Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Дата: 12.01.2016

		

Да
здравствует весь мир!

Л.
Н. Толстой

Если
поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва
Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения
и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны
единой и постоянной мысли писателя.

В
эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный
и антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той
половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года,
главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах.
Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года
смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел
свое место в жизни, в героическом общенародном действии.

Князь
Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий
присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о
командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию
того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: «Французы
разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую
секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и
людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости.

Автор
пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих
людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь»,
им гордились и его любили«. Подобно этому, Пьера солдаты назовут »наш
барин». Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в
настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе
«мое» и «общее». И он пришел к пониманию того, что
возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея
в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу
для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и
ее к нему.

У
Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в
бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты,
ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер
восхищается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто
солдатом!« — думал Пьер, засыпая». В «Войне и мире» речь
идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами
непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху),
становятся из «маленьких» людей большими людьми. Именно это и
показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет —
после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся
Россия «из моральной бани» вышла! Пьер — главный герой «Войны и
мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером
восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье.
Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного.

С
образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой. По мнению Толстого,
Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты,
незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех. Пьер говорит княжне
Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я
одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу
представить жизнь». Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера,
их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому,
простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в «Войне и мире»
велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается
жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа
ее открыта для всего мира. Я написала лишь о трех характерах, которые,
несомненно, выражают главную мысль Толстого.

Путь
Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения,
чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не
смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у
Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как
бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.
Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди
павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: «Я
виноват». Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров
между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе
Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот
бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на
офицеров, осуждающих этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и
не думать». Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И
этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский
рубака, «коль прикажут».

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий