Виды цен, принципы информирования о ценах, особенности применения цен

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Виды цен…………………………………………………………………5

Глава 2 Принципы информирования о
ценах и особенности применения  цен…………………………………………………..……………………………12

Заключение………………………………………………………………………..14

Список используемых
источников………………………………………………15

Приложение………………………………………………………………………16

Введение

Определяя путь или модель перехода Украины к рыночной экономике,
Верховный Совет Украины в своей концепции из трех основных видов моделей,
выработанных мировым опытом, — эволюционной, «шоковой терапии» и жесткого
регулирования, остановился на первой. Однако обстоятельства как внутреннего,
так и в особенности, внешнего порядка, подталкивали к применению «шоковой
терапии»! по которой осуществляется быстрый радикальный переход от
централизованно управляемой системы к рыночной, к свободному ценообразованию.
Быстрое освобождение цен привело, как известно, к инфляции и даже гиперинфляции
— неприятным спутникам «шоковой терапии». Преодолеть эти последствия удалось
благодаря целому ряду мер, примененных государством, в том числе и частичным
регулированием ценообразования.

В связи с этим возникли различные виды цен в зависимости от
степени государственного вмешательства и прав предприятий в их установлении
(прил.1). Кроме того, регулирование цен, недопущение их необоснованного
повышения осуществляется также опосредованно, с помощью установления предельных
уровней рентабельности. Цены, которые устанавливаются предприятиями и другими
товаропроизводителями самостоятельно, являются свободными рыночными ценами. К
ним относятся также биржевые цены, формирующиеся вследствие реализации
продукции на товарных биржах.

Согласно постановлению Кабинета Министров «О регулировании
цен» от 23 декабря 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями)
предельные размеры повышения цен и тарифов установлены на уголь и угольную
продукцию, электроэнергию, теплоэнергию, основные услуги связи,
коммунально-бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, хлеб и
булочные изделия, муку пшеничную и ржаную, детское питание, лечебные средства и
изделия медицинского назначения, тарифы на распространение периодических
издании.

Этим постановлением утверждено Временное положение о
государственном регулировании цен и тарифов. Оно применяется к государственным
предприятиям, их объединениям и организациям, которые, пользуясь правом
самостоятельного установления цен и тарифов на продукцию, товары и услуги,
чрезмерно повышают их.

Эти положения не распространяются на продукцию, которая
экспортируется, заменяет импортную; новую высокоэффективную: новую,
изготовленную с применением запатентованного изобретения и высокоэффективной технологии,
созданной специально для этой продукции.

Необходимость введения регулируемых цен определяется
Министерством экономики, Советом министров Автономной Республики Крым,
областными Киевском и Севастопольской городскими государственными
администрациями, исходя из информации предприятий-потребителей, анализа данных
статистики, результатов проверок контролирующих органов относительно
чрезмерного роста цен, а также декларирования цен предприятиями-изготовителями.

Основанием для применения регулируемых цен может быть
повышение предприятием цен на свою продукцию за счет увеличения затрат на
приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий и услуг без
соответствующего обоснования этого повышения и норм потребления, включение в
себестоимость продукции затрат, не предусмотренных действующим порядком
калькулирования продукции и т. п.

При изменении цен на
продукцию, перечень которой установлен этим положением, предприятия обязаны
декларировать это изменение указанным выше государственным органам.

Глава 1
Виды цен

Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или
приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть
учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь,
зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка
(покупка-реализация).

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат
используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает,
что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых
(сырье полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.) и продаваемых товаров.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации,
все виды цен можно разделить на различные группы:

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие
виды цен. Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой
предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым
организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых цен
относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют
свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям
для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен
заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не
включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством
материально-технических ресурсов.

В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по
оптовым ценам.

Биржевая цена также считается оптовой.

Розничные цены — это цены продажи индивидуальному или
мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая
форма розничной цены.

Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены.

В сфере обращения действуют скидки — наценки
(оптово-сбытовая, розничная).

Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой
организации и оптовой ценой предприятия – представляет снабженческо-сбытовую
надбавку (наценку).

Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи
между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

2.В зависимости от государственного воздействия,
регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:
свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые
производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном
рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения,
цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке
покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном
предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на
основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь
авансированный капитал.

Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые
соответствующими органами управления: Президентом, правительством, Федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов,
органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные
органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень
условия.

Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные,
рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе
регулируемых цен выделяют:

Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не
могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на
определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или
субъекта рынка, утвердившего их.

3. По способу установления, фиксации различают: твердые,
подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

Твердые цены называют еще
постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания
договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному
договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая,
изменению не подлежит. Твердые цены применяются в сделках:

• с немедленной поставкой;

• с поставкой в течение короткого срока;

• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных
сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не
подлежит» должна присутствовать обязательно.

Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная
в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к
моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем
делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о
повышении и понижении цены».

Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной
цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не
производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник
информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены
обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные,
поставляемые по долгосрочным договорам товары.

Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем
пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства,
за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда
имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.)

Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным
сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.

При подписании договора в этом случае фиксируется так
называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая в качестве базы
для расчета* оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы
на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы,
амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, копь
рым стороны будут пользоваться.

Следует отметить, что эти виды цен широко используются в
международной торговле,

В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении
скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут
быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в
процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится,
определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей
суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.

В договоре
или контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на
всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например,
на металл при постройке судна) с указанием их величины в процентах от общей
стоимости заказа.

В договоре, контракте скольжение цены может быть
предусмотрено не на весь срок действия договора (контракта), а на более
короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора),
так как в течение этого времени поставщик может закупить все необходимые
материалы для выполнения заказа.

На практике иногда применяют смешанной способ фиксации цены,
когда часть цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть – в
виде скользящей цены.

4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые
и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и
покупатели при определении уровня цен в договоре или контракте.

Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и
фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и
прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печных
изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные
бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.

Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть
не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены
применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок
производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной
ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены
на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара
определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом
пункте (Так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по
сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в
процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%. ‘

Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по
которому в день котировки не было заключено сделок.

Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими
прошлые сделки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю).

Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так,
при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение
оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены,
действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть
оговорено в соглашении.

Цены фактических сделок также являются справочными. Однако
эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.

Цены предложения крупных фирм также есть справочные цены, так
как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.

Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в
прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и катало­ги
обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.

В целом справочные цены
играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при
заключении сделок.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на
нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены
на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для этого
конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий заказа, а в
некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то
обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают
фирмы фактически господствующие в данной сравнительно узкой области.
Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями усовершенствованной
технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на
специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически
невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.

Цены предыдущих сделок используются в случае относительной
стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов
в условиях устойчивых связей между контрагентами.

5. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на
котором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных
аукционов, биржевые котировки, цены торгов.

Цены товарных аукционов. Аукцион — это торги,
специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило,
один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона
форме. Цены аукционов — это цены публичной продажи по максимально
предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров
(лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения
между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинстве
случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в
отличие, например, от бирж, продаются реальны товары со строго индивидуальными
свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть
многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и
признаки товаров, а также в зна­чительной степени зависит от мастерства лица,
проводящего аукцион.

Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского
хозяйства рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными
камнями, предметами старины и искусства.

Биржевые котировки представляют собой цены специально
организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка
массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах
продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок джут,
шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы,
нефтепродукты, зерновые и т. д.

Во внешней торговле зарубежных стран в современный период на
биржах распространяется более чем 50 видов сырьевых товаров, на которые
приходится около 15-20% всего экспорта развитых стран.

Биржевые котировки
являются ценами реальных контрактов, в то же время они служат ориентиром для
установления цен по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам.

Глава 2. Принципы
информирования о ценах и особенности применения цен.

Для решения вопроса об установлении цен необходима
информация, которую следует тщательно подвергнуть изучению и анализу. Отдельные
данные еще не могут служить информацией, они являются лишь исходным материалом
для анализа, в результате которого можно получить необходимую информацию.

Прежде всего, фирма должна определить, какую и в каком объеме
необходимо собирать информацию. Недостаток информации также как и ее
чрезмерность затрудняют решение проблемы.

Обычно информацию собирают по следующим основным
направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная
политика, а также объемные и качественные показатели по производству
конкретного товара.

Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальные
возможности производства его как на собственных предприятиях, так и на
предприятиях конкурентов на обозримую перспективу.

Условный перечень необходимой информации, можно представить
по следующим основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции и
правительственной политике, производстве и затратах, выручке от продажи товаров
и прибыли.

Информация о товаре и рынке, требования, предъявляемые к товару покупателями.
Новизна и качество Товара. Емкое рынка, его сегменты. Конку ренты. Перспективы
роста объема производства товара и его продажи. Возможности повышения качества
товара и его модификации. Динамика цены и ее восприятие приятие покупателями.

Перспектива конъюнктуры на ближайшие несколько лет на
отдаленную перспективу.

Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля на
рынке. Цены на товары возможные изменения цен. Конкурирующие фирмы, их доля на
рынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках Влияние
правительственной политики на рынок.

Информация о производстве и затратах, выручка от продажи
товаров и прибыли. Объемы
производства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами и
прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объемов производства и запасов на
прибыль.

Приведенная схема перечня
необходимой информации является условной, и она должна конкретизироваться в
зависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов.

НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОСЛЕ
УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН

Процесс ценообразования на товар не заканчивается
установлением окончательной цены, на которую оказывают влияние многие факторы.
В связи с этим возникает необходимость управления ценами, постоянным их
изменением в зависимости от различных факторов. Применяются различные скидки,
например, за оплату товаров наличными, покупку большого количе­ства товара,
постоянным покупателям, сезонные скидки, торговые скидки дилерам за
посреднические услуги.

Фирма должна постоянно
анализировать альтернативные варианты продажи товара, пересматривать цены и
скидки в зависимости от происходящих конъюнктурных изменений.

Заключение

При анализе и определении
уровня цен надо ясно представлять общую картину системы цен, которая
характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. В систему цен
включены различные элементы, ко­торые можно рассматривать как отдельные
конкретные цены, так и определенные группы цен. Все элементы системы цен
находятся в тесной взаимосвязи.

Разрабатывая цену для
конкретного товара, необходимо знать конкретный тип и среду рынка, на котором
будет продаваться этот товар.

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между
собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как
эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

Это я объясняю тем, что,
во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство;
во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место
тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Список
используемых источников:

1. 
Предпринимательское
право в вопросах и ответах. Саниахметова Н. А. г. Харьков 2002г. 576 с

2. Цены:
предпринимательство. Учебник. Горфинкель В. Я. «Юнити» 1999 г. 475 с

3. Цены. Ценообразование.
Учебно-практическое пособие. Шуляк П. Н. г. Москва «Маркетинг» 152 с

4. Цены и
ценообразование. Учебник для ВУЗов. Есипов В. Е. г. Санкт – Петербург «Питер» 1999
г. 464 с

Приложение
1

Таблица 1

Виды цен в зависимости от
степени государственного вмешательства и прав предприятий в их установлении

 Цены

 Свободно устанавливаемые цены  Устанавливаемые государством

справочные базисные трансфертные фиксированные регулируемые

путем установления предельного
максимального (min) уровня
договорные конкурсные

прейскурант-

ные

путем установления предельного
коэффициента к фиксированной цене

твердые биржевые

фиксируемые

монопольные

путем установления предельного
уровня рентабельности и торговых наценок

скользящие аукционные

с послед. фиксацией тендерные

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий