Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений
Приложение 1
Конкретные примеры о методах реализации межпредметных связей.
1. Вопросы межпредметного содержания:
а) Вспомните (из курса географии) основные месторождения в России:
алмаза
поваренной соли
каменного угля
К уроку 1 по теме 4 “Подгруппа углерода”.
б) Вспомните определение (из курса физики) ион.
К уроку 3 “Угольная кислота и ее соли”, лабораторный опыт 7.
в) Вспомните (из курса биологии) сущность процесса фотосинтеза.
К уроку 2 “Оксиды углерода”.
2. Межпредметные задачи:
а. В чем основное отличие структуры и физических свойств
кристаллических и аморфных (стеклообразных) тел? При ответе используйте
сведения, полученные из курса физики.
б. Какое свойство угольной кислоты вы будете привлекать для ответов на
вопросы:
— Как доказать, что данное вещество является солью угольной кислоты?
К уроку 3 “Угольная кислота и ее соли”.
— На каком свойстве основано применение питьевой соды в медицине для
снижения кислотности желудочного сока? (из курса биологии, анатомии)
К уроку 3.
— Почему известняк (в размолотом виде) применяют для уменьшения
кислотности почвы (известкование почвы)? (из курса географии, биологии)
К уроку 3 “Круговорот углерода в природе”.
3. Домашнее задание межпредметного характера.
а) Подготовьте реферат на тему “Парниковый эффект и углекислый газ”
(из курса географии – “Загрязнение атмосферы” – одна из глобальных проблем
человечества).
К уроку 2 “Оксиды углерода”.
б. Составьте кроссворд на тему “Подгруппа углерода”.
Примерный кроссворд:
Вопросы: 1. Самый большой из всех известных алмазов.
2. Одна из аллотропных модификаций углерода.
3. Ученый, впервые получивший углекислый газ.
4. Основная составная часть природного горючего газа ( = 60 – 99%).
5. Соединение углерода с кремнием.
6. Процесс в природе поглощения углекислого газа растениями при
освещении.
7. Соединение углерода с металлами.
8. Элемент 4 группы, главной подгруппы возглавляющий ее, имеет
относительную атомную массу 12,011, порядковый номер 6.| | | | | | |8 | | | | | | | | |
|1 | | | | |к |у |л |и |н |а |н | | | |
|2 | | | | | |г |р |а |ф |и |т | | | |
|3 | | | | | |л |а |в |у |а |з |ь |е | |
|4 | | | | |м |е |т |а |н | | | | | |
|5 | | | |к |а |р |б |о |р |у |н |д | | |
|6 | | | | |ф |о |т |о |с |и |н |т |е |з |
|7 |к |а |р |б |и |д | | | | | | | | |4. Межпредметное наглядное пособие:
а) Подготовить на основе данных о круговоротах воды, кислорода схему
“Круговорот углерода в природе”.
К уроку 3.
б) Составить диаграмму влияния давления и температуры на растворимость
оксида углерода 4 (из курса физики).
5. Химический эксперимент:
а) Адсорбция активированным углем.
6. Уроки межпредметного обобщения или тематические задания:
а) Межпредметная конференция по глобальным проблемам, источникам бед,
то есть загрязнителей – обобщение по подгруппам кислорода, азота, углерода.