Экология и бизнес

Дата: 21.05.2016

		

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный Факультет
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Реферат по экономической теории

Экология и бизнес

Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на
Территории Тюменской области является мощным фактором развития отраслей
народного хозяйства и одновременно оказывается сильнейшее отрицательное
воздействие на окружающую среду, которому подверглись все природные сферы:
1. повысился уровень загрязнения;
2. наблюдается деградация экосистем и целых биогеоценозов;
3. научно необоснованная и слабо контролируемая эксплуатация
биологических ресурсов привела к снижению численности животных, рыбных
запасов, площади лесов. Особенно негативные последствия наблюдаются в
северных районах области, которые характеризуются ранимостью и
длительным периодом восстановления природных комплексов. Изменение
состояния окружающей среды привело к ухудшению условий жизни и
здоровья людей.
Преодоление накопившихся экологических проблем возможно на основе
государственной программы стабилизации и обстановки, путем сокращения
воздействия на окружающую среду, экономии природных ресурсов. повышения
экологического образования и сознания всего населения.

После путча, в сентябре 1991 года в Москве состоялась международная
конференция предпринимателей. Международный бизнес питал огромные надежды
по поводу открывающегося советского рынка. При этом предполагались не
только экспортно-импортные операции. Технологический потенциал советской
науки в тот момент содержал в себе столько невостребованных потенций, а
торг казался столь уместным, что горизонт состоял из сплошной радуги. К
тому времени в СССР был принят Закон «Об основах предпринимательства»,
частью которого стал пакет «Предпринимательство в области экологии».
Поскольку эту часть закона наполняла конкретика, ее выделили в отдельную
Государственную программу предпринимательства в области экологии, которая
должна была вступить в силу 1 января 1992 года. И не случайно вокруг этой
программы на конференции предпринимателей шли очень интенсивные переговоры.
Сначала договорились с англичанами, но уже сразу после конференции с
предложениями обратились немцы и американцы. В конце декабря 1991 года,
когда СССР уже рухнул, а Россия заявила о правопреемстве по всем
международным договорам, Борис Николаевич перед телекамерами на всю страну
убежденно заявил: что Государственная программа предпринимательства в
области экологии будет действовать. И если не 1 января, то 2-го — уж точно.
Но документы большинства комитетов и комиссий не попали в российский
парламент: их выбросили на свалку и сожгли. В 1993 году ситуация
повторилась. Комитет по экологии российского парламента не минули танковые
снаряды. Многое там сгорело, и на свалку вывозили уже готовый обуглившийся
«продукт». Так громко почили первые иллюзии о предпринимательстве в области
экологии.

Действующее российское экологическое законодательство сегодня
охватывает практически все аспекты охраны окружающей среды и
природопользования. Основным источником экологического права является
Конституция РФ. Она содержит нормы, определяющие подходы к регулированию
отношений в сфере окружающей природной среды. Признание, соблюдение и
защита прав человека и гражданина — обязанность государства.
21.08.2000 года вышло Постановление Правительства РФ «О неотложных
мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов», в котором чрезвычайные ситуации, связанные с разливом
нефти и нефтепродуктов, подразделялись на несколько категорий: локального,
местного, территориального, регионального и федерального значения, в
зависимости от объема разлившейся нефти (100 — 5000тт). В соответствии с
этим, предусматривалось количество средств и сил, необходимых для
ликвидации аварийных разливов.
Также вышли новые Правила разработки и утверждения нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение. Норматив образования
отходов — установленное количество отходов конкретного вида при
производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов — предельное
допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается
размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения
отходов. Причем вторые разрабатываются в соответствии с первыми. Помимо
этого значение имеют вид и класс опасности отходов, а также экологическая
обстановка на территории размещения отходов.
Сами нормативы установлены для индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц, ведущих свою деятельность в области обращения с отходами.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную
среду устанавливают специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти. Однако юридические лица и предприниматели
самостоятельно разрабатывают проекты нормативов на основе методических
указаний Минприроды России. После этого они должны быть утверждены в
территориальных органах Минприроды России. Для разработки и утверждения
нормативов предприятиям, уже имеющих дело с отходами, юридические лица
должна подать в Минприроды России ряд документов, в том числе заявление и
свидетельство о регистрации объекта размещения отходов. Те юридические лица
и индивидуальные предприниматели, которые работают с опасными отходами,
должны представить также копию лицензии на осуществление этой деятельности.
Срок рассмотрения органами Минприроды России документов и принятия
решения — один месяц. Далее следует либо утверждение нормативов, либо
возвращение материалов на доработку с указанием причин возврата. При
повторном неутверждении орган Минприроды России дает мотивированный отказ.
Этот отказ заявитель может обжаловать либо в вышестоящий орган (собственно
Минприроды России), либо в суд.
В соответствии с правилами лимиты на размещение отходов
устанавливаются сроком на 5 лет. Более того, чтобы лимиты не аннулировали,
индивидуальные предприниматели и юридические лица должны ежегодно
подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья.
Некоторые лимиты устанавливаются на срок действия лицензии: например,
лимиты на размещение отходов для пользователей недр, лимиты на размещение
опасных отходов.
В связи с принятием федеральных законов «Об общественных
объединениях», «О некоммерческих организациях», «Об экологической
экспертизе» существенно переработана глава законопроекта о правах и
обязанностях граждан, общественных объединений, фондов и иных
некоммерческих организаций, определены государственные гарантии этих прав.
Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и
приведения в соответствие с действующим законодательством раздела об
экономическом механизме охраны окружающей природной среды. Новая редакция
закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип
«загрязнитель платит», и в то же время призван дать возможность
загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство
очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных
мероприятий.

Экологические требования, которые должны соблюдать предприятия и
организации
Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать
эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению
требований по охране природы, рациональному использования и воспроизводству
природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Организации должны внедрять экологически безопасные технологии и
производства, обеспечивать надежную и эффективную работу очистных
сооружений, проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной
растительности, животного мира.
Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов вредных веществ
влечет за собой ограничение, приостановление, вплоть до прекращения
деятельности предприятия по предписанию специально уполномоченных на то
государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов РФ с
одновременным прекращением финансирования указанной деятельности
учреждениями банка.

О состоянии окружающей природной среды ХМАО

С середины 60-х годов ХМАО является важнейшей базой
нефтегазодобывающей и лесной промышленности страны и в настоящее время за
счет экспорта энергоресурсов обеспечивает получение значительной части
валютных поступлений Российской Федерации.
Особенностью экологического состояния территории округа является
интенсивное воздействие на окружающую среду промышленной разработки запасов
нефти и газа, заготовки древесины, транспорта углеводородного сырья,
электроэнергетики. Государственная политика освоения природных ресурсов в
ХМАО в предыдущие десятилетия сводилась к реализации принципа минимума
затрат на добычу сырья и максимальной экономии средств на природоохранных
мероприятиях. Последствия этой политики привели округ на грань
экологической катастрофы.
Интенсивное загрязнение природной среды продолжается и в настоящее
время. Спад производства не сопровождался аналогичным снижением
техногенного воздействия на окружающую среду, поскольку в условиях
экономического кризиса предприятия не финансируют в достаточной мере
природоохранные мероприятия. Разрабатываемые и частично реализуемые
экологические программы не создали условий для коренного улучшения
экологической обстановки в целом.
Вопрос об объявлении округа зоной чрезвычайной экологической ситуации
рассматривался в 1992 году на 7-ой сессии Совета народных депутатов
автономного округа XXI созыва. Ухудшение экологической ситуации в Западно-
Сибирском регионе, а в ряде мест — приобретение ею характера экологического
кризиса (в том числе и в ХМАО) отмечалось на заседании Правительственной
комиссии РФ по окружающей среде и природопользованию, состоявшейся 31
октября 1995 года.
Крайняя острота экологической обстановки в нефтедобывающих районах
зафиксирована и в решении Межведомственной комиссии по экологической
безопасности Совета Безопасности РФ №7-1 от 06.09.95г. «Проблемы
обеспечения экологической безопасности при развитии нефтегазового
комплекса».
В результате интенсивной добычи нефти и газа окружающая среда округа
за последние тридцать лет подверглась беспрецедентному техногенному
воздействию.
Нефтегазодобывающий комплекс является главным потребителем природных
ресурсов территории, и при этом оказывает на местные экосистемы крайне
негативное воздействие. Технология освоения и разработки месторождений
углеводородного сырья за тридцатилетний период не претерпела существенных
изменений. За прошедшие десятилетия на нефтяных промыслах не выработана
эффективная технология по очистке и рекультивации поверхностных вод и почв
от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Рекультивация замазученных и
возврат восстановленных земель существенно отстают от вновь загрязненных.
Многие нефтедобывающие предприятия идут по пути сокрытия аварий с
экологическими последствиями, выжигают нефть, засыпают ее грунтом.
Нефтегазодобывающие предприятия являются потенциально экологически
опасными; а поскольку запрещение или ограничение их производственной
деятельности недопустимы, то необходимо повысить нормативно-правовые
требования к этим предприятиям по обеспечению надежности эксплуатации
оборудования, агрегатов, инженерных коммуникаций и объектов; усилить
контроль за качеством строительства и эксплуатации нефтегазодобывающих
объектов. Развитие нефтедобывающей отрасли должно подчиняться
стратегическим долгосрочным, а не краткосрочным тактическим целям и
задачам.
В настоящее время проблема обострения экологической ситуации
«обнажилась» благодаря доступности общества к информации о негативных
техногенных воздействиях на природную среду. Поэтому природоохранными
подразделениями и общественностью все больше внимания уделяется решению
экологических проблем, а производственными экологическими службами тратятся
огромные средства на проведение ре-культивационных мероприятий.
Предприятия, загрязняющие окружающую среду в пределах допустимых
нормативов, осуществляют оплату за счет прибыли, оставшейся в распоряжении
природопользователей. Но это не освобождает природопользователей от
выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты
штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда,
причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству,
здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законодательством РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Виталий ЧЕЛЫШЕВ. ЭКОЛОГИЯ И БИЗНЕС: Нестандартная игра на стандартном
поле.
2. Государственный Комитет по охране окружающей среды ХМАО. Введение.
Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году», Ханты-
Мансийск, 1997, с. 6-7.
3. Государственный Комитет по охране окружающей среды ХМАО. Заключение.
Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году», Ханты-
Мансийск, 1997, с.146-147.
4. Е. Федорова. Госкомэкология России. Газетная и журнальная информация,
2001, части 1-2, с.39-42.
5. Л.К. Хмаринов. Создание ассоциации по предотвращению и ликвидации
разливов нефти в Нефтеюганском районе ХМАО. Газетная и журнальная
информация, 2000, части 3-4, с. 90-96.
6. С.Е. Ахмедханов. Об экологическом законодательстве Российской
Федерации. Газетная и журнальная информация, 2001, части 1-2, с.18-21.
7. Тюменский областной комитет экологии и природных ресурсов. Введение.
Обзор «Экологическое состояние, использование природных ресурсов,
охрана окружающей среды Тюменской области», Тюмень, 1992, с.6.
8. Ю.В. Комиссарова. Отходы правильные. Газетная и журнальная информация,
2001, части 1-2, с.13.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий