эксперт Игорь Николаевич Кузнецов, имидж-консультант,
автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре.
Эффективные
решения — залог успешной реализации замысла. Управленческое решение — это, как
правило, выбор определенного курса действий из возможных вариантов
(альтернатив).
Процесс
подготовки и принятия решения включает следующие основные этапы:
Постановка
проблемы.
Выявление
альтернатив.
Выбор
оптимального варианта.
Реализация
решения.
Контроль
результатов.
Вначале
выясните исходную ситуацию. Для этого ответьте на следующие вопросы:
кто
должен решать (вы, другое лицо, коллективный орган)?
где,
в каком месте, при каких обстоятельствах предстоит принимать решения?
когда
требуется принять решение?
как,
в какой форме должно быть выражено решение?
что
обусловливает решение? В чем его цель, замысел? Для чего оно служит? Зачем его
надо принимать?
Выберите
критерии оценки успешности решения. Только при наличии четких критериев вы
сможете успешно оценить итоги принятого решения.
Начните
с предварительной формулировки проблемы. Соберите все необходимые данные для
уточнения постановки проблемы. Попробуйте разбить ее на части, на этапы. Попытайтесь
изложить проблему в форме противоречия.
Изложите
проблему письменно — если не сможете, значит вы ее не понимаете. Избегайте при
этом чрезмерной общности, некорректности формулировок. Определите объекты,
взаимосвязь между ними; попытайтесь изобразить это на бумаге.
Не
принимайте следствия, симптомы за сами проблемы. Подмена реальной проблемы ее
следствиями — распространенная ошибка. Используйте такой пример. Первое
пришедшее вам в голову объяснение проблемной ситуации считайте следствием.
Задавая вопрос «Чем вызвано это следствие?» и воспринимая ответ опять как
следствие (исходной проблемной ситуации), можно добраться до действительных
причин.
Обратитесь
за помощью к друзьям, коллегам. Но прежде убедитесь, что ваши собственные
возможности исчерпаны.
Выявление альтернатив
Если
вы хорошо проработали постановку проблемы, то почти наверняка у вас уже есть
возможные решения — как побочный результат первого этапа. Основная задача этого
этапа — обеспечить полноту набора возможных альтернатив.
Воспользуйтесь
табличным методом. Он заключается в формировании поля возможных управленческих
решений путем заполнения таблицы, строками которой являются компоненты
проблемной ситуации, а столбцами — параметры решения, которые должны быть
учтены, а также временные и ресурсные возможности. Анализ пересечения каждой
строки с каждым из столбцов — источник вариантов.
В
решении несложных проблем поможет схема дихотомического деления (деление
исходного варианта на пару противоположных возможностей). Тогда при
многократном делении получится «дерево» решений, отдельные «отростки» которого
могут в общем случае иметь не пару, а несколько ответвлений от одного узла.
Попробуйте
по отношению к проблеме сформулировать вопросы такого типа:
какие
возможности есть для…;
что
можно сделать, чтобы…;
как
надо себя вести, если… .
Если
в одиночку не удается составить обозримое и полное поле решений, привлеките
коллег к «мозговой атаке». Суть ее — в высказывании участниками любых идей,
сколь бы глупыми, дикими или невероятными они ни казались. Критика идей
запрещается. Их перечень — материал для последующего анализа.
Постарайтесь
систематизировать, сгруппировать полученные варианты. Фиксируйте каждый вариант
на отдельной карточке — это облегчит их классификацию.
Выбор оптимального варианта
Основные
вопросы здесь — чем руководствоваться при выборе единственного решения из
многих вариантов? Как более или менее уверенно выбрать оптимальный вариант?
Ниже
приводится ряд простейших рекомендаций.
Прежде
всего, руководствуйтесь здравым смыслом, опытом, интуицией, прецедентами
(похожими случаями, имевшими место раньше). Они — ваши основные помощники,
особенно при принятии решений по стандартным ситуациям. Для нестандартных
ситуаций приемлемы остальные приемы.
Вам
никуда не уйти от определения критериев оценки вариантов. Качеством,
обоснованностью выбранных вами критериев определяется в конечном счете качество
решения. Этими критериями являются конкретизация и детализация тех общих
критериев, о которых упоминалось при обсуждении первого этапа — постановки
проблемы.
После
выбора критериев можете воспользоваться матрицей для принятия решений.
Определяете относительную значимость каждого критерия (например, по
пятибалльной шкале). Выставляете каждому варианту оценку по каждому критерию
(например, по пятибалльной шкале). Затем для каждого критерия перемножаете
значимость и оценку. Для каждого варианта находите сумму произведений. В
ситуации, изображенной на матрице, вариант А оказался несколько
предпочтительнее варианта Б.
Матрица
для принятия решений
Варианты
Критерии
Значимость критерия
Оценка варианта по данному критерию
Значимость, умноженная на оценку Сумма произведений по данному варианту