Внешняя политика Казахстана в 90-х — начале XXI века

Дата: 12.01.2016

		

План

Внешняя политика Казахстана в 90-х — начале 21 века

1. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики

2. Внешняя политика Казахстана и проблемы международной
безопасности

3. Основные направления внешней политики Казахстана на
современном этапе


Внешняя политика Казахстана в 90-х — начале 21 века

1. Международное положение Казахстана и выработка
стратегии внешней политики

2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в
ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира,
дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал
членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового
банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и
развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и
других авторитетных международных организаций.

С обретением суверенитета республика столкнулась с
необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной
задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических
приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов
и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.

Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен
был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.

Во-первых, в республике отсутствовали структуры независимого
государства — Министерство обороны, органов национальной безопасности со
службами разведки, контрразведки, Вооруженные Силы, собственный дипломатический
корпус и т.д.

Во-вторых, отсутствие прямого выхода к открытому морю,
удаленность от основных коммуникативных средств затрудняло участие республики в
международных экономических связях.

В-третьих, Казахстан находится «на стыке» двух
супердержав — России и Китая, что делало военное решение конфликтных
внешнеполитических проблем с этими гигантами для Казахстана практически
абсолютно неприемлемым; к тому же со спорными территориальными проблемами с
обеими.

И, наконец, в-четвертых, пестрый этнический состав населения
сам по себе был достаточно сложной проблемой, влияющей на внешнеполитическое
положение Казахстана.

Все это придавало особое значение выработке сбалансированной
стратегии внешнеполитической деятельности. Выработанная система национальной
безопасности была опубликована в середине 1992 года и заключалась в следующем.

Геополитическое положение Казахстана было определено как
связующего звена между Европой, среднеазиатской частью бывшего СССР,
Азиатско-Тихоокеанским регионом и югом Азиатского материка.

Было заявлено, что система национальной безопасности
Казахстана строится на следующих принципах:

гарантированное обеспечение безопасности республики, ее
государственной и территориальной целостности, прежде всего с помощью
политических мер и углубления экономического взаимодействия;

подконтрольность ведомств, отвечающих за национальную
безопасность высшим органам власти и обществу в целом при гласности и предельно
возможной открытости;

адекватность организации вооруженных сил и уровня
оснащенности техникой и вооружениями реальной военной опасности на основе
принципа оборонной достаточности;

соответствие построения системы национальной безопасности
принципам правового государства и нормам международного права с учетом
национально-исторических традиций и мирового опыта.

Казахстан заявил, что он не имеет территориальных претензий
ни к одному государству мира и:

признает сохранение мира в качестве приоритетной цели
государственной политики;

отвергает войну или угрозу военной силой как средство
достижения политических, экономических и других целей;

стремится к обретению статуса безъядерного государства и
присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия;

поддерживает принцип неприменения первым оружия массового
поражения и выступает за принятие данного обязательства всеми государствами
мирового сообщества;

придерживается принципа нерушимости сложившихся границ,
невмешательства во внутренние дела других государств.

В 1993 году была приняты Стратегия национальной безопасности
Республики Казахстан на 1993-2005 гг. и первая Военная доктрина Казахстана. В
этих документах были зафиксированы следующие положения.

В качестве источника военной опасности Казахстан
рассматривал:

стремление государств или их коалиций доминировать в мировом
сообществе или в регионах и попытки решения спорных вопросов военными
средствами;

наличие у ряда государств или их коалиций мощных группировок
вооруженных сил и сохраняющуюся систему их базирования, в том числе вблизи
границ Республики Казахстан;

нестабильность внутриполитической обстановки в ряде государств
и имеющие место вооруженные конфликты между государствами;

наращивание определенной частью государств своего военного
потенциала.

Было заявлено, что страна будет создавать собственные
вооруженные силы на основе концепции оборонительной стратегии. В состав армии
Казахстана войдут:

сухопутные войска;

военно-воздушные силы;

войска ПВО;

военно-морские части;

соединения и части обеспечения и обслуживания.

В военное время резервом армии являются внутренние войска и
республиканская гвардия. Комплектование армии будет осуществляться на принципах
территориальности, сочетания всеобщей воинской повинности и добровольного
приема на службу по контракту и равенства всех граждан республики при
выполнении воинской обязанности.

В 1995-1999 годах, с принятием закона «О порядке
заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики
Казахстан», Положения о МИДе Республики Казахстан и Консульского Устава
Республики Казахстан, была создана законодательная база внешнеполитической
деятельности

В 1998 году был принят закон «О национальной
безопасности Республики Казахстан», в котором были сформулированы
национальные интересы Казахстана:

обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

сохранение общественного согласия и политической
стабильности в стране;

экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;

воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства
народа Казахстана;

сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей
казахстанского общества;

незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в
том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской
формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и
неотчуждаемости территории страны;

устойчивое функционирование государственных институтов,
укрепление и повышение эффективности их деятельности; обеспечение оснащенности
и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований
Республики Казахстан;

безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка; развитие
международного сотрудничества на основе партнерства.

К внешним угрозам национальной безопасности закон отнес:

деятельность, направленную на насильственное изменение
конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное
устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность,
неотчуждаемость ее территории; ослабление обороноспособности страны, угроза
неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении
Республики Казахстан, агрессия против нее;

разведывательная, террористическая, диверсионная и иная
направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана
деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также
отдельных лиц;

нанесение ущерба экономической безопасности государства,
включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны,
препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку
иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала
за пределы страны.

Было заявлено, что, в целях обеспечения национальной
безопасности в сфере внешнеполитических отношений Казахстан будет участвовать в:

1) международных усилиях по формированию глобального
миропорядка;

2) формировании и укреплении эффективной системы
коллективной безопасности в геополитическом окружении Казахстана;

3) деятельности международных организаций, деятельность
которых отвечает интересам национальной безопасности Республики Казахстан;

4) мероприятиях за пределами страны, направленных на
обеспечение национальной безопасности в соответствии с международными
договорами Республики Казахстан;

5) решении в необходимых случаях совместно с сопредельными
государствами вопросов, касающихся обеспечения национальной безопасности.

В 1998 году была проведена военная реформа, в соответствии с
которой военно-морской флот (силы) как самостоятельный род войск был упразднен
и Вооруженные Силы Республики Казахстан стали состоять из трех видов: Сил
общего назначения, Сил воздушной обороны и Сил охраны государственной границы.

В 2000 году была принята новая военная доктрина и было
объявлено о новом этапе военной реформы, выразившемся в создании 4 военных
округов (Южного, Восточного, Западного, Центрального), создании Мобильных сил и
частичной передислокации воинских подразделений с востока (китайское
направление) на юг. Объясняется данное перемещение войск резко осложнившейся с
начала 2000 года ситуацией на казахстано-узбекской границе (в первой половине
2000 года на границе произошло несколько вооруженных инцидентов — обстрелов,
разрушений постов милиции и таможенных постов, нападений, несанкционированных
изменений линии прохождения государственной границы).

Было заявлено, что внешнеэкономическая политика будет
развиваться по следующим направлениям:

1. «СНГ» Здесь приоритетными являются отношения с
Россией.

2. «АТР» (Азиатско-Тихоокеанский регион). Здесь
приоритетными были объявлены отношения с осью Пекин-Сеул-Токио. Цель — получение
передовых технологий, кредитов, сбыт казахстанской продукции и привлечение
рабочей силы в Казахстан.

3. «Азиатское». Здесь приоритетными были объявлены
отношения с Турцией.

4. «Европейское». Приоритетное внимание — ФРГ.

5. «Американское». Главное внимание — США, как
ведущей экономической державе мира.

С 1992 года Казахстан выступил с рядом внешнеполитических
инициатив. На 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года Н. Назарбаев
впервые выступил с трибуны ООН в качестве главы независимого государства с
инициативой, высказанной им в виде формулы «1+1». Предложение
Президента Казахстана предусматривало ежегодное сокращение военных бюджетов
государств на один процент в пользу формирования фонда ООН на установление,
поддержание и укрепление мира.Н. Назарбаев предложил сделать все возможное для
эффективного разрешения «формулы мирового неравенства», согласно
которой 20% самых богатых людей в мире (в странах севера и Запада) потребляет
83% мирового валового продукта, а 20% самых бедных (в странах Юга и Востока) — только
14.

Он предложил также созвать специальную сессию или
конференцию ООН для обсуждения проблем посттоталитарной, постконфронтационной
эпохи.

За годы независимости Казахстан ратифицировал такие
международные акты, как: Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 года
и дополнительные протоколы к ним I и II
от 1977 года; Конвенцию о правах ребенка от 1989 года; Конвенцию против пыток и
других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и
наказания от 1984 года; Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин от 1979 года; Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой
дискриминации от 1966 года; Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и Протокол,
касающийся статуса беженцев от 1967 года; Конвенцию о передаче осужденных к
лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания; Конвенцию 1958 года о
дискриминации в области труда и занятий; Конвенцию о политических правах женщин
от 1953 года; Конвенцию 1948 года о свободе ассоциаций и защите права на
организацию.

Но руководство нашей страны так и ратифицировало такие
основополагающие пакты в области прав человека, как «Международный пакт о
гражданских и политических правах«, и »Международный пакт об
экономических и социальных правах».

2. Внешняя политика Казахстана и проблемы
международной безопасности

С момента провозглашения независимости, Казахстан своей
главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности
мирового сообщества и заявил, что будет добиваться:

урегулирования конфликтных ситуаций исключительно мирным
путем, посредством переговоров в рамках международного права;

свертывания гонки вооружений на Земле и недопущения ее в
космосе;

поэтапного сокращения всеми государствами мирового
сообщества своих вооруженных сил, минимально достаточного для обороны;

сокращения производства и испытания всех видов оружия
массового поражения, и в первую очередь ядерных, с перспективой их полной
ликвидации;

запрещения использования существующих и создания новых
технологий для производства оружия массового поражения; недопущение экспорта
материалов и технологий, способствующих созданию и распространению оружия
массового поражения;

уничтожения химического оружия;

взаимной открытости в военной деятельности и осуществление
мер в области укрепления доверия и безопасности;

трансформации военно-политических союзов в новые структуры
коллективной и всеобъемлющей системы международной безопасности.

Деятельность нашей страны на международной арене в области
международной безопасности развивалась по двум основным направлениям: глобальная
международная безопасность и региональная международная безопасность.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Казахстан в
качестве суверенного государства, стала проблема ядерного оружия, находившегося
на территории республики.

После распада СССР Казахстан нежданно-негаданно приобрел
статус ядерной державы, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. На территории
Казахстана продолжали нести боевое дежурство 108 ракет с 10 боеголовками каждая
(всего 1400 боеголовок). Кроме них, на территории Казахстана было размещено 40
стратегических бомбардировщиков ТУ — 95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Здесь
же были созданы уникальные объекты для испытания ядерных устройств и запуска
ракетно-космической техники (Байконур, Семипалатинск, Сары-Озек).

Наличие ядерного оружия, по оценкам аналитиков, имело для
Казахстана как плюсы, так и минусы.

К положительным факторам можно отнести следующие моменты. Ядерное
оружие — показатель приобщенности страны к научно-техническим достижениям
современной цивилизации; обладание им повышает международный престиж, могло бы
стать «козырной картой» в политических переговорах с Западом. Кроме
того, благодаря ядерному оружию Казахстан мог бы претендовать на роль ведущей
силы и выступать гарантом стабильности не только в Центральной Азии (Казахстан,
Узбекистан, Туркмения, Кыргыстан, Таджикистан), но и в Южной Азии, на Ближнем и
Среднем Востоке.

Кроме того, Казахстан непосредственно граничит с такой
мощной ядерной державой, как Китай (1700 км. общей границы). Этническая
общность населения Синьцзянь-Уйгурского автономного района КНР и коренной нации
Казахстана может быть использована Китаем для определенных территориальных
претензий к Казахстану. Данное соображение также было доводом в пользу
обладания собственными силами ядерного сдерживания.

Наконец, нельзя было не учитывать, что потенциальные противоречия,
существующие в казахстанско-российских отношениях, могут перерасти в открытый
конфликт. В первую очередь это относится к территориальным проблемам. Сохранение
ядерного оружия на территории Казахстана дало бы Алматы возможность чувствовать
себя достаточно уверенно при любых поворотах в отношениях с Москвой. Бесспорной
преимущество России в военных, экономических вопросах было бы уравновешено
сдерживающей функцией ядерного потенциала, если бы он был поставлен под
контроль республики. Это в значительной степени снизило бы возможность силового
поведения российских властей, если бы они по тем или иным причинам заняли
жесткую позицию в отношении Казахстана.

Но наличие ядерного оружия создавало и определенные
проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. Республика
не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства
и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных
квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии
полностью его контролировать. Финансирование расходов, связанных с
ракетно-ядерным комплексом, было не под силам экономике Казахстана.

Существовал и ряд внешнеполитических причин, препятствующих
превращению Казахстана в полноценную ядерную державу. Это, во-первых, активное
противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР
в вопросе ядерного статуса. И, во-вторых, не менее активное противодействие
Запада, в первую очередь, США, обеспокоенных возможностью расползания ядерного
оружия во многие руки.

В декабре 1991 года, в момент распада СССР, Казахстан
подписал с руководством России, Украины, и Белоруссии Соглашение о совместных
мерах в отношении ядерного оружия, согласно которому стороны обязались:

не применять ядерное оружие первыми;

совместно осуществлять управление ядерным оружием из единого
центра;

вопрос о его применении решать только по согласованию со
всеми президентами;

не передавать его в третьи руки;

до 1 июля 1992 года вывести в Россию тактическое ядерное
оружие.

Что касается стратегического ядерного оружия, то до весны
1992 года Казахстан выступал за укрепление режима нераспространения ядерного
оружия, подразумевая при этом, что Казахстан обязуется не передавать ядерную
технологию, ядерные материалы и средства другим государствам, но не откажется
от статуса ядерной державы сам. В начале 1992 года Н. Назарбаев заявил, что
Казахстан не собирается демонтировать находящееся на его территории
стратегическое ядерное оружие, пока этого не сделают Россия, Китай и США. То
есть, Казахстан попытался занять по вопросу о ядерном разоружении такую же
позицию как Лондон, Париж и Пекин.

Реакция внешнего мира, в первую очередь России и США, на
ядерные планы Казахстана была негативной. На руководство республики стали
оказывать давление в отношении вывода ядерного оружия. В ходе визитов в
Казахстан госсекретаря США Д. Бейкера в марте 1991 года, министра иностранных
дел Великобритании Д. Хэрда, Франции — Р. Дюма, заместителя госсекретаря США Р.
Бартоломью в начале 1992 года эти страны ясно дали понять, что расширение круга
ядерных держав было бы нежелательно и что Казахстану следовало бы отказаться от
ядерного оружия. Их аргументы сводились к следующему:

становление Казахстана в качестве ядерной державы само по
себе является нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);

оно подстегнуло бы ядерные амбиции «пороговых» государств
(Индии, Пакистана, Ирана), которые могли бы расценить появление нового ядерного
государства, имевшего непосредственные интересы в Азии, как угрозу своим
позициям.

Давление Запада сыграло свою роль. Во время первого
официального визита Н. Назарбаева в США в мае 1992 года, Казахстан объявил о
присоединении к ДНЯО в качестве безъядерной державы в обмен на гарантии США
обеспечить безопасность Казахстану и обязался демонтировать и вывезти в Россию
ракетно-ядерное стратегическое оружие с возмещением республике стоимости урана
в ядерных боеголовках. На эти цели американцами Казахстану было выделено 84 млн.
долларов США.

23 мая 1992 г. в Лиссабоне Казахстан, Беларусь, Россия,
Украина и США подписали протокол к ДНЯО, в качестве стран, не обладающих
ядерным оружием.

2 июля 1992 года наша страна ратифицировала Договор о
стратегических наступательных вооружениях и Лиссабонский протокол к нему. В
декабре 1993 г. Верховный Совет ратифицировал ДНЯО. Тогда же между Казахстаном
и США было подписано Соглашение об уничтожении пусковых установок
межконтинентальных баллистических ракет (МБР) шахтного базирования.

В июле 1994 году Казахстан подписал с Международным
агентством по атомной энергии (МАГАТЕ) Соглашение о гарантиях, которое было
ратифицировано Верховных Советом в 1995 году.

В декабре 1994 года, во время Будапештского совещания СБСЕ,
был подписан Меморандум о гарантиях безопасности Казахстану со стороны
депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия — России, США и
Великобритании, в котором содержались обязательства о неприменении силы против
территориальной целостности и политической независимости Казахстана, об отказе
от экономического принуждения. Позже свои гарантии прислали КНР и Франция.

В мае 1995 года последние ядерные боеголовки были вывезены с
территории Казахстана. Казахстан де-факто стал безъядерным государством.

В 1992 году Казахстан присоединился к Договору об обычных
вооруженных силах в Европе (ОБСЕ), подписав и ратифицировав Соглашение о
принципах и порядке выполнения Договора и Итоговый Акт переговоров о
численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе.

В январе 1993 года Казахстан подписал Конвенцию о запрещении
разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его
уничтожении, которая вступила в силу в 1997 году.

Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей
страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с
международными организациями по безопасности, в первую очередь, с Организацией
по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ В январе 1992 года Казахстан
был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.

В декабре 1991 года НАТО создала Совет Североатлантического
сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского
Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССАС. В 1994 году НАТО
было создана программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), к которой наша
страна также присоединилась. В 2002 году Казахстан присоединился к программе
НАТО «Процесс планирования и обзора» (ПАРП).

В 1995 году Казахстан был принят в качестве наблюдателя на
Конференцию по разоружению.

Вторым направлением внешнеполитической деятельности в
области международной безопасности стало участие Казахстана в региональных
структурах международной безопасности.

В 1992 году, на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Н. Назарбаев
предложил план поэтапного создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия
в Азии (СВМДА) по типу ОБСЕ.

В рамках работы по созданию СВМДА из более чем 40 азиатских
государств членами этой организации стали 16 государств — Казахстан,
Азербайджан, Афганистан, Египет, Индия. Иран, Израиль, Китай, Кыргызстан,
Монголия, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан.

В качестве наблюдателей в процессе
принимают участие США, Австралия, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Ливан, Япония,
Южная Корея, Малайзия и

Украина, а также 4 международные организации — ООН, ОБСЕ,
Лига арабских государств и Межгосударственный совет Казахстана, Кыргызстана,
Таджикистана и Узбекистана.

В 1999 году на встрече в Алматы была принята Декларация о
принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами — членами СВМДА. Она
включает в себя: уважение суверенитета и прав государств-участников; сохранение
территориальной целостности: невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное
урегулирование споров; отказ от применения силы; разоружение и контроль над
вооружениями; сотрудничество в социальной, торгово-экономической и
культурно-гуманитарной сферах; уважение основных прав человека в соответствии с
принципами ООН и международного права.

В июне 2002 года в Алматы состоялся первый саммит глав
государств — членов СВМДА. На саммите были приняты «Декларация СВМДА об
устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями« и »Алматинский
Акт», в соответствии с которым участники договорились о том, что основная
цель и направление деятельности СВМДА заключается в укреплении сотрудничества
путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и
стабильности в Азии.

Для выполнения этой цели страны — участники договорились о
таких мерах доверия, как: приложение усилий к мирному разрешению
территориальных споров всех государств региона; готовность предпринять шаги для
безопасности безъядерных государств в форме обязательного для исполнения
международно-правового документа; подготовка на основе взаимного согласия
«Каталога мер доверия СВМДА» и постепенное его осуществление.

Было решено также создать такие институты организации, как: регулярные
(каждые четыре года) встречи глав государств и правительств и министров
иностранных дел (каждые два года); комитет старших должностных лиц (не реже
одного раза в год для контроля за выполнением предыдущих решений СВМДА); специальные
рабочие группы, специализированные встречи, секретариат.

В 1996 году в Шанхае (Китай) было подписано Соглашения между
Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном об укреплении доверия в
военной области в районе общих границ.

В июне 2001 года в Шанхае состоялась юбилейная встреча
«шанхайской пятерки», на которой были обсуждены вопросы
сотрудничества в оборонной области и сфере противодействия терроризму,
незаконной миграции, торговле оружием и наркотиками. Было подписано два
официальных документа: Соглашение по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом в регионе и Пакт, закрепляющий установление между сторонами «отношений
многостороннего сотрудничества».

В рамках СНГ в 1992 года в Ташкенте главами шести государств
СНГ: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был
подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ).

Был создан Совет коллективной безопасности (СКБ) — высший
политический орган, координирующий систему коллективной безопасности стран СНГ,
подписавших Договор о коллективной безопасности. Государства-участники образуют
СКБ в составе глав государств — участников и Главнокомандующего Объединенными
вооруженными силами СНГ.

В 1993 году к Договору присоединились — Азербайджан, Грузия,
Белоруссия. Тогда же странами СНГ был подписан Меморандум о сотрудничестве по
охране внешних границ.

В этом же году был принят Устав СНГ, третий раздел которого
был посвящен вопросам коллективной безопасности и военно-политического
сотрудничества. В частности, в нем были зафиксированы следующие обязательства:

государства-члены проводят согласованную политику в области международной
безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства
Вооруженных Сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с
помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира;

в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и
территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо
международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в
действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия
мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и
использование в случае необходимости Вооруженных Сил в порядке осуществления
права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава
ООН;

решение о совместном использовании вооруженных сил
принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными
государствами-членами Содружества с учетом их национального законодательства; Каждое
государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения
на внешних границах государств-членов Содружества. На основе взаимного согласия
государства-члены координируют деятельность пограничных войск и других
компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за
соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов;

высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны
внешних границ государств-членов является Совет глав государств. Координацию
военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав
правительств.

В 1994 году ДКБ вступил в силу сроком на пять лет с
последующим продлением. В ноябре 1995 года Договор о коллективной безопасности
зарегистрирован в Секретариате ООН. Это означает, что «в случае совершения
акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники
предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку
находящимися их распоряжении средствами в порядке осуществления права на
коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

В апреле 1999 года истек первый пятилетний срок действия ДКБ.2
апреля 1999 года в Москве на заседании Совета глав государств СНГ президенты
Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали

Протокол о продлении срока действия ДКБ. Азербайджан, Грузии
и Узбекистана воздержались от пролонгации Договора до согласования особых
условий.

В 2000 году, в Бишкеке, на очередной сессии СКБ был
утвержден план основных мероприятий по формированию системы коллективной
безопасности на 2001-2005 гг., подписано Соглашение о порядке формирования
коллективных сил и их финансирования, Программа борьбы с терроризмом.

В 2001 году в Ереване был подписан Протокол о создании и
формировании Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в
Центрально-азиатском регионе, были подписаны: Положение о КСБР, Положение об
органах управления КСБР и Протокол о составе и дислокации национальных
формирований КСБР. Исполнительный орган управления расположен в Бишкеке. Там же
разместился антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. Тогда же был учрежден пост
председателя Совета коллективной безопасности. От Казахстана, в состав
коллективной группы войск (КГВ) вошел мобильный батальон с подразделениями
боевого и тылового обеспечения.

В мае 2002 года состоялось юбилейная, 10-ю сессия высшего
политического органа Договора — Совета коллективной безопасности /СКБ/. В
работе сессии СКБ приняли участие президенты Армении, Белоруссии, Казахстана,
Киргизии, России, Таджикистана. Участники сессии провели оценку основных итогов
10-летнего периода деятельности Договора, наметили цели и задачи на
перспективу, обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, затрагивающих
интересы безопасности государств-участников ДКБ.

В октябре 2002 года главы государств-участников ДКБ — президенты
Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана — подписали в
Кишиневе Устав и Соглашение о правовом статусе Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ). Было принято решение предложить национальным
парламентам государств-участников ДКБ завершить до мая 2003 года процедуру
ратификации этих документов, подготовленных в соответствии с решением прошедшей
в мае 2002 года сессии Совета коллективной безопасности (СКБ).

В рамках усиления региональной безопасности в 1995 году
Президентами Казахстана, Кыргызтана и Узбекистана был предложен план создания в
Центральной Азии миротворческих сил, в частности, Центрально-азиатского
миротворческого батальона (Центразбат). Эта инициатива была одобрена ООН. Регулярно
проводятся учения Центразбата, вклад Казахстана составляет мотострелковая рота.

В сентябре 2000 года они проходили на территории Казахстана.
В учениях принимало участие более тысячи военнослужащих из 10 стран мира: США,
Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Великобритании, Турции, Монголии,
Азербайджана, Грузии и России. Франция и Украина участвовали в учениях в
качестве наблюдателей. Расходы ($1,5 миллиона $) взяли на себя США.

3. Основные направления внешней политики Казахстана
на современном этапе

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана
после обретения им самостоятельности стало налаживание сотрудничества со
странами СНГ.

Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало
предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам
проект «О формировании Евразийского союза государств» был опубликован
в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении углубить
интеграционные процессы на постсоветском пространстве: сблизить национальные
законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние
границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем
стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.

В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном
союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Для достижения целей
Договора были учреждены совместные органы управления интеграцией: Межгосударственный
Совет (высший орган), Интеграционный Комитет (постоянно действующий
исполнительный орган), Межпарламентский Комитет (орган межпарламентского
сотрудничества). Договор был открыт для присоединения к нему других государств,
разделяющих его цели и принципы.

В октябре 1997 года в Москве состоялось первое заседание
глав государств « четверки». Были утверждены приоритетные направления
реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной
областях от 29 марта 1996 года.

В 1998 году в Москве был подписаны соглашения: об общем
таможенном тарифе, акцизной политике и др. В том же году в Москве лидеры
государств подписали инициированное Казахстаном заявление «О десяти
простых шагах навстречу простым людям» для улучшения условий взаимных
контактов и жизнедеятельности граждан четырех государств, было принято решение
о присоединении к Таможенному союзу Республики Таджикистан.

В феврале 1999 года в Москве на очередном заседании было
принято решение о правовом оформлении присоединения Таджикистана к объединению
«четырех». Главы пяти государств подписали основной документ — «Договор
о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве», который явился
продолжением мартовского договора 1996 года.

В октябре 1999 года в Москве на заседании
Межгосударственного совета была принята Московская декларация глав государств о
едином экономическом пространстве, Соглашение о реализации договора о Таможенном
союзе, Договор о законодательной базе.

В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии,
Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе
Таможенного союза новой международной экономической организации — Евразийского
экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись
заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Были
рассмотрены: проект Положения о едином налоговом удостоверении физического лица
на территориях государств-членов ЕврАзЭС, проект Соглашения об общей товарной
номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств Сообщества. Участники
заседания рассмотрели вопросы создания общего таможенного тарифа и введения
российского рубля в качестве международной расчетной единицы в пространстве
ЕврАзЭС. В ходе заседания не удалось достигнуть договоренности в вопросе
неприменения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер во
взаимной торговле.

В целом, из принятых в рамках ЕврАзЭС 55 международных
договоров на сегодня вступило в силу 40. Из них в полном объеме реализуются
только 9, не в полной мере выполняются 23, не реализуются 7 договоров. Не
решены вопросы формирования общего таможенного тарифа, транспортного тарифа,
сотрудничества в водно-энергетическом секторе, сфере углеводородного сырья.

Первостепенное значение во внешней политике Казахстана
уделялось отношениям с Россией. Это и понятно. На долю России приходилось к
моменту обретения независимости 66% всего, что ввозил Казахстан из-за границы. В
свою очередь, Казахстан поставлял в Россию более двух третей от своего вывоза,
при этом 80% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты. Из всей
сельскохозяйственной продукции 40% поставлялось в Россию. В 2000 году Россия
продолжала оставаться основным экономическим партнером Казахстана: по экспорту
— 1 место, по импорту — 1 место.

В мае 1992 году между Казахстаном и Россией был подписан
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически
зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости,
территориальной целостности и существующих границ друг друга.

В марте 1994 года, в ходе первого официального визита в
Россию Президента Н. Назарбаева и в январе 1995 года, в результате рабочей
встрече Н. Назарбаева с Б. Ельциным, был подписан пакет из 22
межправительственных документов, соглашений и протоколов. В их числе: Договор о
дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о
военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах использования
космодрома Байконур, Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса
граждан двух стран, Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства
гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Казахстан, и
гражданами Казахстана, прибывающими для постоянного проживания в Россию,
Соглашение о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности,
Протокол о введении режима свободной торговли и ряд других.

Этими документами были созданы правовые условия для
унификации внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, ценового,
налогового и другого хозяйственного законодательства для создания единого
экономического пространства, обеспечивающего свободное развитие
производственных связей и предпринимательства, равные возможности и гарантии
для граждан и субъектов хозяйственной деятельности двух государств.

В 1998 года был подписан Договор о вечной дружбе и
сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в
Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан
Президента России В. Путина. В ходе визитов подписано несколько двусторонних
соглашений: Декларация о сотрудничестве в Каспийском море, Меморандум о
сотрудничестве в гуманитарной сфере, Меморандум о сотрудничестве в области
топлива и энергетики, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во
взаимной торговле, Соглашение о статусе представителей российских СМИ в
Казахстане и казахстанских — в России, Соглашение об открытии российского
консульства в Уральске и казахстанского — в Астрахани, Протокол о создании
филиала МГУ им. Ломоносова в Казахстане.

В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана
подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.

В отношении с непосредственными соседями Казахстана важное
значение имеет подписание в апреле 1994 года Договора о создании Единого
экономического пространства между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией и
создание на его основе Центрально-азиатского Союза. В рамках Союза в 1994 году
были создан Межгосударственного Совет трех стран, Совет премьер-министров. С
июля 1994 года начал функционировать Центрально-азиатский банк развития.

В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей
правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена
стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программу
первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на
период до 2002 года.

В январе 2002 года лидеры четырех центрально-азиатских
государств — Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана — объявили о
создании новой организации «Центрально-азиатское сотрудничество» (ЦАС).
В заявлении А. Акаева, И. Каримова, Н. Назарбаева и Э. Рахмонова отмечалось,
что ЦАС пришла на смену Центрально-азиатскому экономическому сообществу.

Проблемой в отношениях с Узбекистаном оставался вопрос
определение прохождения государственной границы между двумя государствами. К
2002 году остались неопределенными 4% казахстанско-узбекской границы — участки
Арнасайской впадины и возле поселков Багыс и Туркестанец. Осенью 2002 года все
спорные проблемы были, наконец, разрешены и делимитация закончена к
удовлетворению обеих сторон.

На азиатском направлении внешняя политика Казахстана
заключалась как в сотрудничестве с международными региональными организациями,
так и в развитии отношений с конкретными странами.

С 1992 года регулярно проводятся саммиты глав тюркоязычных
государств (Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Турции и Узбекистана).

В 1993 году Казахстан присоединился к Организации
экономического сотрудничества (ОАС).  В 1994 году Казахстан вступил в качестве
наблюдателя, а в 1995 году стал членом Организации Исламская Конференция (ОИК).
В соответствии с уставом ОИК Казахстан стал также членом Исламского банка
развития.

Важнейшее
значение сохраняют отношения с КНР. В ходе визитов Н. Назарбаева в Пекин в июле
1991 года, в октябре 1993 года и в сентябре 1995 года и визитов Премьера
Госсовета КНР Ли Пэна в Казахстан в 1994, Председателя КНР Цзян Цзэминя в 1996
году страны подписали: совместную Декларацию о дальнейшем развитии и углублении
дружественных взаимоотношений; Договор о прохождении казахстанско-китайской
границы; Соглашение об использовании китайского порта Ляньюнган для обработки и
транспортировки казахстанских грузов. Открыты прямые транспортные сообщения,
работают авиалинии Алматы-Пекин, Алматы-Урумчи, пассажирский поезд
Алматы-Урумчи. В 1999 году Китай занимал второе место в экспорте Казахстана. Успешно
развивается двустороннее сотрудничество в сфере нефтедобычи, торговли,
здравоохранения, сельского хозяйства.

Проблемой в отношениях между двумя странами остаются
неурегулированные вопросы по трансграничным рекам. В 2000 году был согласован
перечень трансграничных рек — 23 (Китай, завершающий строительство канала
Иртыш-Карамай, предполагает забирать 20% воды из реки Черный Иртыш, а также
отводить воду из реки Или. Это угрожает катастрофическими последствиями для
энергетических объектов, оросительных систем, экологии Казахстана).

Достаточно успешно развиваются отношения Казахстана со
странами дальнего зарубежья.

В отношениях со странами американского континента приоритет
отдан развитию отношений с США. В декабре 1991 года США официально признали
Казахстан и установили с нашей страной дипломатические отношения. В мае 1992
года состоялся первый официальный визит Н. Назарбаева в США, в ходе которого
были подписаны: Соглашение о торговых отношениях; Договор о поощрении и
взаимной защите капиталовложений; Совместное заявление о заключении конвенции
об избежании двойного налогообложения.

В рамках этих соглашений на казахстанский рынок пришла
американская компания «Шеврон», с которой был подписан контракт на
освоение нефтяных месторождений Западного Казахстана; компания «Филипп
Моррис» инвестировала в табачную промышленность Казахстана около 300 млн. долларов,
создан казахстанско-американский банк.

В 1993 году в Алматы с официальным визитом побывал
Вице-президент США А. Гор, в феврале 1994 года Н. Назарбаев во второй раз был с
официальным визитом в США. В ходе этих встреч были подписаны Хартия о
демократическом партнерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и
техники и другие документы.

К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178
казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании,
функционируют 49 американских НПО.

На европейском направлении приоритетное значение уделяется
отношениям с ФРГ, дипломатические отношения с которой были установлены в
феврале 1992 года. В сентябре 1992 года, после официального визита Н. Назарбаева
в ФРГ были подписаны ряд документов, в частности: Соглашение о создании
казахстанско-германского Совета Экономического Сотрудничества, соглашение о
создании Смешанной казахстанско-германской комиссии по вопросам немцев,
проживающих, проживающих в Республике Казахстан, Договор о развитии
сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники, Договор о
поощрении и взаимной защите капиталовложений и другие документы.

Благодаря заключенным соглашениям, в Казахстане действуют
около 60 немецких фирм и банков, в том числе «Мерседес-Бенц», «Сименс»,
Дойче банк, Дрезднербанк, зарегистрировано 163 казахстанско-германских
совместных предприятий. По числу совместных предприятий Германия находится на
3-м месте после Китая и Турции и на 1-м месте среди европейских стран.

В отношения с остальными странами Европы приоритетное
значение имеют договоры, заключенные в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
между Европейским Союзом и Казахстаном. В 1995 году был подписан Временный
договор о торговле и связанных с ней вопросах между Казахстаном и Европейским
Союзом.

Перспективы внешней политики и основные внешнеэкономические
задачи, стоящие перед Казахстаном, выглядят следующим образом.

Во-первых, это поиск рынков для сбыта казахстанской
продукции, в первую очередь нефти.

Во-вторых, Казахстан по-прежнему нуждается в инвестициях. С
этой целью республика будет продолжать сотрудничество с международными финансовыми
организациями, а также с потенциальными инвесторами из числа западных стран,
стран Дальнего Востока, арабского мира.

В-третьих, по-прежнему актуальной остается задача
восстановить разрушенные экономические связи с нашими соседями на постсоветском
пространстве.

В-четвертых, необходимо развивать сотрудничество с бывшими
социалистическими странами Европы и Азии, чей опыт в построении рыночной
экономики может быть весьма полезен Казахстану.

Отдельная и крайне важная задача — разработка статуса Каспийского
моря, без чего невозможно решить проблемы добычи и путей транспортировки
каспийской нефти.

В послание Н. Назарбаева народу страны «О положении в
стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год»
задачи внешней политики на ближайшую перспективу были сформулированы следующим
образом:

обеспечить дальнейшую интеграцию, усилить роль Казахстана в
мировом сообществе;

принять активное участие в формировании эффективной системы
региональной обороны;

завершить военную реформу и продолжить формирование
современных Вооруженных Сил;

укрепить пограничные и внутренние войска;

завершить процесс делимитации границ по всему периметру и
принять эффективные меры к решению других трансграничных проблем;

усилить работу по обеспечению экономической и информационной
безопасности страны.

При сохранении внешнеполитических приоритетов, было
заявлено, что особое внимание будет обращено на такие направления
внешнеполитической деятельности государства, как:

ускоренное формирование региональных рынков, прежде всего — евразийского
и центрально-азиатского экономических сообществ;

расширение сотрудничества в рамках Шанхайской Организации
Сотрудничества;

активизация дипломатических усилий по мирному решению
проблем в Каспийском регионе.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий