Валаамский монастырь
Введение
Валаамский
монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой
духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных
землях.Нет у
историков единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают
ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное
и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам
распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием
и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.Считается,
что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса)
и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях
язычники. Таким застал его век апостольский. Этимологический разбор финского
названия острова «Валамо» подтверждает вероятность предания: Вал,
Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски –
земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу1.Монастырское
предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и
славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а
затем Валаама, где благословил горы острова крестом.Житие святого
Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало
монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме
почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие «от восточных
стран«, греческие священноиноки. В службе говорится, что их »любовь к
Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав –
кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества
превосходящие». В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий
и Герман законом установили общежительный3 быт в основанном ими монастыре.
По соседству с воинственными шведами
К сожалению,
сведения по истории Валаамского монастыря в этот период времени весьма скудны и
отрывочны.XI век стал
веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских,
шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных
монахов, грабили и сжигали мирные обители.Древние
новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа
и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах.
«В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду
архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша
мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских,
Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…» Именно тогда
состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было
положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах
Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли
обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления
святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников,
где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых
мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24
сентября. Свидетельства о многочисленных чудесах от мощей святых угодников
вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обителиДо первого
разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует
житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный
Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Когда
опасность миновала, его главный храм заново отстроили из камня и освятили во
имя Преображения Господня. На построение монастыря делались большие вклады.
«Великая и зело прекрасная и превысокая» каменная церковь во имя
Преображения Господня имела приделы в честь Рождества Христова и святителя
Николая. Из жития преподобного Александра Свирского, подвизавшегося в монастыре
в XV веке, можно заключить, что иноческие кельи были построены довольно удобно,
каждая имела предсение, для приходящих же в обитель существовала вне
монастырской ограды гостиница.В XVI веке,
когда беспокойные шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз
явился объектом агрессии. В 1578 году, 20 февраля, преследуя православных
карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и
благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за
твердость в исповедании православной вере. С тех пор их святые имена были
занесены в монастырский помянник: священноинок Тит, схимонах Тихон, иноки
Геласий, Варлаам, Сергий, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн,
Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам и послушники
Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий,
Пахомий, Василий, Иоанн, Феодор и Иоанн.В 1581 году
валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвою которой
стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной
шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни
братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ
жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре4, где неукоснительно соблюдался
устав Валаамской обители. Некоторые старшие братья стали нарушать этот устав.
Валаамские старцы не могли снести нарушения древних установлений, дело дошло до
новгородского владыки. 23 мая 1592 года митрополит Новгородский Варлаам
утвердил исполнение устава во всей его силе.После
заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние
новгородские земли, где, по выражению одного историографа, «наши братия и
церкви тосковали под властью чуждых завоевателей». Царь и великий князь
Феодор Иоаннович, отправляя своих воевод в Корелу – Кексгольм (ныне г.
Приозерск), послал и святителя, чтобы укрепить Православие, угнетаемое в
Карелии иноверцами. Не забыл он и многострадальную Валаамскую обитель. В ответ
на донесение боярина Бориса Феодоровича Годунова «про нужу и терпенье
Валаамского монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось разоренье от
свейских людей их монастырю», царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года
повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви,
кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше,
вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и
писцовым книгам». Вотчины Антониева Дымского монастыря были оставлены во владении
Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян
на свои монастырские земли. Так воскрешалась из пепла и развалин святая
обитель. Царскими милостями и частными пожертвованиями она возродилась и
набрала силу: в ней были устроены церкви и кельи, отлиты колокола. Несмотря на
