Вклад Айтеке би в объединение казахского народа

Дата: 12.01.2016

		

План

Введение

1. Биография Айтеке би

2. Казахские Бии. Их роль в общественной
жизни казахов в XVII-XVIII веках

3. Айтеке би и его деятельность в
Младшем жузе

4. Айтеке би и «Жеты жаргы»

Заключение

Список литературы

Введение

Бий — в переводе с
казахского означает «судья, избранный народом». Они были разного масштаба —
местного (аульного), регионального, родового, племенного и так далее. Чокан
Валиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать
перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Будущие
бии учились в восточных медресе в Хиве. Бухаре. Самарканде… Из поколения в
поколение они передавали юридические знания, основанные на законах шариата и
житейского нравственного опыта.

Мы знаем имена трех
великих сынов народа, трех славных мудрецов — Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би (Әйтеке
би). Они стали для казахов непреходящим символом единства. Их страстные речи
овладели умами потомков, как изречения из священных книг. Их историческое значение
перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить.
И в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству,
что водрузили нынче знамя независимости, в том, что на священной земле предков
проживаем в благополучии, мире и согласии, мы, нынешнее поколение казахов,
всецело обязаны им. И низко склоняем головы перед их бессмертной благословенной
памятью.

1.
Биография Айтеке би

Айтеке би Байбекулы Айтеке,
Айтык — казахский би, возглавлявший Младший жуз до Абулхаир-хана. Айтеке би
является близким родственником великого Жалантос-батыра, который правил
Самаркандом и его округой при Есим-хане. Генеалогическое древо Айтеке би
следующее. У Алима было шесть сыновей: Жаманак (Шекты), Карамашак (Тор-ткара),
Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегин-болат (Карасакал), Кенжебай
(Култели). Все шесть сыновей стали известными в народе под вымышленными именами
и положили начало отдельным родам. У одного из них — Карамашака — было четыре
сына: Оразгелъды, Ораз, Жаншукыр, Караш. У одного из них — Караша — было два
сына: Аппак и Токпан. От Токпана, в свою очередь, происходят три сына: Тогамыс,
Шобан, Сейткул. У одного из них — Сейткула — от двух жен родилось восемь
сыновей: от старшей жены — Сары: Сейтпамбет, Толеш, Акша, от младшей жены —
Касы: Жалантос, Матай, Дуйсеней, Турикмен, Коян (Кожамкул). У Акшы было шесть
сыновей: Шал, Байбек, Конысбек, Жоламан, Бекпамбет, Бокенши. От одного из
сыновей — Байбека — происходят три сына: Кешубай, Кашкын, Айтеке. Айтеке би,
являясь одним из влиятельных биев казахского ханства при правлении Тауке-хана,
сделал ощутимый вклад в разработку и принятие «Жеты жаргы». Этот
сборник законов играл большую роль в процессе дальнейшей феодализации
казахского общества. Нельзя сказать, что эти законы были отмечены печатью
гуманизма, но все же благодаря Айтеке би и другим биям, принявшим участие в
составлении законов, не были узаконены пережитки типа кровной мести, Айтеке би
официально был советником хана. Он принимал активное участие в строительстве единого
централизованного казахского ханства. Вместе с Толе би и Ка-зыбек би Айтеке би
как бы пронес через годы эстафету казахской государственности от Тауке-хана до
Абылая. Он думал и заботился о том, чтобы все три жуза казахского государства
были в единстве, сплоченности и согласии. Айтеке би проявил себя мудрым,
справедливым бием, судьей при решении сложных внутренних и международных
проблем, человеком сильного ума, одаренным военным деятелем, внесшим большой
вклад в организацию отпора джунгарским завоевателям. Он также обладал большим
талантом ораторского искусства, был человеком, умеющим убеждать людей. Айтеке
би, начиная с 25-летнего возраста, постоянно принимал участие в ежегодных
сборах авторитетных людей и правителей трех жузов, которые проводились сначала
в Ордабасы, затем в Культобе и Улытау. На этих собраниях, которые стали
традиционными со времен Тауке-хана, обсуждались проблемы практического
упрочнения единства нации. На этих собраниях разрешались споры между биями,
которые порождались различного рода разногласиями и случаями откровенной вражды
между жузами и родами. Несмотря на то, что Айтеке би был младше Толе би и
Казыбек би по возрасту, его слово имело большой вес при разрешении тех или иных
разногласий. Айтеке би, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, порой
выступал сдерживающим фактором в горячих спорах, происходивших между отдельными
биями, сохраняя разумный паритет мнений. Многие прислушивались к нему и
последнее слово, как правило, оставалось за ним. У Айтеке би было три сына:
Отебас, Косыбай и Жал-тыр. Сам он, будучи самым младшим из трех великих биев,
умер раньше них в возрасте 57 лет. Он был похоронен в 75 км от Ташкента близ
поселков Кауыншы и Шыназ.

2. Казахские Бии. Их
роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках

Со сложным историческим
периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII-
начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке.
В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем
свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726
года в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой &адам. На съезд
были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны,
бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би
и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой
политики по объединению всех казахских родов против джунгар.

Вышеназванные бии в
эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку
они представляли интересы целых жузов, йх называли «Орда би». В каждом роде
были также свои предводители — бии; уполномоченные советом аксакалов.

В начале XVIII, века
этническая история казахов была связана с Туркестано-Ташкентским оазисом. В
результате смешения оседлых жителей предместий Ташкента с обедневшими казахами
в 30-40-х годах XVIII века образовалась маргинальная группа — курама
(численность более 100 тыс.). Причинами формирования этой группы являются территориально-этническая
близость и «годы великого бедствия» (актабан шубырынды). Из различных данных
известно, что» летние пастбища казахских родов охватывают Южную Сибирь и
юг Урала.

В этническом составе
казахов были представлены почти все тюркские племена, и отчасти племена
монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в
течение XV-XVII веков казахам удалось сформировать четкую структуру этноса.
Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в
генеалогическом родстве. Существовали три этнополитические объединения — жузы,
руководимые улусными биями (Толе, Казыбек и Айтеке).

В Старшем жузе
насчитывалось 11 племен (старшие племена — жалайыр, ошакгы, дулат), в Среднем
жузе — 6 племен (старший — аргын) и в Младшем 3 союза племени, объединяющие
всего 25 племен. Из трех племен старшими считались алимулинцы. Связующей нитью
племен служат не столько генеалогические отношения, сколько необходимость
выживания перед лицом сильнейшей угрозы: во-первых, от джунгаров, во- вторых,
от китайцев, в-третьих — от русских.

В XVIII веке Как и
раньше большие сеймы и советы проходили в ставках верховных правителей, но
первостепенную роль в них играли бии.

Толе би (1663-1756)
Алибек улы — выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор,
главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при
Аз-Тауке.

После смерти Аз-Тауке
казахское ханство стало распадаться на отдельные регионы. К этому времени после
десятилетий войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полный
упадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи.
Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа.
Но в отличие от многих, он не спешйл вступить в подданство к русскому царю, а
вместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, которая
была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем.
Толе би умер в 93-летнем возрасте и похоронен в Ташкенте.

Казыбек би Каздауысты
(1666-1763) Келдибекулы — выдающийся государственный деятель Казахского
ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би
участвовал в работе «Жеты Жаргы».

Свою дипломатическую
карьеру Казыбек Кельдибекулы начал в 18 лет, находясь в составе посольства
Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в нем
впервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря ему
переговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием.

Ему принадлежат слова,
являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества.

Уже в качествё посла
Казыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джуигарское ханство. В 1742 г. он
вместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился в
Джунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения, мира
между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Казыбек би
руководил внешнеполитическими сношениями Казахского Панства в 40-60 гг, Тогда
остро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. И власти
Китайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговоры
с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного
нейтралитета хана Абылая.

Айтеке би Байбекулы
(1689-1766) — долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал за
объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое
общество

3. Айтеке би и его
деятельность в Младшем жузе

Айтеке би, имя и слава
которого простирались далеко за пределами исконных территорий Младшего жуза,
стал в свою эпоху легендой. Даты его рождения и места смерти установлены
приблизительно, считают, что он прожил 56 лет. По данным исследователя М.
Исламгалиева он похоронен в фамильном склепе в местности Нурата тау вблизи Самарканда.
Общеизвестно, что Айтеке би был современником Толе бия и Казыбек бия, входил
вместе с ними в когорту «трех правителей дум» казахского народа в последней
четверти XVII и первой половине XVIII веков. Он был по возрасту немного моложе
их, и был моложе по рангу Жуза (Младший жуз), но достойным их современником по
совместной службе общенациональным интересам. Родовое объединение Торткара из
Младшего жуза, к которому принадлежал Айтеке би, как и значительная часть ряда
казахских родов Младшего жуза, в связи с беспрестанной борьбой за удельную
власть, нередко переходящей в войны, между отпрысками властвующих династий,
перемещались на юг и надолго занимали своими кочевьями эти просторы. В
литературе утвердилось мнение, что Айтеке би большую часть жизни проводил в
степных просторах к югу от междуречья Сырдарьи и Амударьи, на владениях
Туранских государственных образований с центрами Бухара, Самарканд, Ургенч.

Прямые предки Айтеке
бия пользовались известностью в Степи. Так, его предок Ораз би (1299-1385 гг.)
был одним из ближайших советников основателя Туранского государства Тимур хана,
сделавшего своей столицей Самарканд. Считающийся после Тимур хана и Улугбека
третьим известным правителем Самарканда Жалантос приходился дедом Айтеке бию.

Айтеке получил разностороннее
для своего времени образование, учился в знаменитом Медресе Улугбека и успешно
его окончил, овладел рядом восточных языков – арабским, персидским и тюркским.
С пяти лет проходил школу у известных златоустов-биев и в семье правителя
Жалантоса. Увлекается он искусством внутреннего оформления знаменитых
Самаркандских мусульманских храмов и устройством государства Тимура, Улугбека и
Жалантоса. Он присутствует на приемах иностранных послов, в том числе из
дальнего зарубежья.

Овладение кладезью
мудрости казахских биев, искусством красноречия, соединенного с ученостью и
традицией знаменитых предков, принесли Айтеке бию раннюю известность. К нему
обращаются большие и малые, близкие и дальние правители родов и аульных
объединений за решениями острых и застарелых конфликтов и споров, нарушающих
мирную жизнь населения. За советами к нему обращаются государственные деятели,
военачальники. Он становится толкователем Степных законов.

Идейные установки и
мотивы жизни Айтеке бия были сходны с Толе бием и Казыбек бием. Все они своей
первой и изначальной целью ставили служение народу правдой и справедливостью.
Все они делили вместе со своим народом горечь поражений и радость побед. Слова
Айтеке бия: «Халықтың көз жасын күннің шуағы
да келтіре алмайды», — «Народные слезы не высыхают и на солнце», «Өмірім
— өзгенікі, өлім ғана — өзімдікі», «Жизнь моя
принадлежит народу, мне принадлежит только собственна смерть» — точно передают
видение мира и смысл жизни трех великих биев, ставших легендами века.

4. Айтеке би и «Жеты
жаргы»

Уже в двадцатилетнем
возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В
народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная
философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым»,
упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений,
сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслуги
Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке хан
пригласил Айтеке би войти в состав семи биев – разработчиков свода норм
обычного права «Жеты жаргы» определившего в последствии главные принципы
государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве.

Айтеке би, вместе с
Толе бием, Казыбек бием составили главную опору Тауке хана, ставшего во главе
Казахского государства в самое судьбоносное время для народа, испытавшего
трагедию поражения и массового переселения на юг. Они были вместе с Тауке ханом
и другими народными предводителями в годы поиска путей мобилизации сил народа и
выхода из всеобщего политического кризиса. Крупный законодательный акт «Жеті
Жарғы» принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавший
патриотическую волю масс, можно отнести к значительным подвигам в первую
очередь трех пророков века – Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия.

Айтеке-би — один из
главных авторов «Жеты-жарги» способствовавший замене кровной мести,
принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и
«откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами.
Помощник и советник Тауке хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в
отражения нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название
«великого», «благословенного», поскольку он сплотил
казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего
собственную конституцию, он содействовал установлению определенного равновесия
в отношениях с ойратами и русскими, способствовал объединению усилий казахов,
каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия. Ему принадлежит
выражение, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в
душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их
справедливость Айтеке-би связываете умением «рассечь конский волос строго
посередине».

Заключение

Айтеке Байбекулы – один
из знаменитых правителей Младшего Жуза. Внес большой вклад в объединение
казахского народа. Внук Кокандского хана Акши (1622-1635), родственник
Самаркандского эмира бахадура Жалантоса (1622-1656). Айтеке би с пяти лет
обучался грамоте у аульной муллы. Образование получил в Самаркандском медресе
Улугбека, затем в медресе «Шер-дор», где изучал религию, право, астрономию,
географию, математику. С детства отличался находчивостью и красноречием, чем
поражал своих сородичей. Широко известен случай, когда он смог рассудить спор,
предвосхитив Косуак бия. Мимо мальчика, пасшего ягнят за аулом, проезжали
всадники. Юный Айтеке приветствовал их такими словами: «Разве сыновья казахов
чужие друг-другу? Если вы из Старшего жуза, то будьте моими старшими братьями,
если вы из Среднего жуза, то будьте моими средними братьями, если же вы из
Младшего жуза, то будьте моими младшими братьями». Путников привлекла степенная
и уважительная манера приветствия и они рассказали о цели своей поездки. Как
оказалось они выехали за куном, который должны были выплатить сородичи Косуак
бия. «Конь человека из этого края, привязанный к аркану, опоясывающему юрту,
лягнул и убил мальчика из нашего рода, игравшего возле юрты», — пояснили они. В
ответ Айтеке предположил: «Если конь ударил мальчика у двери, вы получите
полный кун, а если подальше — половину, а если конь стоял за юртой, получите
четверть куна». Как оказалось в последствии, Косуак би рассудил спор таким же
образом. Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным
судьей — посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота,
подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли
«звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность
рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству
оценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего
жуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев — разработчиков
свода норм обычного права «Жеты жарғы» определившего в последствии главные
принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве. Многим
запомнились слова бия, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты
богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи
богатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь
чужаком своего народа». Айтеке би играл важную роль в ханском совете при
решении государственных дел, связанных с внешней и внутренней политикой.
Выступал за независимость и единство казахского народа, за создание хорошо
оснащенного и обученного войска.

Список литературы

1.     
Алимжан
К. Суд биев как институт обычного права // Казактын ата зандары. Древний мир
права казахов. Т.П. Алматы: Жетi жаргы, 2004.

2.     
Артыкбаев
Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004.

3.     
Бахтыбаев
И.Ж. Отражение принципов правовой категории законности в деятельности института
биев эпохи «Золотого века» казахской степи. Выступление на
международной научной конференции, Алматы, 22-23 мая 2008 года //
Конституционный совет Республики Казахстан — 28 июня 2008.

4.     
Галиев
В.З. Противостояние Казахского и Джунгарского ханств во второй половине ХVII
века // Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова. — 28 июня 2008.

5.     
Валиханов
Ч.Ч. Записка о судебной реформе // Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. М.:
Наука, 1986. С. 318-342.

6.     
Зиманов
С.З. Казахский суд биев – уникальная судебная система. Алматы: Атамура, 2008.

7.     
Казактын
ата зандары. Древний мир права казахов. Т.I. Алматы: Жетi жаргы, 2004.

8.     
Казактын
ата зандары. Древний мир права казахов. Т.III. Алматы: Жетi жаргы, 2004.

9.     
Кляшторный
С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы: Рауан, 1992.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий