Основы рыночной экономики (Контрольная)

Дата: 21.05.2016

		

КОЛЛЕЖД «БАКАЛЯР»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОСНОВАМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

|Студента 1 курса |
|отделения лингвистики и права колледжа |
|»БАКАЛЯР» |
|РЫЖОВА Сергея Евгеньевича |

Сумы 1999 год.

ПЛАН:
1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.
2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы.
3. Список использованной литературы.

1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.

Монополия — исключительное право производства, торговли, промысла и
т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству;
рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги.
Различают закрытую, естественную и открытую монополию.
Такая классификация монополии на три категории условна. Некоторые
фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу
относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также
электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к
естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах),
так и к закрытой монополии (так как присутствуют барьеры для конкуренции).
Также может быть проведена классификация, основанная на учете временных
интервалов. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию
на краткосрочный период. Последнее происходит не только из-за
ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты
могут изобрести новые продукты.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь
существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий
близких заменителей.
Монопольная деятельность — действия (бездеятельность) субъектов
ведения хозяйства при условии монопольного положения на рынке одного
субъекта ведения хозяйства (группы субъектов ведения хозяйства) в
производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность)
органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов
административно-хозяйственного управления и контроля, которые направлены на
недопущение, существенное ограничение устранение конкуренции.
В условиях монополии, производитель способен полностью контролировать
объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из
возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить
максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов
предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного
количества товара по данной цене.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления
контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и
утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность
продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Итак, какие же черты отличают монополию от совершенной конкуренции?
1. Единственный продавец (монополист). — Реализуемый продукт
уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную
монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара).
2. Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.
3. Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает
труднопреодолимые барьеры.
Особое место занимает феномен «естественной монополии».
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные
средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма
обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб
производства товара близок к количеству или даже превосходит то, на которое
рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек
производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим
количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут
неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит
экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся
на владении уникальными природными ресурсами.
К естественным монополистам относятся предприятия общественного
пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы
(например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения,
линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные
монополии» находятся в собственности государства или действуют под его
контролем. Существование естественных монополий объясняется особым
эффектом, связанным с масштабом производства, — эффектом экономии ресурсов
в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство
имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при
однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и
большей мощности крупного предприятия происходит повышение
производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу
продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По этому
естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя
монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней
мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но
не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии
часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их
конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических
ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на
доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой
монополии являются патентная защита, институт авторских прав. Искусственные
барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок
конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий»,
«авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».
Лицензия — это право фирмы на исключительное осуществление
определенного вида деятельности на данном рынке.
Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального
произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения,
программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и
еще в течение 50 лет после его смерти в интересах его наследников).
Товарные знаки — это специальные символы, позволяющие узнавать
(«идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается
использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или
применять похожие, путающие потребителя.
Патент — свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на
распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на
технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным
производство данного товара другими фирмами в течение срока действия
патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще
ее не использовать, но это его право. И только получение патента на
альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.
Монопольная цена — цена, которая устанавливается субъектом ведения
хозяйства, который занимает монопольное положение на рынке, и приводит к
ограничению конкуренции или нарушению прав потребителей.
Монополия чистая (абсолютная) — ситуация, когда на конкретном товарном
рынке выступает всего один продавец.
Монополия в чистом виде — явление крайне редкое. Как и совершенная
конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию.
Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему
телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды
связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую
конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме
того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить
потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных
производителей товаров.
Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется
только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.
Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой
переносятся на покупателя.
Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество
производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения
покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции, монополистическая предполагает,
что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством,
оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются
«неценовые предпочтения» (политические, эстетические, физиологические). В
условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а
«дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным
«монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные
вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт»
отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией).
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть
дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для
товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по
интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в
своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством
всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не
устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что
позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от
конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных
продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок
является важной характеристикой монополистической конкуренции.
Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными
предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный
капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками
производимого здесь товара.
Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально
существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют
большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать
сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг,
в производящих отраслях — это производство одежды, безалкогольных напитков,
стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной
структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка,
на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют
значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных
фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено.
Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и
дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и
полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках
потребительских товаров (автомобили).
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный
рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для
создания предприятия в связи с крупномасштабным производством
олигополистических фирм.
Не многочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти
фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо
последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают,
что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что
приведет к падению доходов.
Война цен — повторяющееся и долговременное снижение цен на продукцию
фирм олигополистической отрасли, посредством которого, фирмы рассчитывают
увеличить объемы продаж и доходов, но которое редко приносит им выгоды.
Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в
условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые
методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия,
методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию
условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость
поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры
и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях
наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в
целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются
о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное)
соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий,
устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар,
условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и
долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его
целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не
ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности
участников.
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для
взаимодействия олигополистических фирм, вынуждает их идти на негласные
экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения
цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться
как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде
«жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые
организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).
Жесткость цен — так называется практика действий олигополистических
фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная фирма не
склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену,
то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем
фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».
Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на
свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером — чаще
всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это
демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не
доказано.
Патентные пулы — это соглашение о специализации и кооперации
производства, а консорциум — объединение фирм с целью проведения общих
научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных
объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой
для организации сговора о дележе рынка.
Антимонопольная политика — одно из направлений государственного
регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер
(соответствующее законодательство, система налогообложения,
денационализация, разгосударствление и приватизация собственности,
поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против
монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции
среди товаропроизводителей.
Антимонопольное законодательство — законодательно закрепленные
основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов,
органов государственной власти и управления.
Основные задачи антимонопольного законодательства: а) обеспечение
благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и
предпринимательства в национальной экономике; б) снятие всех преград на
пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить
монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и
управления, диктат хозяйствующих субъектов; в) определение правового режима
регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил
честной конкуренции; г) защита интересов малого и среднего
предпринимательства от произвола крупного бизнеса; д) создание условий для
развития национального хозяйства.
Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с
помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и
формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее
грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает
определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает
важнейших интересов крупных корпораций.
Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и
проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта
программа входит составной частью в общую экономическую программу
правительства, которое может отражать интересы отдельной
предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие
интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую,
социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность
применения антимонопольного законодательства и действенность
антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического
руководства страны.
Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства
используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы
объединений и монополистической деятельности — холдинговые компании,
систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний,
относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые
приемы установления монопольного господства — джентльменские соглашения,
лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия
антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей
структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.
Холдинг — можно назвать по-русски владейным обществом, создаваемым
крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему
участия. Вобрав в себя контрольные пакеты акций десятков, сотен, а иногда и
тысяч предприятий, холдинг направляет их на развитие, а растущие доходы
позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской
деятельности. Юридически существуют как акционерные общества, общества с
ограниченной ответственностью, единоличные предприятия.
Система участия — взаимное владение одними акционерными компаниями
ценными бумагами (акциями, облигациями) других акционерных компаний. Это
важная действенная форма связи и переплетения капиталов как внутри одной
отрасли, так и между отраслями. Система участия создает многоступенчатую
зависимость большого числа предприятий от крупного акционерного капитала,
который получает возможность распоряжаться огромными суммами чужого
капитала и «выкачивать» из подконтрольных предприятий прибыль.
Для постоянного контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства, за естественными монополиями, а так же для недопущения
методов недобросовестной конкуренции (действий хозяйствующих субъектов по
дискредитации конкурентов), на Украине создан антимонопольный комитет
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы
воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в
частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения
антимонопольного законодательства.

2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы.

Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание
деятельности предприятия, особое место принадлежит предпринимательству.
Предпринимательство — это самостоятельная инициатива, систематическая,
на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению
работ, предоставлению услуг и занятия торговлей с целью получения прибыли.
Предприниматели имеют право без ограничений принимать решение и
осуществлять самостоятельно любую деятельность, которая не противоречит
действующему законодательству.
Предприниматель — лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью,
ориентированной на рынок.
Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд,
в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства — в силу
той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой
отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную
экономику определяют кратко как «экономику свободного предпринимательства».
Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через
выполняемые ею функции:
— предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов
производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью
получения прибыли;
— предприниматель есть организатор производства, настраивающий и
задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения
фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
— предприниматель — это новатор, внедряющий на коммерческой основе
новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
— предприниматель — это человек, не боящийся риска и сознательно
идущий на него ради достижения цели бизнеса.
Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать
определенными способностями, в числе которых обязательно должны
присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и
принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести
за собой коллектив.
Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути
экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, т. е.
обладать быстрой реакцией, обладать склонностью и умением принимать
нестандартные решения, разбираться в людях, точно оценивать их достоинства
и недостатки. Все эти свойства включаются в столь сложный «сплав», что он
становится сравним с талантом. Обстоятельства могут раскрыть
предпринимательский талант, а могут и загубить его.
Предпринимателем может являться одно или несколько физических или
юридических лиц, организующих деятельность предприятия на основе
принадлежащего им или привлеченного на законных основаниях имущества и
получающих в результате этой деятельности прибыль в форме
предпринимательского дохода.
Предпринимательский доход — часть прибыли, остающаяся у
функционирующего (промышленного или торгового) предпринимателя после
выплаты процента за банковскую ссуду.
А какую роль играет образование в формировании предпринимательских
способностей? Вопрос, не имеющий однозначного ответа. Во всяком случае,
профессиональные экономические знания помогают с большей степенью
вероятности оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать
большее число вариантов этих решений и их последствий, обеспечивают более
широкий экономический кругозор, т. е. то, что представляет собой
необходимое условие предпринимательской деятельности.
Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и
коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, т.
е. физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами,
которые свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании
договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий
договора, то вторая форма предпринимательства — коллективная — предполагает
границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае
предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах
тех задач и полномочий, которые отражены в учредительных документах и
уставе соответствующих форм предприятий. Функции предпринимателя
осуществляются собственником имущества предприятия или уполномоченным им
руководителем предприятия, который действует в соответствии с
законодательством и уставом предприятия.
Предприятие — самостоятельный действующий субъект, созданный
предпринимателем в порядке, установленном законодательством, для
осуществления определенных видов деятельности в целях удовлетворения
общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализации
интересов собственника имущество предприятия, предпринимателя и членов
трудового коллектива.
Предприятие осуществляет свою деятельность в промышленности, сельском
хозяйстве, строительстве, на транспорте, в связи и информатике, науке и
научном обслуживании, торговле, материально-техническом снабжении,
культуре, образовании, сфере услуг и в других отраслях народного хозяйства.
Предприятие может заниматься одновременно несколькими видами деятельности.
Рыночные принципы предпринимательской деятельности — рациональность,
экономичность и эффективность — находят на уровне предприятия первичную
сферу своего осуществления.
Конкуренция — есть двигателем рыночного развития, и именно в
предприятии она обретает свой главный субъект.
Производя нужные для общества товары и услуги, создающие их
предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развитая
общества. Значение же предприятий сферы материального производства
определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное
производство. Следовательно, предприятие — не только обособленное, но и
первичное звено экономической системы.
Цель производственной деятельности предприятий носит двойственный
характер. Получить от реализации произведенной продукции прибыль, сделать
ее как можно большей — такова непосредственная цель и побудительный мотив
деятельности предприятий. Но получить прибыль можно, лишь производя нужную
для потребителей продукцию, т. е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому
предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели — полнее и
наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.
Предприятия, основной целью которых является получение прибыли,
называются «коммерческими». Конкретные цели и задачи, ради которых
создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых
документах об их создании («Устав предприятия», «Учредительный договор» или
в правовых документах общего характера, очерчивающих правоспособность
хозяйствующих субъектов).

3. Список использованной литературы:

1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю «Экономикс. Принципы,
проблемы и политика» в 2-х т. — М.: Республика, 1995.
2. Словарь-справочник «Рыночная экономика» — Красноярск: ЛИА
«Информ», 1992.
3. И.И.Дахно «Словарь законодательных и нормативных терминов» — К.:
Блиц-Информ, 1998.
4. О.Ю.Мамедов «Современная экономика» — М.: Зевс, 1997.

14 января 1999 года.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий