Федеративная Республика Германия

Дата: 21.05.2016

		

Федеративная Республика Германия. Население – 79.9 млн. человек, по этому
показателю Германия занимает второе место в Европе. Национальный состав
характеризуется ярко выраженной однородностью, преобладанием немцев.
Имеется лишь несколько крайне малочисленных национальных меньшинств –
голландцы, датчане. В стране постоянно проживают около 5 млн. иностранцев,
что составляет около 6 процентов населения. В основном это иностранные
рабочие, занимающиеся исключительно малоквалифицированным и
низкооплачиваемым трудом.
Объединенная Германия – федеративное государство, состоящее из 16
равноправных земель. Первые десять земель находятся на территории бывшей
ФРГ (старые земли). Остальные, так называемые «новые земли», входили в
состав бывшей ГДР. Земля Берлин образована в результате слияния бывшей
столицы ГДР Берлина с особой политической единицей – Западным Берлином.
Столица Германии – Берлин. Однако, до сих пор парламент и правительство
Объединенной Германии расположены в Бонне.
ФРГ – страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем
парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности
волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных
Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной,
исполнительной и судебной властей.
В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна достаточно
сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает
стабильность и прогресс в развитии страны.
В ФРГ два органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат.
Бундестаг (672 депутата) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых,
равных, свободных выборов при тайном голосовании. Руководит заседаниями
Бундестага избранные им на весь срок полномочий председатель. Он
осуществляет распорядительную деятельность в здании Бундестага, ему
подчинены службы этого органа. Председатель и его заместители образуют
президиум палаты.
В Бундестага создаются партийные фракции. Их руководство участвует в
формировании органов Бундестага, в том числе и в создании
специализированных постоянных комитетов. Бундестаг считается находящимся в
состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные
заседания по мере надобности. Заседания Бундестага – открытые, но могут
быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.
Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не
избирается, его члены назначаются правительствами земель и отзываются ими.
Поэтому какого-либо срока полномочий для этого органа Конституция не
предусматривает. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные
органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания
созываются председателем по мере надобности.
Законопроекты вносятся, как правило, в нижнюю палату. Правом
законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты
Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты в Бундестага рассматриваются
в трех чтениях. Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. У
Бундесрата есть хоть и ослабленное, но право вето.
Как и в других странах, парламент ФРГ осуществляет контроль за
деятельностью исполнительной власти, но правительство несет ответственность
только перед Бундестагом. Формой ответственности Канцлера является так
называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку.

Федеральное правительство. Основные рычаги руководства государством в ФРГ
принадлежат правительству, состоящему из Канцлера и министров.
Федеральный Канцлер избирается Бундестагом по предложению Президента.
Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в
Бундестаге. В назначении федеральных министров парламент участие не
принимает. Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера и
увольняются Канцлером.
Основные направления федеральной политики определяет Канцлер. Федеральные
министры несут ответственность перед Канцлером, который вправе уволить
министра, и перед нижней палатой парламента, может выразить вотум недоверия
министру.
Ответственность за деятельность правительства несет Канцлер. С его сменой
уходят в отставку и министры.
Хотя считается, что исполнительной властью обладают Президент и
правительство, на деле Президент действует по указаниям
правительства. Он является лишь главой государства, а реально
исполнительная власть осуществляется правительством.
Федеральный Президент избирается на 5 лет косвенными выборами –Федеральным
собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же количества
членов, избранных представительными органами земель пропорционально числу
их депутатов в Бундестаге. Президентом может быть избран гражданин,
достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Президент не может
быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных
представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности. По
Конституции федеральный Президент обладает значительными полномочиями. Он
представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует
дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров,
осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких
актов необходима контрасигнатура Канцлера.
Ответственность Президента заключается в лишении его данной должности. Это
возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона.
Такое обвинение может быть выдвинуто только Бундестагом или Бундесратом.
Полномочия федерального Президента в случае каких-либо препятствий для
исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель Бундестага
Организация судебной власти в Германии основана на принципе посистемности:
не существует какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни
в землях. Помимо конституционной юстиции – Федерального конституционного
суда и конституционных судов земель – действует еще 5 ветвей правосудия:
общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.
Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций.
Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела. Суды по
трудовым спорам – споры между работодателями и работниками.
Административные суды – иски граждан к государственным служащим по вопросу
о соблюдении прав граждан к государственным служащим и т.д.
В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел
рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство иногда
осуществляет единолично судья, а нередко судья и два заседателя.
Прокуратура в Германии не составляет отдельной системы, а действует при
судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.
ФРГ определяется конституцией как демократическое, правовое, социальное
государство. Гарантией этого являются положения о том, что вся власть
исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода
голосований, а также через специальные органы – законодательные,
исполнительные и судебные. Важнейщей гарантией демократии является
специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать
сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический
конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы
другие средства. Концепция правого государства находит свое выражение в
нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и
частные, обязаны подчиняться праву, что суд является назависимым, а
чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную
силу.Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед
гражданином. Тезис о правовом государстве подкрепляется широкими
конституционными правами граждан.
Конституция Германии была принята в 1949 г. За время действия было принято
около 400 законов, изменяющих и дополняющих ее, но по существу
принципиальным изменениям конституция не подверглась, хотя некоторые
изменения назывались конституционной реформой. Конституция Германии
отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов
общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства,
справедливости. Она ввела федеративное устройство государства, запретила
его изменять.
Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание
политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические
права. Среди социально-экономических и социально-культурных прав
конституция называет свободу выбора профессии, места работы, свободу
объединения для охраны и улучшения условий труда, право собственности и ее
наследования, свободу искусства, науки, образования, свободу преподования.
В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и
свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода
доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др.
Среди личных прав и свобод конституция называет: право на жизнь и
физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на тайну
переписки, на свободу передвижения, на свободу совести, равный доступ к
государственным должностям независимо от религиозных убеждений и
мировозрения. Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие
положения. Говорится об обязанности родителей заботиться о детях,
закреплена обязанность воинской службы с 18-летнего возраста для мужчин и
альтернативной службы для тех, кто отказывается по своим убеждениям от
воинской службы с оружием в руках. Конституция говорит о праве убежища. Так
же предусмотрены юридические гарантии прав выполения обязанностей. В
частности, государство или ведомство, на службе которого состоят лица,
нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц, несут
ответственность за действия своего служащего.
В Германии действует десятки партий, в том числе на уровне отдельных
земель. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям.
На правом фланге находится Национально-демократичекая партия, возникшая на
базе запрещенной в 1952 г. Националистической партии, Германский народный
союз, Республиканская партия. Эти партии не оказывают заметного влияния в
обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают
пятипроцентный барьер. Партией правого центра является правивший в течение
полутора десятилетий Христианско-демократический союз, в котором состоит
670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповодей,
толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом,
а с другой – с социальных позиций христианского учения.
Центристкой партией является Свободная демократическая партия. Хотя это и
небольшая партия, она до 1998 г. часто играла основную роль при создании
правительства. Партией левого центра является Социал-Демократическая
партия. Она выступает за социальную справедливость в условиях рыночной
экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы
эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений.
На левом фланге находится Партия Демократического социализма, которая
считает себя наследницей Социалистической единой партии. Наиболее
целесообразным она считает “средний путь” между капитализмом и социализмом.
Интересы части сельского населения выражает небольшая Крестьянская партия,
не представленная в парламенте. Существует крестьянские социально-
экономические организации, в том числе в общегосударственном масштабе. Их
роль в политической жизни невелика.

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель,
являющихся ее субъектами, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург, Бремен.
Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в
исторических традициях, размерах территории, численности населения. Все
земли, назависимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает
определенного неравенства их представительства в Бундесрате. Компетенция
федерации и земель разделена. Различаются исключительная компетенция
федерации. В принципе принята презумпция компетенции земель: полномочия
должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не
устанавливает иное. На практике наблюдается значительная централизация.
Основной закон предусматривает возможность федерального принуждения, если
земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной
конституцией и федеральными законами. В соответствии с концепцией
кооперативного федерализма все учреждения федерации и земель должны
оказывать друг другу правовую и административную помощь.

Земли делятся на округа, округа на районы и города, имеющие статус районов,
районы делятся на общины. В мелких землях округов нет.
Положение и организация административно-территориальных единиц регулируется
конституциями земель. Они устанавливают, частости, что государство должно
предоставлять денежные средства общинам и их объединениям, устанавливать
источники доходов, которыми они вправе пользоваться по своему усмотрению.
Общины вправе принимать решения по вопросам общинного транспорта,
строительства жилья, школ, местных дорого, спортивных сооружений, туризма,
и др.
Во всех административно-территориальных единицах существуют
представительные органы, избираемые гражданами на срок от четырех до шести
лет. Во главе округа стоит правительственный президент, назначенный
правительством земли. Он следит за соблюдением законов. В районе имеется
избираемое на срок от четырех до шести лет районное собрание. Глава
администрации района – ландрат избирается районным собранием. В общинах
население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане
избирают бургомистра (нередко на длительный срок 8-12 лет).

Германия активно участвует в международном капиталистическом разделении
труда. ФРГ занимает первое место по объему внешней торговли в
капиталистическом мире. По объему экспорта промышленных изделий ФРГ
занимает первое место среди развитых стран. В германском экспорте доля
промышленной продукции занимает около 92%. Основные отрасли страны — химия,
машиностроение, автомобилестроение, электроника — добились существенных
успехов на электроника — добились существенных успехов на международном
рынке. На продукцию этих отраслей приходится свыше половины германского
экспорта. ФРГ в существенной степени зависит от внешнего рынка и по линии
своего экспорта. По его объему она занимает второе место в мире. В
структуре ввоза большой удельные все имеет разнообразное сырье, топливо и
с/х продукты.

Источники:
1. Конституционное право зарубежных стран, В.Е.Чиркин
2. Интернет сайт, Мир энциклопедий

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий