ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА
1. Состав района.
2. Физико- и экономико-географическое положение района.
3. Природа района и природные предпосылки его развития.
4. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса
района.
5. Население и трудовые ресурсы района.
6. Народнохозяйственный комплекс района
7. Территориальная структура расселения и хозяйства района.В состав Дальневосточного экономического района входят : Приморский и
Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края , Республика Саха
(Якутия) , Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом) ,
Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном
отношении — соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех
отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово
, Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти
моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются
подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны ,
естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.
От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских , Курильских ,
Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин —
Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России
обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная
часть Берингова моря находится в субарктическом климате , то южная часть
Японского лежит в области субтропического.
Растительный и животный мир морей Тихого океана намного богаче морей
Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастают заросли морских
трав и водорослей. Бурые водоросли , достигающие в длину 50 метров ,
образуют иногда настоящие подводные леса.
На островах очень много птиц: кайр , чаек , балканов , топориков ,
белобрюшек , глупышей. В настоящее время промысловую ценность в
дальневосточных морях имеют тюлень , нерпа , белуха. У западных берегов
полуострова Камчатка ведется лов крабов.
Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных морей. Важнейшими
рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки , Охотского побережья
, Амурский лиман , побережья Южного Сахалина и Приморья. На первом месте по
значению стоят проходные лососевые рыбы — кета , горбуша , нерка , чавыча.
На нерест они идут в Амур , в реки Охотского побережья , Камчатки и
Сахалина.
В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране
предприятие , где в естественных условиях моллюсков (гребешки , гигантские
устрицы) — высокопитательных и обладающих лечебными свойствами.
Важнейшей особенностью экономико-географического положения
Дальневосточного экономического района является большая удаленность от
основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной
окраине страны , его отделяют не только от Москвы , но даже от
индустриальных центров Сибири расстояния , измеряемые многими тысячами
километров. И по прежнему единственным сухопутным путем остается
Транссибирская магистраль , по которой расстояние от Москвы до Владивостока
более 9300 километров , что составляет примерно неделю езды на скором
поезде.
Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам , пересечение морских путей
в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю
торговлю и участвовать в международном разделении труда.
В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется производством
цветных металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы и морепродуктов , лесной
и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и пушным промыслом. В
сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на
выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны
на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную
роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток
поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д.
Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью ,
что обусловлено очень большой протяженностью территории с севера на юг.
Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Низменностями
заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам. Наиболее
обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На
значительной части района распространена многолетняя мерзлота , что
затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем
1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более.
На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы , о чем свидетельствует
вулканическая деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов ,
крупнейший из них Ключевская Сопка , много гейзеров.
Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются высокой ледовитостью. В
первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого
океана — Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана —
Берингово и Охотское — также холодные , с длительным ледовым периодом и
потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-
западной части Тихого океана , подверженных влиянию теплого течения Куросио
, возможна круглогодичная навигация.
Большое значение для развития района имеют запасы полезных ископаемых.
Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редких металлов. Это
один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и
рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи , Амура,
Селемджи , Буреи , на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные ,
вольфрамовые , свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в
Республике Саха , Магаданской области , в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний
Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения
расположены на Чукотке , в Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте на верхнем
Алдане разведаны уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют
месторождения алмазов северо-запада Республики Саха — “Мир”, “Удачное” и
др.
В Дальневосточном районе известны запасы железных руд. Наибольшее
значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями Таежное ,
Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге Якутии.
Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных ресурсов ,
особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы угля расположены в
Ленском бассейне , сильно удаленном от освоенных территорий. На юге
Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов
коксующегося угля — Южно-Якутский. Остальные месторождения , сравнительно
небольшие , разбросаны по территории района.
Выявлены на территории района нефтегазоносные провинции : на Сахалине,
Камчатке , Чукотке , в Магаданской области , но разрабатываются пока только
месторождения нефти Оха и Тунгор на севере Сахалина. Нефть высокого
качества , но ее не хватает для удовлетворения потребностей района. Газ
обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших
перспективных газоносных районов.
Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья : мергелем ,
известняками , огнеупорными глинами , кварцевыми песками , а также серой ,
графитом , слюдой.
Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна. Среди наиболее
крупных можно выделить бассейны Лены , Амура , Яны , Индигирки , Колымы и
т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы гидроэнергии , богаты
ценными видами рыб , являются транспортными путями , в том числе и зимой ,
когда по льду прокладываются зимники. Богат район и термальными водами.
Горячие источники , особенно на Камчатке , питают реки , которые зимой не
замерзают. С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров.
Вода горячих источников содержит цинк , сурьму , мышьяк , имеет лечебное
значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.
Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана :
Берингово , Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период,
они имеют рыбохозяйственное , зверопромысловое и транспортное значение.
Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб : кета, нерка
, чавыча , обитают тюлени , моржи , котики. Леса на Дальнем Востоке
покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают
лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные породы : дуб , ясень ,
клен и т.д.
Особенности физико-географического положения определили разнообразие
природно-климатических условий — от резко континентального до муссонного
климата юго-востока района,что вызвало неравномерность заселения и освоения
района.
В северной части района климат исключительно суровый. Зима холодная ,
малоснежная , продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя
мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного полушария.
Однако теплое , хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в
открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с холодной
зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура
составляет до120 дней , и лишь на юге Приморья — до 190 дней. Большое
количество осадков , выпадающих в летний период , вызывает сильное
переувлажнение почв , что создает большие трудности для сельского
хозяйства.
Вследствие суровости климата и удаленности территории Республика Саха и
Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет
очаговый характер.Более плотно заселены Хабаровский край и Амурская
область.
Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер ,
связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с
различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не
сплошной , а очаговый характер , который ведет к серьезным локальным
нарушениям , при этом нужно иметь в виду , что большая часть района
находится в зоне многолетней мерзлоты.
Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных мер.
Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную
программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального
пользования ресурсами , сохранения уникального видового состава биоты ,
снижения генетических последствий загрязнения Среды. Открытие и заселение
Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением
русских к берегам Тихого океана . Пути отрядов казаков-первопроходевсначала
пролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам , лишь
затем они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и
Приморья.
В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и основал
острог , получивший название Якутск , который вскоре стал центром Восточно-
Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг.
В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел к Охотскому морю ,
заложил острожек в устье реки Улья , обследовал на значительном протяжении
побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к низовьям Амура. В
1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции в приамурские земли и
основал там несколько городов — Албазин , Ачин и др. С.Дежнев и Ф.Алексеев
на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии. Выступив
из Анадырского острога , отряд В.Атласова добрался до Камчатки. По
“челобитным” и “сказам” первопроходцев П.И.Годуновым в 1667 году была
составлена карта — “Чертеж сибирской земли”.
Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со знаменитыми
Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и Алексея Чирикова
(1725-1730 и 1733-1743 годах) , во время которых были определены очертания
северной части Дальнего Востока , открыты Алеутские и Командорские острова
, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.
Географические открытия и обследования , сделанные в 18-ом веке ,
подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к берегам
Дальнего Востока : И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы) ,
В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах) , М.П.Лазарева (1813-1816 и 1822-
1825 годах) , Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др.
В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского были установлены островное
положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в море. На Дальнем
Востоке были созданы опорные пункты : Петропавловск-на-Камчатке ,
Николаевск-на-Амуре , Владивосток.
Организованное заселение Дальнего Востока началось с 50-х годов 19-ого
века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного права и принятия
законов о переселенцах.
Интерес к Дальнему Востоку возрос , когда в 1891 году началось
строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты геологические
, географические , экономические и другие исследования. Все это дало
импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока : появились
промышленные (горные , рыбные) и транспортные предприятия , расширились
промыслы пушнины и морского зверя (котиков) , увеличилось
сельскохозяйственное производство , возросла торговля.
Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне
отсталым регионом царской России. Правительство видело в нем сырьевой
“придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных богатств
Дальнего Востока (золото , цветные металлы , пушнина , лососевые рыбы) ,
которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике
Дальнего Востока занимали иностранные монополии , безжалостно
эксплуатировавшие его ресурсы и население.
Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался слабонаселенной
территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока в годы
Советской власти привели к увеличению численности населения : в 1920 году в
районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году — 7 млн. человек. Темпы роста
населения Дальнего Востока — одни из самых высоких в стране.
Сейчас численность населения Дальнего Востока — более 7.6 млн. человек.
Городское население составляет 76%. Дальний Восток — самый малонаселенный
район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2 человек на
1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно.
Наиболее высокая плотность — более 12 человек на 1 кв. км. в Приморском
крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в
Республике Саха , Магаданской и Камчатской областях плотность населения
составляет лишь 0.3 — 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается
пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения —
русские. Живут здесь также много украинцев , татар , евреев и большая
группа коренных народностей — коряков , нанайцев , нивхов , ульчей ,
удегейцев , ительменов , эвенков , алеутов , чукчей , эскимосов и др.ЗАСЕЛЕННОСТЬ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
|АДМИНИСТРАТИВНО- |НАСЕЛЕНИ|ПЛОЩАДЬ|КОЛ-ВО|ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-|
|ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА |Е | | | |
| |ЧЕЛОВЕК.|КМ. КВ.|ГОРОДО|ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА |
| | | |В |КВ. КМ. |
|ЯКУТИЯ |900000 |3103200|10 |0.29 |
|КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ |443000 |472300 |3 |0.93 |
|ЧУКОТСКИЙ АО |110000 |737300 |0 |0.15 |
|ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ|250000 |36000 |2 |6.94 |
|САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ |709000 |87100 |19 |8.14 |
|ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ |1794000 |824600 |9 |2.17 |
|ПРИМОРСКИЙ КРАЙ |2189000 |165900 |9 |13.19 |
|АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ |1053000 |363700 |9 |2.89 |
|КОРЯКСКИЙ АО |40000 |301500 |0 |0.13 |
|МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |410000 |461400 |3 |0.89 |Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные
народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания , национальные
традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право быть
хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.
В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно возросло.
Увеличение численности населения происходит как за счет естественного , так
и за счет механического прироста , главным образом привлечения на крупные
стройки трудовых ресурсов , преимущественно из многонаселенных европейских
районов.
Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается в цветной
металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления кадров
на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное строительство ,
укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и
предприятий.
Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного
района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она особенно
быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае. Цветная
металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама ,
мышьяка.
Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит Республике Саха ,
где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение. Введены в действие
рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная фабрика в
Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и
комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).
Получила развитие свинцово-цинковая промышленность , сосредоточенная в
Приморском крае , производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В
настоящее время осваиваются новые крупные месторождения свинцово-цинковых
руд — Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае
добывается вольфрам.
Быстро растет алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных
горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится новый комбинат.
К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная
промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место
среди экономических районов России. Важную роль играет район в китобойном и
крабовом промыслах.
Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское ,
Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы
промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах
Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен
первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие
заводы , китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки —
Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков ,
Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены
холодильные комбинаты , крупнейшие из них находятся в Петропавловске-
Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока
[pic]Отраслями рыночной специализации являются также лесная , целлюлозно-
бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный
удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов , бумаги,
целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в
основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры
лесопиления — Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск ,
Комсомольск-на-Амуре , Амурск , Хор , Бикин и др. Производство фанеры
создано во Владивостоке и Биробиджане , мебели — в Благовещенске ,
Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане , спичек — в Благовещенске ,
целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск и др.).
Машиностроение имеет разнообразную структуру , однако ведущими его
отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования.
Машиностроительные заводы производят дизели , мостовые краны , судовые
механизмы , литейное оборудование , металлорежущие станки , приборы ,
инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров —
Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-
Камчатском , Владивостоке , Находке , а речное судостроение — в
Благовещенске.
Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе Свободном
(Амурская область). В Благовещенске построен завод “Амурэлектроприбор” , во
Владивостоке — завод инструментов и другие заводы , в Хабаровске работает
завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре — завод подъемно-транспортного
оборудования , в Биробиджане — “Дальсельмаш”.
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс :
Топливная промышленность представлена добычей угля , нефти и природного
газа.
Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод
передельной металлургии — “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре , работающий
на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной ,
швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими отраслями , предприятия
которых размещены в основном в средних и крупных городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности — рыбной , на
Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим
предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая
крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре
, Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя),
представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское
хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна ,
сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления.
Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская
область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха).
Основное место в посевах занимают зерновые культуры , прежде всего
яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского
края значительны посевы риса. Главная техническая культура — соя.
Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для
выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади
отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую
кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на
юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены
обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье ,
развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное
звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах
насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в
огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта , так как
редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных
связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта ,
но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80%
перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с
прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время
Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями , иногда являющимися
подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев
имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-
на-Амуре) , до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-
Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила
выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов
полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ
включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду , Беркакит ,
Томмот , Якутск — “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих Байкало-
Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов
Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в
суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному
морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между
железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные
и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами
в перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные
материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих
морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) ,
Владивосток , Находка , Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах , оторванных
от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних
перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в
Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная дорога
проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района
есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть
автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для
связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок
(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются
связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера
Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений
транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить
что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем перевозок
приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости
дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это связано с тем ,
что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока
преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных
металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития
района , появились новые промышленные предприятия , развиваются
сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на
структуре грузооборота.
Так , усиление международной торговли , развитие рыбной промышленности
потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало
толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и
интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной
экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетичес-кого
баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992
годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего
Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений
присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное
отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено
производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно
сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского
края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой
продукции ,на Камчатке и в Магаданской области — кондитерских изделий на
40%, в Корякском и Чукотском автономных округах — мяса. Сократили в регионе
и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях
промышленности.
Найболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является
реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе
конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-
промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской
промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях
“двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России
являются :
. дальнейшее разгосудаствление экономики района;
. возникновение элементов свободной конкуренции;
. создание рыночной инфраструктуры;
. устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию
промышленности.
На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные
экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.
Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе :
лесные пожары , последствия тайфунов и землетрясений , наводнения ,
крушения нефтиналивных танкеров , аварии на нефтегазопромыслах и других
промышленных объектах , умышленный сброс в реки и моря , а также в
атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос” , разрабатывающее и
внедряющее , в частности , концепцию инженерно-экологического обеспечения
безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и
газа.
Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического
развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и северную.
В южную зону интенсивного развития входят Приморский край , южные части
Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая
в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной
зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее
время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с
обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края ,
Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой
зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация
— добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее
экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла
большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет
формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного
освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются
разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа
потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением
зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и
Комсомольского ТПК.
Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе
разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от
Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских
высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный
бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское , Нерюнгринское и другие
месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50
метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное
простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта
производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с
содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются
месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых
составляют 2,5 млрд. тонн.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает
возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на
Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные
месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда , сланцев и других
полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная
дорога БАМ — Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные
коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут
поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и
экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля
построена первая очередь нового крупного порта — Восточный.
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию
железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать здесь
сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство
имеет очаговый характер.
В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только
для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более интенсивно развиты
добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых.
В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых
наряду с отраслями специализации развивается производственная
инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский ,
Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в
территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленнос-тью ,
машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами.
Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал , что
масштабы и структура промышленности района характеризуются большими
различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности.
Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство
Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-
производственных комплексов.
Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные
экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со
странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые
операции через территорию района , и его экспортные функции имеют
исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из
зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной
системы района , экономических показателей работы , совершенствование
структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза
превышал их вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень
высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее , чем ввоз. Это
свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.
Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с
дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием Южно-
Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых транспортных
связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского
бассейна и Европы) , обеспечением населения района сельскохозяйственной
продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических
проблем.[pic]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. —
М., 1996.
2. Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.
3. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.
4. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. —
М., 1975-1985.
5. Андрей Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7.