Министерство общего и профессионального образования РФ
ТИУиЭ
Реферат
По учебной дисциплине
«Экономическая теория»
на тему:
«Дефицит государственного бюджета»
Выполнила:
Проверила:
Прохорова Л.С.Таганрог, 2000 г.
Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественная
оценка и показатели.Государственный долг — общий размер задолженности правительства
владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных
дефицитов (минус бюджетные излишки).Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам,
фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных
бумаг, выпущенных ее правительством.Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам
и учреждениям.Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора
владельцам частных ценных бумаг.Государственный и частный долг являются элементами кругооборота
«доходы-расходы». По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны
быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и
остальным миром. Создание долга — это механизм, посредством которого
сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и
бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность
растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений,
эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном
случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными
расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга
объективно усложняется следующими факторами:1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается
амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к
объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного
долга.2) Важная статья государственных расходов — обслуживание
задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение
основной суммы долга (амортизация долга).Государственные расходы должны включать только реальный процент по
государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD,
где D — величина государственного долга, Rr — реальная ставка процента, Rn
– номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный
дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фишера, ( =
Rn —Rr . При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма
значительной, так как в периоды роста инфляции Rr =( Rn – ()/( 1+( ).
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных
расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны
ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный
долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку
эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при
измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:|Реальный |=|Номинальный |– |Величина долга |x| Темп инфляции|
|дефицит | |дефицит | |на начало года | | |
|госбюджета | |госбюджета | | | | |3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как
правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь
излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают
статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить
налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна
практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к
фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального
бюджета происходит завышение.4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в
индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России,
существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью Центрального банка, а также государственных
предприятий и коммерческих банков.К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости
и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или
путем накопления взаимной задолженности;б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих
ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов
домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном,
за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных
экономиках весьма значительны;в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий
по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов
правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов
рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а
также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных
программ по льготным ставкам и т.д.Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного
дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно
(например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства
на ежегодно сбалансированный бюджет.Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и
государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими
показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере
роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели
задолженности.В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика
показателейВНП Долг
———————————— и ———————————————.
Численность населения страны Численность населения страны
Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного
долга.Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения
государственного долга являются:а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды
других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита
позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав
увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;б) циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без
соответствующей корректировки госрасходов).Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель
налогового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в
долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается
«налоговый клин»;2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной
организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль,
неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.).
Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том
числе и в российской;4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают
из-за спада в традиционных отраслях производства;5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы,
связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения
госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в
результате:— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и
здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля
пожилого населения);— увеличения государственных расходов на образование и создание новых
рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого
населения).Первичный дефицит государственного бюджета механизм
самовоспроизводства долгаОдним из факторов экономического роста является соотношение (долг /
ВНП)Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:
1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер
процентных выплат по долгу;2) от темпов роста реального ВНП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между
величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом
финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и
коэффициент его обслуживания, то есть возрастает «бремя долга» в экономике.
Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.BD общий = (G + N + F) – Т, где
G – Государственные закупки
N – Выплаты по обслуживанию долга
F – Трансферты
T – Налоговые поступления в бюджет
BD первичный = ( G + F ) – Т,
N=DxRR,
где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, RR —
реальная ставка процента.Механизм самовоспроизводства государственного долга:
BD первичный ( => государственные займы ( => государственный долг ( =>
N ( => BD общий ( => новые государственные займы ( => долг ( => N ( и т.д.Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то
увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост
реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и
возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется
зависимость:((=((RR – (Y/Y) – (,
где (( — изменение соотношения долг/ВНП; ( — исходное значение
соотношения долг/ВНП; RR — реальная ставка процента; (Y/Y темп роста
реального ВНП; ( — доля первичного бюджетного излишка в ВНП.Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального
ВНП;2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть
постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором
увеличения долгового бремени.
Список используемой литературы.
1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для
вузов. – М., 1998 г.
2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. –
М., 1999 г.
3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под
редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.
4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.