МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИСпециальность: 06100 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра экономики, финансов и информационных
технологий управленияКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: Региональная экономика и управление
ТЕМА: Северо — Западный экономический район
Выполнил: Ильин А.А.
Группа 138
Преподаватель: Ткачев С.А. — старший преподаватель
кафедры экономики, финансов и информационных
технологий управленияСыктывкар
2002Северо — Западный экономический район
Северо — Западный район задирает площадь, составляющую 1,15%
территории России. Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и
Белоруссией и имеет выход в Балтийское море.
Численность населения района на 01.01.1999 г составляла 7,9 млн. чел.
— 5,4% от всего населения РФ. Доля городского населения почти — 87%.
Естественный прирост населения, на уровне 1998 г был кризисным — резко
отрицательным (-8 человек на 1000 жителей), достигавшим
максимальных отрицательных величин в Псковской и Новгородской областях (-
11,4 и -9,5 чел. на 1000 жителей).
В 1998 году в районе наблюдалась положительная миграция населения
(коэффициент +7 на 1000 жителей), выразившаяся также в превышении
численности прибывших в район над численностью выбывших на величину около
35 тыс. чел. (в 1996 г. до 42 тыс. чел.). Абсолютная численность населения
района сокращается и по прогнозу на 2010 г составит 7,2 млн. чел.Таблица 1
Территория и численность населения Северо — Западного
района на 01.01.1999 г.
|Район, |Территория|Численност| | | |
| | |ь | | | |
| | |наличного | | | |
| | |населения | | | |
| | | | | | |
| | |(тыс. | | | |
| | |чел.) | | | |
|республики, | |Все |Городское |Сельское|число |
| | | | | |жителей |
|области |(тыс.км2) |Население |население |населени|на 1 км2 |
| | | | |е | |
|Северо- |196,5 |7916,8 |6854,6 |1062,2 |40,6 |
|Западный | | | | | |
|район | | | | | |
|г. Санкт- |85,9 |4697,6 |4697,6 |—— |74,7 |
|Петербург | | | | | |
|Ленинградская |85,9 |1674,0 |1103,1 |570,9 |74,7 |
|обл. | | | | | |
|Новогородская |55,3 |734,0 |520,1 |213,9 |13,4 |
|обл. | | | | | |
|Псковская обл.|55,3 |811,2 |533,8 |277,4 |14,8 |Экономико-географическое положение Северо- Запада ухудшилось после
распада СССР, поскольку произошло «сужение» выхода РФ к Балтийскому морю,
были нарушены экономические и транспортные связи с бывшим Прибалтийским
экономическим районом, превратившимся в суверенные страны Балтии. Для
компенсации потерь необходима интенсификация хозяйства Северо- Запада,
дополнительное развитие транспортный и рыночный инфраструктуры, усиление
межрегиональных связей, как по направлению рынков Центральной России,
других ее регионов, так и по направлению рынков Северной и Западной Европы.
В отличие от сырьевого Севера Северо- Западный экономический район
является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль
Е формировании рынка, как крупнейший поставщик разнообразной промышленной
продукции, в первую, очередь, машиностроения, особенно сложного
наукоемкого. На долю региона к началу экономического кризиса 1990-х гг.
приходилось около 90% производимых в России гидравлических турбин и более
50% генераторов к турбинам. 18% дизелей, около 10% тракторов, 15% крупных
электрических машин, значительная часть судов, тяжелых и уникальных
станков, изделий радиоэлектроники, приборов) средств автоматизации и
различного оборудования, пятая часть всех фосфатных удобрений и товаров
бытовой химии, 12% серной кислоты, 11% бумаги, 10-12% чулочно-носочных и
трикотажных изделий, обуви. Ведущими отраслями промышленной специализации
здесь являются энергетическое, тракторное и сельскохозяйственное
машиностроение, приборостроение, электроника, судостроение, а также
производство фосфорных и азотных удобрений, бумаги, целлюлозы, мебели, а
также пищевой продукции.
Район беден природными ресурсами, за исключением лесных и водных.
Исключение составляют горючие сланцы, торф и сырьё для строительных
материалов. Доминирующие отрасли обрабатывающей промышленности
ориентируется на завоз сырья из других районов России, особенно из
Северного, откуда поступает основная масса топливных ресурсов, а также
проката черных металлов. В отраслях машиностроения производится более
четверти всей продукции региона. Выделяются отрасли транспортного
машиностроения, особенно судостроение, станкостроение, производство
энергетического и электротехнического оборудования, а также наукоемкие
отрасли точного машиностроения и приборостроения, в т.ч. электронная и
радиопромышленность — почти все предприятия в составе ВПК.
Следующая таблица характеризует особенности промышленной специализации
района.
Таблица 2
Отраслевая структура производства Северо- Западного района, сложившаяся к
концу 90-х годов
|№ |Отрасли промышленности |В (%) |
|1 |Промышленность – всего |100,0 |
|2 |Электротехника |11,7 |
|3 |Топливная промышленность |7,5 |
|4 |Черная металлургия |1,7 |
|5 |Цветная металлургия |3,5 |
|6 |Химическая и нефтехимическая промышленность |6,9 |
|7 |Машиностроение металлообработка |26,2 |
|8 |Лесная, деревообрабатывающая и |8,6 |
| |целлюлозно-бумажная промышленность | |
|9 |Промышленность строительных материалов |4,5 |
|10 |Стекольная и фарфоро- фаянсовая промышленность |1,2 |
|11 |Легкая промышленность |3,9 |
|12 |Пищевая промышленность |19,2 |
|13 |Мукомольная, крупяная и комбикормовая |2,6 |
| |промышленность | |ТЭК района, в составе которого Ленинградская АЭС, несколько ТЭС и ГЭС,
в целом зависит от внешних поставок электроэнергии — из Центра РФ и Эстонии
(бывшей Прибалтийской ГРЭС). Киришский нефтеперерабатывающий завод
в Ленинградской области, ежегодно перерабатывающий свыше 1 млн. т. сырой
нефти, получает сырье из Северного, Западносибирского и других регионов РФ.
Предприятия лесохимического комплекса Северо- Запада: крупнейшие
Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской области,
производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено также крупное товарное
производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели и др. проекции
деревообработки. Значительная часть древесного сырья завозится из соседнего
Северного района.
Северо- Западный экономический район в условиях кризиса сохраняет
значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой
промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей,
поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая
оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в
ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в
частности в производство кондитерских и крупяных изделий.
Северо- Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность
транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России.
Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с
ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских
морских портов — г.г. Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с
отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных
магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей
и через неё с Западной Европой и российским Калининградом.
Приморское положение Ленинградской области, при всех его выгодах,
имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных
для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма
универсальных. грузов. На очереди строительство: нефтяного терминала в г.
Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье
Финского залива, универсального порта в Усть- Лужской губе на побережье
Финского залива.
Доля сельского хозяйства составляет только 10% от совокупного валового
продукта района. Это один из самых низких показателей среди экономических
районов РФ. Сельское хозяйство имеет комплексное пригородное, молочно-
животноводческое, а также льноводческое направление (в Псковской и
Новгородской областях). Основная его роль — обеспеченные внутренних
потребностей района. Отрасль переживает острый кризис, что связано с
неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым
демографическим кризисом (большой естественной убылью и отрицательной
миграцией сельского населения).
Велико рекреационное значение Северо- Запада. Благодаря историческим
достопримечательностям, заповедным местам, природному и культурному
ландшафту район ежегодно привлекает более 1 млн. иностранных туристов.
Особый статус имеет г. Санкт-Петербург — второй по численности город
РФ — 4,7 млн. чел. на 01.01.1999 г.
В многоотраслевом народнохозяйственном комплексе РФ промышленность
Санкт-Петербурга занимает значительное место: предприятия города
вырабатывают 2,5% всей продукции России.
Базовыми отраслями научно-производственного комплекса города являются
энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность,
судостроение, радиоэлектроника, приборостроение.
Наличие высококвалифицированных кадров и оснащение большинства
предприятий города, современной техникой создают условия организации
производства новейших машин и оборудования.
Санкт-Петербург является ведущим центром по выпуску таких наукоемких
видов продукции, как приборы и средства автоматизации, устройства
программного управления для всех видов технологического оборудования. Город
является вторым после Москвы центром по производству товаров народного
потребления, особенно сложной бытовой техники.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено более 30
научных учреждений АН, около 400 научно-исследовательских и научно-
производственных организаций самых разных направлений, а также многие
учебные заведения.
Санкт-Петербург — крупнейший центр на карте бизнеса. Использование
зарубежных инвестиций и интеллектуальных ресурсов города создают
благоприятные условия для реструктуризации и роста экономики города и
региона в целой.
Северо- Западный район переживает экономический кризис. Спад
промышленного производства здесь в 1991-1997 г.г. составил: до 89% в
Псковской области, 50% в Санкт-Петербурге.
Развитие кризиса связано: с высоким удельным весом предприятий военно-
промышленного комплекса, потерявшего значительную часть государственного
заказа; нарушением хозяйственных связей с бывшими прибалтийскими
республиками; несоответствием крупной энерго- металло- и материало- ёмкой
производственной базы отсутствию денных природных ресурсов, недостаточным
развитием социальной инфраструктуры.
Социальные аспекты кризиса выражаются в высоком уровне безработицы
(более 5,5% экономически активного населения), миграционном притоке
русскоязычного населения из стран Балтии.
Одним из наиболее депрессивных в РФ регионов до последнего времени
оставалась Псковская область, где зафиксированы рекордные в России
показатели спада промышленного производства, а также естественной убыли
населения.
Проблемы, которые необходимо в первую очередь решать в регионе
следующие:
— развитие конверсии оборонного производства;
— усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за
счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих
производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;
— реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоёмких и
энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к
товаров народного потребления;
— улучшение экологической обстановки;
— развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;
— развитие туризма.
По состоянию на 1998 г. инвестиционный климат в Северо- Западном
экономическом районе оценивался экспертами, как имеющий максимальный
потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии пониженного
и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и
Псковской областях.