Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина

Дата: 12.01.2016

		

Иван
Алексеевич Бунин — один из крупнейших представителей критического реализма
двадцатого века.

В
литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы
социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни,
гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание
произведений писателя.

Первые
прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них
по жанру — лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы
ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный
лирический характер, содержит особое чувство ритма.

В
1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”,
“На край света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений — нищая,
разоренная крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях,
о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании
дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой
цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном
прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и
сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд,
нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому
звучит рассказ “Антоновские яблоки”.

Период
расцвета бунинского таланта приходится на годы войны (“Чаша жизни”, “Господин
из Сан-Франциско”). В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку,
что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений.
Главная тема этих сборников -вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности
поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе “Господин из
Сан-Франциско” описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель
показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны
власть и деньги, если смерть рядом. Перед лицом смерти все равны, перед ней
стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И
ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе
человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться.

Но
Бунин обращается и к вечным темам — любви, счастья. Писатель создает такие
рассказы, как “Грамматика любви”, “Легкое дыхание”, где повествуется о трагедии
любви, о несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина — это высшая ценность в этой
тяжелой, непостоянной, непредсказуемой жизни, это “последнее всеобъемлющее,
жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать
кому-нибудь другому” (“Братья”). Но любовь в бунинских рассказах чаще
соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все
любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй
кажутся даже искусственными, неожиданными.

Как
и Куприн, Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, “расколдовать”
тайны этой прекрасной и вместе с тем “пагубной страсти”, способной и вознести
человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко
толкающей людей на самоубийство.

Именно
такая трагическая история любви и положена в основу повести “Митина любовь”,
написанной Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя,
повесть эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся
драматически для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.

Этой
же теме — любви, памяти, красоте — посвящены рассказы, вошедшие в цикл “Темные
аллеи”. Главные герои этих рассказов живут в ожидании любви, ищут ее и чаще
всего, опаленные ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь как ровное, тихое
горение, безоблачное счастье. Любовь у него — легкое дыхание, готовое в любой
миг исчезнуть, любовь появляется в минуты роковые, это всегда короткая,
ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных и приводящая их к
критической точке, за которой — гибель, самоубийство, небытие.

Героиня
рассказа “Холодная осень” — женщина, прожившая безрадостную, полную страданий
жизнь, вспоминает прощание с женихом, уходящим на фронт. День прощания
запомнился ей на всю жизнь; она запомнила последние слова любимого: “Ну что ж,
если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи
ко мне”. Теперь, спустя много лет после его гибели, уже в эмиграции, оказавшись
в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни
было единственное дорогое воспоминание — “только тот холодный осенний вечер”.

Но
что объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия
любви. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический
сюжет повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его
романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и
во имя любви.

Правдиво
показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения
сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа,
благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая
одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий