Раис Ахметович Фатхутдинов, доктор экономических наук,
профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных
технологий и предпринимательства.
Метод
управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления для
практического осуществления стратегических и тактических целей системы
управления. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности
выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и других объектов на
внешнем или внутреннем рынке.
В
настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три
группы методов управления: административные (организационные или
организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические.
Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг
друга.
Нам
представляется, что общепринятая классификация методов управления не в полной
мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут
административного метода управления, кроме административно-правовых, решает и
социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует
применения знаний в области психологии. Вместе с тем результаты экономического
управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных
(административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать
в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и
правовых вопросов.
В
основание классификации методов управления, на наш взгляд, следует положить
иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на
него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени
свободы:
а)
ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый
объект выполнять планы или задания;
б)
мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные
мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;
в)
высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием
логики и психологии формировать метод воздействия на относительно независимый
объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета
управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом
случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является
приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей
(самореализация, самовыражение).
Исходя
из рассмотренных степеней свободы объекта методы управления целесообразно
подразделять на три группы: принуждения, побуждения, убеждения. Сравнительная
характеристика этих методов приведена в таблице.
Таблица:
Сравнительная характеристика методов управления
Признаки методов управления Группы методов управления