Настоящее и будущее России в произведениях Некрасова

Дата: 12.01.2016

		

Девятнадцатый
век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения.
Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия
таких ярких имен имя Некрасова не теряет своей яркости. В чем же секрет
актуальности поэзии Некрасова? Разгадка — в отношении поэта к Родине, в любви к
своему народу, в широком освещении актуальных проблем современности, и,
наконец, в прогрессивных взглядах на настоящее и будущее России.

Бесспорно,
многие поэты ставили глобальные вопросы о возможных путях развития России и
давали на них исчерпывающие ответы. Видение же Некрасовым насущных

проблем
России и ее будущего было глубоко гражданственным.

Настоящее
в произведениях Некрасова — время, когда нужно сделать все возможное для борьбы
с социальным злом, а будущее — в освобождение людей от гнета и крепостных
пережитков. Творческое кредо поэта особенно ярко выражено в стихотворении
«Вчерашний день, часу в шестом», где поэт сравнивает свою музу с
молодой крестьянкой, называет их родными сестрами: «И музе я сказал: Гляди
— сестра твоя родная!» Я думаю, что это стихотворение раскрывает и взгляды
Некрасова на Россию: поэт считал основным вопросом современной ему России
вопрос крестьянский. Не случайно крестьянская тема занимает такое видное место
в ряду произведений поэта: «Мороз, красный нос», «Орина, мать
солдатская«, »Несжатая полоса«, »Размышления у парадного
одъезда«, »Дед Мазай и зайцы», и, наконец, поэма-эпопея
«Кому на Руси жить хорошо». В этих произведениях Некрасов показывает
страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за
себя и сделать свою жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о
сопереживании Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего для
себя «незримые, невидимые миру слезы»,

стремления
сельских жителей к «мужицкому счастью». Например, стихотворение
«Забытая деревня». В нем автор раскрывает нам страницу тяжелой
крестьянской жизни: показывает бабушку Ненилу, ждущую «доброго
барина», чтобы попросить у него немного леса для покосившейся избенки,
крепостную девушку Наташу, мечтающую выйти замуж за вольного хлебопашца. Но
самое страшное состоит в том, что эти простые желания крестьянских женщин
никогда не сбудутся: барин забыл о своей деревне, живет в городе, а без его
разрешения предпринять ничего нельзя. Некрасов с гневом показывает нам
абсурдность зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по
прихоти владельца крепостных душ. Возьмем еще одно лирическое стихотворение
поэта — «Несжатая полоса». Некрасов рисует портрет измученного,
изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной
земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай.
Читатель ощущает глубоко прочувствованное отношение автора к обездоленным
крестьянам и понимает, что поэт не мог и не хотел смириться с таким настоящим
России. Если встихотворениях Некрасов в основном излагал взгляды на настоящее
России, то видение будущего, наверное, ярче всего выражено в поэме «Кому
на Руси жить хорошо». Так, истинно счастливыми людьми Некрасов называет
тех, кто может постоять за себя и за односельчан. Будущее России, как полагал
поэт, за такими как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь
славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

То
есть за теми, которые ставят общественные интересы выше личных, кто не может
смириться с современным положение крестьян, отдает всю свою жизнь без остатка
на служение народу, его счастью, его будущему:

Лет
пятнадцати Григорий твердо знал уже,

Что
будет жить для счастия убого и темного Родного уголка.

Вера
в счастливое и светлое будущее России и сожаление о том, что сам поэт уже не
застанет этой эпохи, выражена в стихотворении «Железная дорога».

Некрасов
верит, что Россия «вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит
себе, Жаль, только, что в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни
тебе».

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий