Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова

Дата: 12.01.2016

		

Значительную
часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта
и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных
взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

Мне
кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в
стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что это стихотворение
Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в
своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение
пророка…»

Можно
отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального
оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя
Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то
Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского
героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня
все ближние мои бросали бешено каменья«. »Шумный град» встречает
лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Различие
трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин
наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в
описание своего героя чисто человеческие черты , даже бытовые подробности: он
худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной
оскорбительные возгласы:

…Как
он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите,
как он наг и беден,

Как
презирают все его!

У
Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем
совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко
пессимистично.

Тема
поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях
Лермонтова, как «Смерть поэта» и «Поэт», «Журналист,
читатель и писатель» и др.

Так
стихотворение «Смерть поэта» стало не только тем произведением,
которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан
на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт
клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной
причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники,
«свободы, гения и славы палачи» стали причиной смерти поэта.

В
другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», эта тема
взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается
по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием
параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части
Лермонтов рассказывает нам о кинжале , когда-то боевом оружии, а теперь
ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает
участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги
(когда голос его звучал «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед
народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический
тон меняется на обнадеживающий:

Проснешься
ль ты опять,

Осмеянный
пророк,

Иль
никогда на голос мщенья

Из
золотых ножон не вырвешь

Свой
клинок,

Покрытый
ржавчиной презренья!

Недаром
в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является
символом гражданской, богом данной поэзии.

Тема
поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской
литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского,
Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий