выше, субъекты РФ принимают свои
конкретизирующие законы и постановления. (Приложение 2)
Во исполнения Указа Президента и Постановления Правительства «О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Главой
администрации Хабаровского края было принято постановление № 45 от 02.02.96
г. «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в
Хабаровском крае осуществляется государственное регулирование цен, тарифов
надбавок на уровне главы администрации края, глава администрации городов и
районов, а также на уровне краевой энергетической комиссии по регулированию
тарифов на услуги связи. Необходимо отметить только, что данное
постановление претерпело множество изменений, наиболее существенное из
которых передача регулирования тарифов на услуги связи на федеральный
уровень (согласно постановлению Главы администрации от 14.12.99 г. №418).
При резком росте цен после августовского (1998 г.) повышения курса
доллара, во исполнения правительственной телеграммы №0010 от 18.08.98 г.,
подписанной председателем Правительства РФ С. Кириенко, в целях социальной
защиты населения и руководствуясь ст. 7 Конституции РФ Законодательной
Думой Хабаровского края был принят Закон Хабаровского края от 11.09.98 г.
№57, которым утвержден перечень товаров отнесенных к социально значимым и
на них снижены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к отпускным
ценам. Введение предельных торговых надбавок на ряд социально значимых
товаров было продиктованною необходимостью защиты населения от
необоснованного роста цен, что подтверждается статистическими данными
крайкомстата и проверками Комитета, т.к. несмотря на применяемые меры по
сдерживанию цен, это при наличии ограничений по размерам торговой надбавки,
цены по сравнению с 17.08.98 г. выросли значительно: хлеб в 2 раза, мука в
5, макаронные изделия в 6 раз, крупа гречневая в 5 раз. Стоимость набора из
25 основных продуктов питания составила по краю в декабре 1999 года 666,4
рубля (в расчете на душу населения) и выросла за год на 28,9%, тогда как
средний размер пенсии составляет 603,13 рубля в месяц.
Закон Хабаровского края «О порядке формирования цен на социально
значимую продукцию» противоречит постановлению Правительства РФ №239 от
07.03.96 г., т.к. вводит ограничения торговых и снабженческо-сбытовых
надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые не только в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным завозом
грузов, но и районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с
круглогодичным завозом грузов, к которым отнесены район им. Лазо,
Хабаровский район, города Амурск и Советская Гавань, поселок Эльбан. В
следствии чего правительство потребовало отмены данного закона, но
Законодательная дума Хабаровского края совместно с комитетом отстояли
данный закон, апеллировав тем, что ограничение цен в одних районах при
ситуации когда курс доллара вырос на всей территории края ведет к ценовой
дискриминации, т.е. установлению политики цен, предусматривающей продажу
товаров на различных условиях, т.е. в одних районах края по свободным
ценам, а в других с ограничениями, что является противозаконным.
На основе Закона от 12.09.98 г. №57 Главой администрации Хабаровского
края принято постановление №368 «О порядке формирования цен на социально
значимые товары» от 21.09.98 г., которым утверждаются предельные размеры
розничных и торговых надбавок к свободным отпускным ценам на социально
значимые товары. (Приложение 2). Кроме того, Законодательная Дума
Хабаровского края приняла Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон
Хабаровского края «О порядке формирования цен на социально значимые товары
(продукцию)» №283 от 01.10.998 г. Данный закон действует и в настоящее
время. Он устанавливает предельные уровни рентабельности по отдельным
товарам и предоставляет право предприятиям торговли, находящимся в третьей
группе районов края (г. Николаевск-на-Амуре, районы: Охотский, Тургуро-
Чумиканский, Аяно-Майский, Николаевский, им. Полины Осипенко, Ульчский, Кур-
Урмийскре райпо Хабаровского района), самостоятельно устанавливать торговые
надбавки на социально значимые товары, кроме хлеба и хлебобулочных изделий,
молока и молочных продуктов.
Вышеперечисленная законодательная база, регулирует порядок формирования
цен на социально значимые товары, почти полностью отменяет постановление
Главы администрации Хабаровского края «О торговых и снабженческих
надбавках» е130 от 19.03.96 г. По данному постановлению в настоящее время
регулируются только восемь наименований товаров: рыло продукты,
мясопродукты, овощи свежие, винно-водочные изделия и пиво, спички, школьная
форма, тетради, альбомы и тетради для рисования черчения.
Отдельному регулированию подвергаются лекарственные средства.
Постановление Главы администрации Хабаровского края «О торговых надбавках
на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 31.01.00 г.
устанавливает предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам на эти
товары.
01 марта 1995 г. принят Закон Хабаровского края «О регулировании цен и
тарифов на отдельные товары и услуги» №5. Настоящий Закон устанавливает
порядок регулирования цен и тарифов на отдельные товары и услуги,
производимые (оказываемые) предприятиями и организациями, занимающими
доминирующее положение на рынке Хабаровского края. На основании его
доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта
или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара,
дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или
затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим
признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке
определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев,
когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной
величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим
также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке
определенного товара составляет менее 65%, если это установлено
антимонопольным органом, исходя из стабильности рынка. Не может быть
признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на
рынке определенного товара не превышает 35%.
Постановление определяет, что Хабаровское Территориальное управление по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
определяет перечень предприятий и организаций, занимающих доминирующее
положение на рынке края, а администрация края определяет перечень
конкретных видов товаров и услуг, занимающих доминирующее положение, по
которым применяется государственное регулирование цен путем установления
предельных, фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов их
изменения или предельных уровней рентабельности.
На уровне Хабаровского края Законом «О порядке введения платных услуг
органами государственной власти и местного самоуправления, государственными
и муниципальными организациями» от 31.10.96 г. №73 определяется порядок
введения платных услуг, ответственность за их введение и превышение
несогласованных тарифов на них. Закон направлен на социальную защиту
граждан и юридических лиц, расположенных на территории Хабаровского края,
от необоснованного взимания платы за услуги, оказываемые вышеперечисленными
структурами. Для конкретизации данного Закона 1 сентября 1997 года вышло
постановление №383 «Об утверждении Положения о порядке введения платных
услуг органами государственной власти и местного самоуправления,
государственными и муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов
всех уровней». Положение устанавливает, что перечень платных услуг,
оказываемых непосредственно администрациями муниципальных образований
городов и районов края, комитетами, управлениями и департаментами
администрации края, подразделениями федеральных органов исполнительной
власти, находящимися на территории края, согласовывает Комитет по экономики
администрации края. Тарифы на указанные платные услуги, кроме связанных с
вопросами архитектуры и строительства, согласовывает Комитет. Перечень же
услуг и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными организациями,
предприятиями, финансируемые из бюджетов муниципальных образований городов
и районов края, находящимися на их территории, согласовывают главы
муниципальных образований.
Представленная нормативно-правовая база не исчерпывает перечня законов
и постановлений, регулирующих основы ценообразования как в РФ в целом, так
и в Хабаровском крае в частности. В данном реферате рассмотрены наиболее
важные из них, определяющие направления государственной политики в области
государственного регулирования цен. Вопросы государственного регулирования
цен присутствуют и в нормативно-правовых актах, регламентирующих отношения
в сфере медицины, образования, культуры и т.д.3. Методы государственного управления цен на территории Хабаровского края.
Исходным принципом ценообразования в РФ является положение о том, что
все цены декларируются как свободные.
Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)» отмечает: «…не применять
государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех
хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и
ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления
фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все
виды продукции производственно-технического назначения и товары народного
потребления, кроме указанных в этом постановлении».
Перечень продукции производственно-технического назначения и товары
народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен
(тарифов) осуществляется правительством РФ и федеральными органами
исполнительной власти, представлен в приложении 5. Перечень продукции
производственно-технического назначения, товаров народного потребления и
услуг, на котором государственное регулирования цен (тарифов) на внутреннем
рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ изложен в
приложении 6. Приложение 7 содержит перечень услуг транспортных,
снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам
исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить
государственное регулирование тарифов и надбавок.
Таким образом, круг регулируемых государством цен и тарифов, строго
ограничен. Его пересмотр разрешен по Указу Президента №221 «О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» только в сторону
дальнейшей либерализации цен.
Каждый субъект РФ, исходя из правительственного постановления,
определяет перечень товаров и услуг, подлежащих государственному
регулированию на своей территории самостоятельно. Постановление №45 Главы
администрации Хабаровского края с дополнениями и изменениями определяет
перечень продукции производственно-технического назначения, товаров
народного потребления и услуг, на которые в Хабаровском крае осуществляется
государственное регулирование цен, тарифов, надбавок (наценок) (Приложение
8) и перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются предприятиями
(организациями) по согласованию с Комитетом (Приложение 9).
В условиях опережающего роста цен по сравнению с ростом реальных
денежных доходов, отсутствия адресной социальной поддержке населения и
во избежание снижения жизненного уровня в большинстве районов страны
сохранилось регулирование на продовольственную группу, не предусмотренную
перечнем правительственного постановления. Это такие товары как хлеб,
молоко, масло растительное и животное, крупы, соль, мясо и другие товары,
которые регулируются путем установления торговых надбавок и предельных
уровней рентабельности.
Торговая надбавка представляет собой часть цены, обеспечивающей
возмещение издержек и формирование плановой прибыли торговых организаций.
Устанавливаются торговые надбавки к свободной отпускной цене с НДС.
Анализ практики регулирования цен органами исполнительной власти субъектов
РФ, в частности, установлением торговых надбавок, показывает, что такое
регулирование, как правило, не является эффективным методом замедления
темпов роста цен, уровень которых зависит в первую очередь от бюджетной и
кредитно-денежной политики государства, покупательской способности
населения и насыщенности рынка товарами. В этой связи социальную поддержку
населения в условиях применения преимущественно свободных цен на товары
(услуги), реализуемые (оказываемые) населению, следует осуществлять не
путем регулирования цен на товары, в том числе за счет установления
предельных торговых надбавок, а в основном за счет формирования и адресного
использования федерального и территориальных фондов социальной поддержки
населения и других форм прямой поддержки нуждающихся слоев населения.
В основном ценовое госрегулирование в РФ касается продукции
естественных монополий. Тарифы на тепловую и электрическую энергию на
федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ), а также абонентской платы
за услуги на этом рынке устанавливает Федеральная энергетическая комиссия
(ФЭК). На потребительском рынке энерго- и теплоэнергии размер платы за
услуги определяют региональные энергетические комиссии (РЭК).
Кроме того, на федеральном уровне регулированию подлежат цены' (тарифы)
в газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные
услуги связи, а также на продукцию, закупаемую исключительно или
преимущественно государством.
На продукцию, товары и услуги локальных естественных монополий
государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы
исполнительной власти субъектов РФ. Это, в частности, газ природный и
сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми
видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном
сообщении, коммунальные услуги. При этом тарифы на перевозки пассажиров
железнодорожным транспортом в пригородном сообщении устанавливаются
органами исполнительной власти по согласованию с МПС России при условии
возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет
соответствующих бюджетов РФ.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных
монополий на транспорте, к которым относятся железнодорожные перевозки,
услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов осуществляется
Министерством по антимонопольной политике (МАП). К регулируемым услугам
относятся погрузочно-разгрузочные работы, складские операции, буксирные
работы, а также сборы, связанные с пользованием аэровокзалами, обеспечением
авиационной безопасности и обслуживанием пассажиров.
МАП имеет также право устанавливать тарифы на определенные виды услуг и
почтовые связи. К регулируемым видам услуг отнесены: пересылка писем,
почтовых карточек, бандеролей, денежных переводов, передача телеграмм,
предоставление услуг междугородной и местной телефонной связи, а также
некоторые другие виды услуг по перечню, определенному постановлением
Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. №1559.
Распространяется государственное регулирование и на продукцию
оборонного значения, и на рынок драгоценных камней и металлов. Министерство
финансов утверждает порядок определения цен на драгоценные металлы и
изделия из них, которые закупаются или продаются из Гохрана. Прейскурант на
драгоценные камни определяется экспертным путем, учитывая цены на мировом
рынке, и утверждаются Минфином по согласованию с Минэкономики.
При регулировании деятельности субъектов естественных монополий
органами регулирования естественных монополий применяются следующие методы:
— ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения
(установления) цен (тарифов) или их уровня
— определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности
обеспечения в полном объеме потребностей в товаре, производимом
(реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости
защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности
государства, охраны природы и культурных ценностей.
Учитывая высокий уровень монополизации отечественной экономики,
государством введено регулирование цен по продукции, вырабатываемой
предприятиями-монополистами в целях ограничения и пресечения
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечения
условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Предприятия-монополисты включаются в специальный государственный реестр
РФ предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В реестр
заносятся предприятия, являющиеся монополистами по производству конкретных
групп и видов продукции определенного качества и ассортимента.
Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в
государственный реестр РФ объединений и предприятий- монополистов,
осуществляется на основании постановления Правительства РФ №576 от 11.08.92
г. «О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-
монополистов 1992-1993 г.».
Объектом регулирования в данном случае являются цены на продукцию
(товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка.
Субъектами регулирования выступают: МАП РФ, в функционирование которого
входит формирование реестра и доведение до заинтересованных предприятий
информации о занесении в реестр или исключении из него, территориальные
органы МАП, выявляющие предприятия, являющиеся монополистами на местном
рынке, а также Департамент цен РФ, местные органы ценообразования,
осуществляющие выбор метода регулирования и контроля за соблюдением
государственной дисциплины цен.
Если предприятие-монополист включено в реестр, оно контролируется по
той номенклатуре продукции, по которой является монополистом. Контроль и
регулирование осуществляется по следующим показателям: цена,
рентабельность, объем производства в натуральном выражении, спрос на рынках
сбыта, качество.
Сведения о локальных монополиях включаются в региональный раздел
Государственного реестра. Например, непосредственно в Хабаровском крае
реестр предприятий-монополистов содержит более 200 хозяйствующих субъектов,
имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (по состоянию на 23
декабря 1999 г.). В реестр входят такие предприятия, как ОАО «Хабаровский
нефтеперерабатывающий завод», имеющий 100% рынка по передачи тепловой
энергии, водоснабжению и канализации отходов в районе своего расположения
(53 здания) и 50,9% рынка Хабаровского края по автомобильному бензину; 000
«Компания «Дальний Восток», занимающая 100% рынка края по реализации
туристических и экскурсионных услуг российским туристам, выезжающим за
рубеж в Венесуэлу, Гонконг, Новую Зеландию, Тайвань, Мексику, Вьетнам,
Мальдивы, Фиджи, Испанию, Аргентину; ОАО «ДальЖАСО», обслуживающая 99,5%
рынка Хабаровского края услугами страхования грузов при транспортировке. В
основном в реестре содержатся предприятия, являющиеся монополистами в сфере
предоставления услуг теплоэнергии, электрической связи и производству и
реализации хлебобулочных изделий.
Предприятия-монополисты реализуют свою продукцию по регулируемым и
свободным ценам. Если на продукцию производственно-технического назначения,
товары народного потребления и услуги применяется государственное
регулирование цен, то предприятия-монополисты реализуют такую продукцию по
регулируемым ценам. На остальную продукцию применяются свободные рыночные
цены.
Основные методы регулирования определены в Положении о порядке
регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов от 29.12.91. и
сводятся к следующему:
1) установление фиксированных цен на продукцию (товары и услуги);
2) установление предельного уровня цен. Предельный уровень цены – это
максимальный уровень, выше которого цена не может подниматься. Установление
предельного уровня цены равносильно их «замораживанию». Чтобы
заинтересовать производителей выпускать товары ниже установленного
предельного уровня, устанавливаются льготы по налогам и другим платежам в
бюджет;
3) установление предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен.
Имеет не очень широкое применение в настоящее время;
4) установление предельного уровня рентабельности и размера торговой
надбавки. Данные методы получили наибольшее распространение.
Государственное регулирование цен на продукты (товары, услуги)
предприятий-монополистов путем установления предельных цен и предельных
коэффициентов повышения цен осуществляется по номенклатуре в соответствии с
постановлением от 12.08.92 г. «О перечнях продукции (товаров, услуг)
предприятий-монополистов реализуемой по государственным регулируемым
ценам». По остальной продукции применяются предельные уровни
рентабельности. Применение предельного уровня цен не исключает
декларирования повышения свободных цен (тарифов) на продукцию (товары,
услуги) предприятий-монополистов, которое осуществляется в соответствии с
Порядком декларирования свободных цен и тарифов.
В условиях перехода к рынку как свободные, так и регулируемые цены
устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Однако, если
предприятие-монополист принимает решение о повышении свободных цен, оно
обязано объявить об этом в форме декларации и зарегистрировать новый размер
цены, а также дату ее введения в действие в соответствующих органах
ценообразования. Определены перечни товаров, по которым предприятия-
монополисты декларируют повышение цен. Материалы по декларированию цен
представляют в органы ценообразования республик, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту
нахождения предприятия.
Если предприятие является монополистом на федеральном рынке, оно
представляет материалы по изменению цен в Департамент цен Минэкономики РФ,
если на местном – органам ценообразования субъектов РФ.
Снижение свободных цен предприятиями производится самостоятельно без
предоставления декларации в органы ценообразования. При этом не допускается
снижении свободных цен с целью ограничения конкуренции, т.е. установление
демпинговых цен.
При декларировании цен предприятия-монополисты представляют
соответствующим органам ценообразования декларацию повышения свободной
оптовой (отпускной) цены по утвержденной форме, а также данные об основных
экономических показателя деятельности предприятия по форме, представленной
в приложении 10. В сопроводительном письме к указанным материалам
сообщается обоснование причин повышение свободной отпускной цены на
продукцию. Существует специальная форма подачи декларации для предприятий
транспорта (Приложение 11). Остальных предприятий подают декларацию по
форме, представленной в приложение 12.
После анализа представленных материалов органы ценообразования
принимают решения о регистрации свободных цен либо на уровне
представленного проекта, либо с отклонениями от проектируемого уровня, либо
отказывают в регистрации нового уровня цен. Зарегистрированная цена
является максимально предельной ценой.
Важнейшим недостатком, присущим в настоящее время сфере
государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов,
является отсутствие закона «О монополиях» и недоработанность нормативной и
методической базы. Это предопределило правовую неопределенность самого
понятия «монополия», его неструктурированность по уровням (федеральному,
региональному), положение в народном хозяйстве (естественная и
государственная монополия), времени (временная).
Сформированная модель регулирования естественных монополий также
нуждается в совершенствовании. В законодательном порядке нужно определить
номенклатуру продукции, цены на которую подлежат регулированию. Эта
продукция может быть включена в три перечня. Цены на продукцию, включенную
в первые два перечня подлежат обязательному регулированию соответственно
федеральными и региональными органами исполнительной власти. В третий
перечень должна быть включена продукция, по которой региональным органам
предоставлено право регулировать тарифы на городской транспорт,
снабженческо-сбытовые и торговые надбавки. По каждому виду продукции,
включенному в перечни, должен быть предусмотрен конкретный метод
регулирования. В качестве приоритетного метода целесообразно применять
предельные коэффициенты изменения цен (тарифов), учитывающие инфляцию.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что самой независимой от
государства в России оказалась агропромышленная продукция. Эта продукция на
рынке реализуется по ценам, которые складываются под воздействием спроса и
предложения. Исключение составляет ограниченный перечень
сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд. Анализ
же сделанный в первой главе дипломной работы доказывает, что регулирование
цен на сельскохозяйственную продукцию является приоритетным направлением
государственного регулирования цен в зарубежных странах. Зная положение, в
котором находится сельское хозяйство в РФ, было бы целесообразно, по-нашему
мнению, применить данный опыт государственного регулирования и в России.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Государственное регулирование ценообразования является неотъемлемой
частью системы государственного регулирования экономики в условиях рыночных
отношений.
Исследовав системы государственного управления РФ подтвердило, что в РФ
в настоящее время создана необходимая структура государственного
регулирования цен. Механизм государственного регулирования ценообразования
в РФ реализуется через структуру государственных органов. Основой ее
построения служит федеративное устройство страны. Перечень органов
регулирования и контроля цен определен законодательством. На федеральном
уровне – это Департамент цен Министерства экономики РФ, на уровне субъектов
РФ – органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие регулирование и
контроль цен в пределах своей компетенции, на местном уровне при
необходимости создаются органы регулирования цен в структуре органов
местного самоуправления. Между уровнями власти разграничены полномочия по
регулирования цен (тарифов).
В данной работе большее внимание уделялось рассмотрению
государственного регулирования ценообразования на уровне Федерации и на
уровне субъектов РФ. Управление ценообразованием в субъекте РФ
рассматривается на примере Комитета по политике цен администрации
Хабаровского края. Из анализа, проведенного нами, следует, что в целом
структура Комитета по политике цен администрации края соответствует
возложенным на него задачам. Комитет состоит из четырех отделов, каждый их
которых осуществляется свои строго определенные функции по регулированию и
контролю цен.
Деятельность Комитета по политике цен Администрации Хабаровского края
опирается на разработанную в РФ нормативно-правовую базу, регулирующую
отношения в области государственного регулирования цен. Основы
государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ от 28
февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)» и Постановлением Правительства от 7 марта 1995 г. по этому же
вопросу. В Хабаровском крае также принят ряд законов Краевой Думы и
постановлений Главы администрации Хабаровского края, регламентирующих
отношения в сфере государственного регулирования ценообразования. Наиболее
важными из них являются Постановление Главы администрации края от 2 февраля
1996 г. «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в
Хабаровском крае», Постановление Главы администрации от 1 сентября 1997 г.
«Об утверждении Положения о порядке введения платных услуг органами
государственной власти и местного самоуправления, государственными и
муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней»,
Закон Хабаровского края от 11 сентября 1998 г. «О порядке формирования цен
на социально значимые товары (продукцию)».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ.
Законы, указы, постановления, нормативно-справочная литература.
1. Закон РФ «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г.
2. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов): Указ Президента РФ от 28 февраля 1992 г.
3. О некоторых мерах по государственному регулированию естественных
монополий: Указ Президента от 28 февраля 1995 г.
4. Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики РФ: Постановление
Правительства РФ от 3 марта 1992 г.
5. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г.
6. О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на
услуги связи: Постановление Правительства РФ от 728 декабря 1998 г.
7. Порядок декларирования свободных цен и тарифов на продукцию
производственно-технического назначения, товары народного
потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями
монополистами: Постановление Комитета РФ по политике цен от 19
января 1993 г.
8. Порядок изменения экономических санкций за нарушение государственной
дисциплины цен: инструкция Комитета РФ по политике цен, Министерство
финансов, Государственной налоговой службы России от 1 декабря 1992
г.
9. Концепция ценовой политики РФ ни 1996-1997 гг.
10. Проект Закона РФ «Об основах ценообразования»
11. Закон Хабаровского края «О внесении изменений и дополнение в Закон
Хабаровского края «О порядке формирования цен не социально значимые
товары»» от 1 октября 1998 г.
12. Закон Хабаровского края «О порядке введения платных услуг органами
государственной власти и местного самоуправления, государственными и
муниципальными организациями» от 31 октября 1996 г.
13. Закон Хабаровского края «О порядке формирования цены на социально
значимые товары (продукцию» от 11 сентября 1998 г.
14. Закон Хабаровского края «О регулировании цен тарифов на отдельные
товары (продукцию) и услуги» от 1 марта 1995 г.
15. Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в
Хабаровском крае: постановление Главы администрации Хабаровского
края от 2 марта 1996 г.
16. Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского
края на 1998 г.
17. Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского
края на 1999 г.
18. Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского
края на 2000 г.Книги, учебники, газетно-журнальные статьи.
19. Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.-
М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с
20. Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы самрегуляции в
рыночной экономики // Вопросы экономики.-1996.-№9.-с28-39.
21. Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие.-
Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с
22. Калита Н., Кожуховский И. Ценообразование в условиях рынка.-
Киев:УкрНИИТИ, 1999.-57с
23. Карпюк П. Проблемы ценооразования в новом экономическом механизме.
М.:МНИИПУ, 1999.-147с
24. О государственном регулировании цен в России // Цена-дайджест.-2000.-
№1-с89-90
25. Цены и рынок. Цены в III квартале 1999 года: Справочно-методическое
пособие.-М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-193с
26. Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъктов РФ и ответы на
вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-
методическое пособие.-М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-223сПРИЛОЖЕНИЯ