Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века

Дата: 12.01.2016

		

Наиболее
ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем,
тоска по уходящей патриархальной России и понимание катастрофичности грядущих
перемен отразились в рассказе “Антоновские яблоки”, который был написан в 1900
году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое
внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение
времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ
начинается (“…Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и заканчивается (“Белым
снегом путь-дорогу заметал…”) нетрадиционно. Образуется своеобразное “кольцо”
– интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным.

Фактически
рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в
пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа
человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства
Российского.

Особое
внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на
четыре главы, и каждая глава – это отдельная картина прошлого, а все вместе они
образуют целый мир, которым так восхищался писатель.

В
начале первой главы описан удивительный сад, “большой, весь золотой, подсохший
и поредевший”. И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей – всё это
как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и
сад этот – символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые
“…ещё со времён дедушки славились богатством”, и стариков и старух, которые
“жили… очень подолгу”, и большой камень около крыльца, который хозяйка “сама
купила себе на могилу”, и “овины и риги, крытые впричёску”. И всё это живёт
вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким
чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он – символ
нового времени, новой жизни, которая “всё громче и сердитее” проникает в
устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек
испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в
“тёмно-синюю глубину” неба, “переполненную созвездиями”, и думает: “Как хо!
лодно, росисто и как хорошо жить на свете!” И в этих словах заключена вся тайна
бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и
смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая
часть, как и первая, начинается с народной мудрости: “Ядрёная антоновка – к
весёлому году”, с добрых предзнаменований, с описания урожайного года – осени,
которая была порой престольных праздников, когда народ “прибран, доволен”,
когда “вид деревни совсем не тот, что в другую пору”. Проникновенной поэзией
согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами,
которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над
усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот
сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ.
Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о
том, что “запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы”, говорит, что
всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, “наступает
царство мелкопоместных, обедневших до нищенства”. И далее автор пишет, что
“хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!” И вновь н! ачинает описывать
деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика,
подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что
кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное,
обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё
и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так,
описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: “…распахнёшь, бывало,
окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом…” Видит он, как “сучья
сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной”;
замечает он и “свежие, пышно-зелёные озими”.

Не
менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, “как осторожно
поскрипывает… длинный обоз по большой дороге”, раздаётся “гулкий стук
ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, звучат голоса людей. В конце рассказа всё
настойчивее слышится “приятный шум молотьбы”, и “однообразный крик и свист
погонщика” сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и
кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все “с грустной, безнадёжной
удалью”.

Особое
внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. С
первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба – это
отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир –
часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город;
проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд… И внезапно возникает ощущение
того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается
безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир,
изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит
слово “вспоминается”. В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно
надежда.

Необычна
и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали:
утро – день – вечер – ночь, в которой закреплено естественное течение времени.
И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце
повествования оно убыстряется: “съезжаются мелкопоместные друг к другу” и “по
целым дням пропадают в снежных полях”. И в памяти потом остаётся только один
вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: “А
вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи
окно флигеля”. И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая
снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не
может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает
календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает
октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима.

И
завершается повествование словами песни, которую поют нескладно, с особым
чувством.

Широки
мои ворота растворял, Белым снегом путь-дорогу заметал…

Почему
Бунин именно так заканчивает своё произведение? Дело в том, что автор вполне
трезво сознавал, что “белым снегом” заносит дороги истории. Ветер перемен
ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы.
И Бунин пытался увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдёт
Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время.

Итак,
главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских
яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки
– это богатство (“Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась”).
Антоновские яблоки – это счастье (“Ядрёная антоновка – к весёлому году”). И
наконец, антоновские яблоки – это вся Россия с её “золотыми, подсохшими и
поредевшими садами”, “кленовыми аллеями”, с “запахом дёгтя в свежем воздухе” и
с твёрдым сознанием того, “как хорошо жить на свете”. И в связи с этим можно
сделать вывод, что в рассказе “Антоновские яблоки” отразились основные идеи
творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души
человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного
времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий