Как распределение ролей в команде влияет на успех общего дела

Дата: 12.01.2016

		

Татьяна Михайловна Грабенко, проректор по науке
Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, кандидат педагогических наук,
игротерапевт, бизнес-тренер.

Удачно
созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из совместимых,
уважающих друг друга специалистов в процессе совместной работы и неформального
общения достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с
общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации, и, как
правило, с высоким профессиональным уровнем. В работе, на отдыхе, в совместных
неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся взаимно
уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого. Общеизвестно, что нет
двух абсолютно похожих людей. Мы имеем различную внутреннюю энергетику, силу
характера, способности и наклонности к различным непрофессиональным видам
деятельности, к общению, к искусству и т. п.

Таким
образом, в команде постепенно проявляются собственные, признанные всей
командой, затейники, умельцы, поэты, «пройдохи» (в хорошем смысле), мыслители.
Личностные способности различных членов команды в итоге обретают форму
неформального ресурса команды, который она целенаправленно использует в
различных ситуациях. Таким образом, в команде возникает, на основе
добровольности и общего согласия, неформальное распределение между членами
команды различных ролевых функций для решения различных ситуаций в
благоприятном для команды направлении.

Для
типовых, часто повторяющихся ситуаций в команде складываются стереотипы
соответствующих ролевых распределений. Для спонтанных ситуаций команда
оперативно определяет наиболее целесообразное ролевое распределение по принципу
«у тебя лучше всех это получится».

Выделим
три основных типа ролевого распределения в команде — в соответствии со
следующими тремя разновидностями наиболее характерных и важных для команды
ситуаций:

I
тип ситуаций — «Профессиональная деятельность»;

II
тип ситуаций — «Взаимодействия с внешней средой»;

III
тип ситуаций — «Решение сложных проблем».

I
тип ролевого распределения: «Профессиональная деятельность»

Для
этого типа определяющим является место каждого члена команды в технологическом
цикле основной профессиональной деятельности (производственной, управленческой,
научной, гуманитарной); основные роли здесь вполне очевидны:

«организатор-координатор»
— как правило, это руководитель команды;

«главный
специалист» (2—3 чел.) — члены команды наиболее высокой квалификации,
выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла
профессиональной деятельности;

«напарник»
— (1—2 чел.) члены команды, работающие в связке с «главными специалистами» под
их руководством;

«завхоз-ремонтник»
— член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды;

«агент
по снабжению» — член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению
команды всем необходимым.

II
тип ролевого распределения: «Взаимодействие с внешней средой»

Здесь
ролевые функции определяются всей командой (и только командой!) в соответствии
с наиболее выдающимися личностными характеристиками каждого члена команды.
Основные роли:

«аналитик»
— наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления;

«переговорщик»
— член команды, наиболее искусный из всех в коммуникации, «гений общения»;

«скептик»
— член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных
сценариев действий команды;

«лоббист-доставала»
— наиболее «пробивной» член команды, который «все может достать», у которого
обширные внешние связи;

«душа
команды» — наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, его Импульс и
Совесть.

III
тип ролевого распределения: «Решение сложных проблем»

Здесь
также ролевые функции определяются неформально в виде поручений различным
членам команды в соответствии с их нестандартными способностями. Основные роли:

«генератор»
— член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой
образовательной подготовкой и широким кругозором, «генератор идей» с хорошо
развитым творческим мышлением;

«концептуализатор»
— член команды со склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и
перспективного видения; он умеет придать идее «законченный вид», сделать ее
привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и «обычным»
людям;

«оптимизатор»
— член команды, обладающий способностью и навыками выделения критериальных
признаков и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий; он
умеет сопоставить идею и потребности практики, продумать технологический цикл
реализации идеи, оценить риски и последствия, составить общий план совместных
действий;

«реализатор»
— член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками
планирования и организации практической деятельности (возможно это —
руководитель команды); он умеет практически воплотить идею, организовать все
совместные действия, правильно «расставить всех по местам»;

«критик»
— тот же «скептик» из II типа ролевого распределения.

Важно
отметить, что команда может возлагать на своего наиболее выдающегося в
личностном плане члена команды не одну, а две и более ролевых функций, что
естественно повышает его вес и влияние в команде.

Поскольку
II и III типы ролевых распределений являются неформальным ресурсом команды, то
внешние установки и рекомендации руководства в этом плане крайне нежелательны,
так как могут привести не к консолидации команды, а к ее разобщению и
предубежденности против тех членов команды, неформальные ролевые функции которых
«навязываются сверху». Тем не менее подбор кандидатов в команду производится
руководством (а лучше самим руководителем команды) с учетом их личностных
способностей и возможного места в неформальных ролевых распределениях II и III
типа.

Вот,
на наш взгляд, каким образом распределялись роли в известной команде мушкетеров
Александра Дюма (д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис):

I.
Профессиональная деятельность

1.
«Организатор-координатор» — Атос

2.
«Главный специалист» — все четверо в равной степени

3.
«Напарник» — все четверо в равной степени

4.
«Завхоз» — Портос

5.
«Агент по снабжению» — д’Артаньян

II.
Взаимодействие с внешней средой

1.
«Аналитик» — Атос

2.
«Переговорщик» — Арамис, д’Артаньян

3.
«Скептик» — Портос

4.
«Лоббист-доставала» — Портос

5.
«Душа команды» — д’Артаньян

III.
Решение сложных проблем

1.
«Генератор» — д’Артаньян

2.
«Концептуализатор» — Атос

3.
«Оптимизатор» — Арамис

4.
«Реализатор» — Портос

5.
«Критик» — Атос, Портос

И
— «детский пример» из команды всеми любимого Винни-Пуха (Винни-Пух, Пятачок,
Сова, Ослик Иа-Иа)

I.
Профессиональная деятельность

«Организатор-координатор»
— Винни-Пух

«Главный
специалист» — Винни-Пух, Сова

«Напарник»
— Пятачок

«Завхоз»
— Пятачок

«Агент
по снабжению» — Винни-Пух

II.
Взаимодействие с внешней средой

«Аналитик»
— Сова

«Переговорщик»
— Винни-Пух

«Скептик»
— Ослик Иа-Иа

«Лоббист-доставала»
— Винни-Пух, Пятачок

«Душа
команды» — Винни-Пух

III.
Решение сложных проблем

«Генератор»
— Винни-Пух

«Концептуализатор»
— Пятачок

«Оптимизатор»
— Сова

«Реализатор»
— Винни-Пух, Пятачок

«Критик»
— Ослик Иа-Иа

Как
видно, Винни-Пух совмещает одновременно несколько функций, что делает его
незаменимым членом команды.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий