Состояние экономики Бразилии на рубеже веков и ее роль в мировом хозяйстве
МГИ им. Е.Р. Дашковой
Состояние экономики Бразилии на рубеже ХХ и XXI вв. и ее роль в мировом
хозяйстве.Доклад студентки 2 курса
финансово-экономического факультета
Колесовой Ю.Е.Преподаватель:
Гидбут А.В.Москва, 2000 г.
Бразилия — самое крупное государство Южной Америки, расположено в ее
центральной и восточной частях. Длина сухопутных границ — около 16 тыс.
км., на востоке на протяжении 7,4 тыс. км страна омывается Атлантикой.
Площадь — 8,5 млн. кв. км. По данным Бюро Переписи США численность
населения составила в 1999 году 171 853 тыс. человек. В настоящее время
Бразилия — федеративная республика, в административном отношении делится на
23 штата, 3 территории и федеральный округ. Столица — Бразилиа. Денежная
единица — реал. Государственный язык — португальский.Хозяйство
Бразилия — одна из ключевых стран развивающегося мира. По объему ВВП она
занимает первое место в Латинской Америке, а по объему промышленного
производства входит в десятку крупнейших стран мира. Доля промышленности в
ВВП — 33%, а сельского хозяйства — 11%. Бразилия обладает крупными запасами
полезных ископаемых: железной (свыше 100 млрд. тонн), марганцевой (100 млн.
т.), урановой (256 тыс. т.) руд, угля (21 млрд. т.), нефти и др.
Горнодобывающая промышленность.
Несмотря на быстрое развитие и богатую сырьевую базу Бразилия, доля этой
отрасли в ВВП невелика. Там сильно развита добыча апатитов и железной руды,
так же развита добыча золота, серебра, олова, алмазов и асбеста.
Железнорудная промышленность работает в большой степени на экспорт.
Энергетика.
До 90% всей электроэнергии страны производят ГЭС, также используются
альтернативные источники (большая часть автомобилей работает на спирте),
дрова, каменный уголь, работает одна АЭС.
Черная металлургия. работает на собственной руде и импортном коксе. Страна
входит в десятку мировых производителей стали (выплавка — 25 млн. тонн).
Крупнейшие заводы находятся в штатах Минас-Жерай и Сан-Паулу.
Цветная металлургия.
Наиболее развито производство алюминия на собственных бокситах, а также
никеля и меди.
Машиностроение и обработка. занимает ведущее место в обрабатывающей
промышленности по стоимости продукции. Развиты — транспортное
машиностроение (прежде всего автомобилестроение, Бразилия производит один
миллион автомобилей в год), станкостроение. Страна занимает четвертое место
в мире по строительству морских судов, заметны успехи авиастроения. Развито
радио-аппаратное строение, большими темпами развивается производство
электронно-вычислительной техники. Главные центры отрасли — Сан-Паулу и Рио-
де-Жанейро.
Сельское хозяйство.
В структуре отрасли лидирует растениеводство (60% стоимости всей
продукции), причем в ходе эволюции систем землепользования и землевладения
сложился институт крупный земельной собственности — латифундии (80% всех
обрабатываемых земель). Кроме того, распространено мелкое землевладение —
минифундии. Хотя удельный вес последних невелик, но именно они производят
основную часть продовольственных (а не экспортных, как на плантациях
латифундий) культур для внутреннего потребления: зерновых, бобовых,
картофеля. Бразилия является традиционным производителем и экспортером ряда
сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы,
какао, бананов, хлопчатника, а также значительным поголовьем крупного
рогатого скота.
На севере Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии,
занимающие 60% всей территории страны. Но запасы ценных древесных пород
используются нетрадиционно и слабо. Наибольшее значение имеет сбор каучука,
заготовка орехов и лекарственных растений.
Животноводство Бразилии преимущественно мясное, дает около 40% стоимости
сельхозпродукции. Преобладают пастбищное скотоводство, а так же мясное
скотоводство в сочетании с овощеводством.
Транспорт.
Транспортный магистрали (сначала железнодорожные) начали формироваться еще
в XIX веке. И сейчас новые и модернизированные железнодорожные ветви в
основном соединяют центры добычи полезных ископаемых и районы
сельхозпроизводства с портами. Длина железных дорог составляет 28 862 км.
Длина автомобильных дорог составляет 1,98 млн. км. (из них с твердым
покрытием — 184 140 км.). Автомобильные дороги, хотя и являются самыми
протяженными во всей Латинской Америке и перевозят большую часть
пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно
распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей
исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и
авиационный транспорт.Экономика
В период с годы в Бразилии наблюдалась очень высокая инфляция и
иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную экономику.
Но с введением в стране строгой денежной политики страна поправила свое
положение: рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил 2% против
1000% в 1994 г. Но тоже время рост ВВП сократился с 5,7 процентов в 1994 г.
до 3% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики. В 1998г. экономика
страны столкнулась с серьезным испытанием: всемирный финансовый кризис
привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30 млрд. долларов ушло
на август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием для Бразилии,
после российского отказа выплат по долгам, стало принятие решения об измене
процентной годовой ставки (она достигла 50%). После корректировки налоговой
программы и принятия новых принципов структурных преобразований,
Международный Валютный Фонд выдал кредиты стране в размере 41,5 млрд.
долларов. В январе 1999 г. Центральный Банк Бразилии объявил об одноразовой
8% девальвации реала и отказе в дальнейшем искусственно поддерживать курс
национальной валюты. Правительство страны надеялось на начало
экономического роста к концу 1999г. и заявляло о приверженности строгому
антиинфляционному курсу. И хотя в 1999г. в стране произошел валютный
кризис, экономика страны, несмотря на это к концу 1999г. все-таки возросла.
После выдачи кредита МВФ с конца 1999 г. в экономику страны было вложено
около 20 млрд. долларов инвестицийВ период с 1995 по 1998 гг. наблюдался спад практически во всех отраслях
промышленности Бразилии (всего с 7,6% до -2,3%), особенно в машиностроении
(с 21,4% до -4,1%), энергетике (с 19,0% до -10,1%) и транспортных
перевозках (с 13,4% до -15,1%).
Но к 2000 г. ведущие экономисты мира отмечали рост Бразильской экономики.
Например, общий рост производства (но данным за март 2001 г.) составил
11,2% от показателя января 2000 г., в то время, как аналитики ожидали 6,8%.
В сочетании с высокими показателями производства наблюдается превосходящий
ожидания экономистов спад безработицы и удивительно большой дефицит
торгового баланса, зафиксированный в начале 2001 года.
Горячий период экономической активности привел к тому, что импорт начал
развиваться более быстрыми темпами, чем экспорт, несмотря на то,
девальвация способствует повышению конкурентоспособности бразильской
продукции. За период между январем и февралем экспорт вырос на 13,8% до
8,62 млрд. долларов, в то время, как импорт — 18,6% до 9,02 млрд. долларов.
Многие СМИ говорили о том, что с такими темпами роста бразильская
экономика «перегреется», но страна адаптировалась к быстрорастущей
экономике как раз за счет импорта, а не за счет роста цен, как
предполагалось ранее. В 2000 г. Центральный Банк понизил основные ставки
процента с 45% до 15, 25%, в надежде на продолжение реакции экономики на
цикл снижения процентных ставок за последние два года.
ВНП в 1998 г. составил 767 578 млн. долларов.
ВВП в 1998 г. составил 778 209 млн. долларов.
По итогам 1999 г. падение ВВП не превысило 2%, несмотря на ожидаемые
3,8%.
Экспорт составил в 1998 г. 51 млрд. долларов и состоял из железной руды,
кофе, сои, апельсинов, автомобилей, самолетов, вооружения.
Страны экспортеры: ЕЭС — 28%, Латинская Америка (исключая Аргентину) —
28%, США — 20%, Аргентина — 13%.
Импорт составил в 1998 г. 57,6 млрд. долларов и состоял из нефти-сырца,
машин и оборудования, продуктов питания.
Страны импортеры: ЕЭС — 26 %, США — 22%, Аргентина — 13%, Япония — 5%.Роль Бразилии в мировом хозяйстве.
Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством,
добывающей промышленностью (она занимает первое место в мире по добыче
железной руды, апатитов, второе — по добыче бериллия, третье — по добыче
бокситов, четвертое — по добыче золота, асбеста, олова) и сектором услуг,
является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на мировые
рынки.
Бразилия — крупнейший в мире производитель кофе и сахарного тростника,
один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.Список использовавшейся литературы:
М.О. Полякова «География мира, экономическая и социальная» Москва, 1998 г.
2. С. Сенинский Программа радио свобода «Дело и деньги» 15-01-1999
3. Деловые новости 26-11-1998, выпуск №2
4. Агенство РосБизнесКонсалтинг, Москва 28-04-1999
5. The Wall Street Journal, 15-03-2001
6. Интернет-страница http://www.worldstat.ru