расходы, требовавшиеся в то время на восстановление обители, валаамские старцы
сумели из пожертвований собрать к 1611 году значительные средства.Валаамская обитель после шведского разорения 1611
года
При игумене
Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия,
имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли
в 1611 году смерть от рук шведов, засвидетельствовав своею кровью любовь ко
Христу и преданность Православной Церкви. На месте сожженного монастыря
захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на
острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского
монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года. Только святые
мощи преподобных первоначальников Сергия и Германа оставались на Валааме в
глубине могилы. Сохранилось предание, что шведы намеревались извлечь их из недр
земли и предать публичному поруганию. При первых же к тому попытках, по
молитвам преподобных отцов Сергия и Германа, Господь послал на кощунников лютый
недуг. Поняли шведы, как немощны они и ничтожны пред Богом и Его святыми
угодниками. С тех пор они не помышляли и коснуться святых мощей, более того,
стали почитать их. Чтобы место покоя преподобных не было потревожено, они
построили над ним деревянную часовню.Часовня,
воздвигнутая в 1685 году наскоро, стала разрушаться; деревянный крест,
осенявший могилу, едва держался. Иноверцы постепенно забывали святость места и
чудотворную силу, охраняющую его. Один из прибрежных жителей (лютеранин)
дерзнул низвергнуть ветхий крест, но тут же его постигла кара Божия: страшные
язвы покрыли все тело, несчастный не мог сдвинуться с места. К вечеру он был
найден товарищами, которые отвезли его домой. Его мучения приводили всех в
ужас. Когда же он рассказал домашним, как и где все произошло, они вспомнили о
святости почивающих там угодников Божиих. Больного повезли обратно на Валаам, и
там, испросив над святой могилой прощения, он был исцелен. Вразумленный финн
осознал безумие своего поступка и, вопреки учению своей веры, стал
благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от
развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока
по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и
Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не
начал возобновлять Валаамскую обитель.Ожидая
нападения шведов, братия увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри
святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами
перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая
сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу. Там, по царскому указу, был
основан монастырь святителя Николая чудотворца. Но шведы пришли и сюда. Разорив
Ладогу, они умертвили иноков и захватили часть казны. Оставшиеся в живых
перешли в Тихвинскую Успенскую обитель. На этом испытания не закончились:
теперь уже поляки напали на Тихвин. Когда гроза миновала, монахи обратились к
Новгородскому митрополиту Исидору с просьбой о пристанище.Разорив
Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на
финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты
или изгнаны. Лишь селения, располагавшиеся в глубине края, сохранили
православие. Многие карелы, покинув свои исконные места, переселились в Россию.
Их потомки осели в Новгородской и Тверской губерниях.14По
Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву
Адольфу Россией уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам,
таким образом, более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.Возобновление
монастыря в XVIII столетииПосле
разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном
запустении. Залогом возрождения обители были святые мощи преподобных Сергия и
Германа, скрытые монахами глубоко под землей. Над Валаамом постоянно нависала
угроза поругания иноверцами-лютеранами. Это придало решимости архимандриту Тихвинского
монастыря Макарию в 1685 году обратиться к российским самодержцам с прошением о
перенесении мощей преподобных Сергия и Германа. Чувства архимандрита Макария
были святы и бескорыстны, но перенос мощей угрожал Валааму навсегда остаться
жилищем мирских людей. С разрушением духовного основания обитель могла уйти в
историю и не восстановиться. По молитвам преподобных Сергия и Германа Господь
уготовал ей другую судьбу.Доклад о
восстановлении Валаамского монастыря представил императору Петру I архимандрит
Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В 1715 году последовал указ императора
о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что
отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский
договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого
Петра I.Уже в самом
начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами
во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова.
Новопостроенную церковь освятил архимандрит Иринарх. Монастырские записи
свидетельствуют, что он был на Валааме 13 марта 1719 года и совершил здесь
постриг в монахи Исидора Шарова с именем Иосиф, ставшего впоследствии
строителем Валаамского монастыря. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к
Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность.12 февраля
1724 года в строители Валаамской обители был произведен монах Иосиф (Шаров). В
1751 году, по прошению строителя Ефрема, императрица Елизавета Петровна
пожаловала 1 000 рублей на необходимую починку и постройку монастырских зданий
и особенно на церковную утварь и на исправление иконостаса и образов. В 1757
году строитель Ефрем был возведен в сан игумена, в монастыре начался период
игуменского правления.Обитель
росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого
Христова Воскресения, после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью.
Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было
спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных
антиминса.В ночь на 7
марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер
разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде. Разрушение стоило
монастырю по смете 586 рублей.
Валаамский
монастырь в середине XIX – начале XX вековСтав
настоятелем, игумен Дамаскин принялся за внешнее благоустройство обители.
Архимандрит Игнатий, как благочинный монастырей, оказывал ему всяческую
поддержку. В 1840 году был перестроен скит Всех святых, возведены новые
каменные кельи, каменный храм. В 1852 году недалеко от келейных корпусов
центральной усадьбы была построена каменная двухэтажная гостиница для
приезжающих на Валаам богомольцев.В 1853 году
на Крестовом острове, который впоследствии получил название Никольского, был
воздвигнут каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца, а 1858 году
двухэтажный дом для священнослужителей и братии с домовой церковью во имя
преподобного Иоанна Дамаскина (1865).В 1855 году
по благословению Святейшего Синода игумен Дамаскин совершил соборное освящение
нового деревянного храма во имя преподобного Александра Свирского и три
деревянных келейных корпуса для братии на Святом острове. В 1856 году недалеко
от монастырской пристани устроен двухэтажный странноприимный дом для бедных
финнов.В 1858 году
было положено начало новому скиту на острове Монашеском (Серничан). Сюда была
перевезена из Васильевского монастыря в Старой Ладоге древняя деревянная
церковь, построенная иноками, бежавшими из Валаамской обители во время разорения
ее шведами в 1611 году. Верхний храм освятили во имя святого Иоанна Предтечи, а
нижний, пещерный, во имя Трех святителей. Для уединенного жительства
пустынников на острове срубили восемь деревянных келий.В 1863 году
игуменом Дамаскиным был построен трехэтажный водопроводный дом, в котором
расположились мастерские и хозяйственные службы. В 1867 году на Ильинском
острове был выстроен скит с деревянной церковью во имя святого пророка Илии и
при ней – два деревянных двухэтажных дома. При своей пустыньке, в которую он
уединялся до настоятельства, игумен построил в 1870 году небольшую деревянную
церковь во имя Коневской иконы Божией Матери, а при ней – два деревянных
келейных корпуса для братии. На юге Валаамского архипелага игуменом Дамаскиным
была построена небольшая деревянная церковь с колокольней во имя преподобного
Авраамия Ростовского и три деревянных кельи для жилья скитской братии. Тогда
же, в 1873 году, году был отлит колокол в 1000 пудов на предполагавшуюся при
новом соборе колокольню. На расстоянии одного километра к востоку от монастыря,
в 1876 году возвели каменную церковь во имя всех преподобных отцов, в подвиге
просиявших, с отдельно стоящей колокольней. Здесь было устроено новое кладбище.
Игумен Дамаскин заготавливал камни и кирпич для нового соборного храма,
построить который Бог судил его преемнику игумену Ионафану.Тщанием отца
Дамаскина в разных местах острова возникло 18 часовень и поставлено 10 каменных
и деревянных поклонных крестов. Господь посылал благодетелей, щедро
жертвовавших на строительство и украшение обители. Игумена Дамаскина
справедливо называют строителем Валаама.При нем
значительно выросло число братии. Монастырь был известен в России как один из
наиболее благоустроенных. Игумен Дамаскин, как духовный отец, неусыпно заботился
о спасении вверенной ему братии. Келья его всегда была открыта для посетителей.
При столь обширном хозяйстве и постройках, игумен постоянно занимался с
братией, часто исповедывал мирян и особенно принимал участие судьбах людей,
падших нравственно, был к ним снисходителен, старался любовью наставить их на
путь истинный. У него было много учеников из числа братии монастыря, которые
впоследствии стали старцами, прославившимися многими благодатными дарами.При игумене
Ионафане II (1881-1891) было продолжено благоустроение обители. Были выстроены
второй кирпичный, смоляной и кожевенный заводы, хлебный амбар и скотный двор с
фермой и всеми службами. Для доставки из Петербурга необходимых для монастыря
грузов построен корабль. Расчищены, осушены от болот и распаханы годные для
посевов и покосов участки земли. Особенным вниманием игумена Ионафана
пользовалась монастырская библиотека. Его стараниями она пополнилась более чем
на 1500 книг.Но самым
главным в строительной деятельности игумена Ионафана стал выстроенный им вчерне
каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней. Освящение закладного камня
нового соборного храма на Валааме состоялось 30 июня 1887 года. На торжества
прибыл президент Императорской Академии Художеств великий князь Владимир
Александрович с супругой – великой княгиней Марией Павловной. Собор возводился
по проекту зодчего А.Я. Силина, под наблюдением архитекторов Г.И. Карпова и
Н.Д. Прокофьева. На возведении собора трудились не только вольнонаемные
рабочие, но и вся монастырская братия. Храм величественно поднял свои главы с
крестами, когда дни игумена Ионафана были уже сочтены. 20 января 1891 года
игумен Ионафан скончался. Его могила, осеняемая гранитным крестом, находится за
алтарем церкви на Игуменском кладбище, рядом с могилой игумена Дамаскина.Одной из
главных задач игумена Гавриила (1891-1903) стало завершение строительства
нового Спасо-Преображенского собора, устройство иконостасов в нижнем и верхнем
храмах, проведение живописных работ. Большая часть икон и росписей выполнена
силами Валаамской школы живописи, возглавляемой иеромонахом Алипием
(Константиновым). Вместе с другими монастырскими живописцами игумен Гавриил
трудился над росписью верхнего храма Спасо-Преображенского собора. На сводах
церкви им были написаны все херувимы, а также некоторые иконы.26 июня 1892
года Преосвященным Антонием, епископом Выборгским, первым викарием
Санкт-Петербургской епархии, в присутствии великого князя Владимира
Александровича и супруги его великой княгини Марии Павловны, а также их детей –
Бориса и Андрея, был освящен главный престол нижней церкви собора в честь
преподобных Сергия и Германа Валаамских, через год – 14 июня 1893 года освящен
боковой придел нижней церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Верхняя
церковь во имя Преображения Господня освящена 19 июня 1896 года архиепископом
Выборгским Антонием в присутствии членов императорской семьи – великого князя
Владимира Александровича с супругой и великого князя Кирилла Владимировича с
великой княгиней Марией Александровной. Собор производил неизгладимое
впечатление на всех, кто его посещал.При игумене
Гаврииле велась роспись нижнего храма Предтеченского скита в честь трех
святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и
Никольского храма этого же скита. За время двенадцатилетнего правления отца
Гавриила были построены каменные церкви островных скитов: в Тихвинском скиту во
имя Тихвинской иконы Божией Матери (1899); в Сергиевском во имя преподобных
Сергия и Германа Валаамских (1899); в Германовском заложен храм в честь святого
благоверного князя Александра Невского (1901). На Валааме в местечке Никоново,
где раньше находилась часовня святого апостола Андрея Первозванного, был
заложен храм в честь Воскресения Христова (1902). В монастырской усадьбе
надстроен третий этаж юго-западного братского корпуса внешнего каре и зимней
гостиницы. В Москве стараниями купцов Прусаковых и Курниковых было выстроено
двухэтажное подворье монастыря (1901). При игумене Гаврииле впервые за всю
историю обители была осуществлена запись на ноты богослужебных песнопений, до
этого времени сохранявшихся в устной церковно-певческой валаамской традиции. В
1903 году вышел в свет «Обиход Валаамского пения». При отце Гаврииле
не только расширялось строительство монастыря, но и значительно умножилась
братия – с четырехсот человек до тысячи. Для насельников игумен Гавриил являлся
духовным отцом, старавшимся исправлять провинившегося брата духом кротости и
любви. «Без любви нельзя построить ничего, заслуживающего благодарности. –
Часто повторял он. – Если руководитель не любит братию, то и братия не будут
уважать друг друга, и отсюда последует только внешнее соблюдение Устава и
напрасные поиски духа и милости». При игумене Гаврииле Валаамский
монастырь стал школой воспитания и духовного становления будущих настоятелей
русских монастырей.При игумене
Маврикии (1907-1918) продолжалось строительство монастыря. В 1911 году недалеко
от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон, была возведена деревянная
церковь в честь Успения Божией Матери и построены два келейных корпуса
Гефсиманского скита. Устройство Гефсиманского скита завершило создание на
Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сопоставимого только с
Новым Иерусалимом Патриарха Никона.В 1914 году,
когда разразилась Первая Мировая война, по желанию и на средства Великого Князя
Николая Николаевича для поминовения всех погибших воинов, защищавших Отечество,
была построена каменная церковь Смоленского скита. В 1912 году во время
правления игумена Маврикия, указом императора Николая II игуменам Валаамского
монастыря была предоставлена привилегия совершать богослужения в митре.Новые испытания. Валаам в XX начале XXI века
В 1914 году
началась Первая Мировая война. Валаамскую обитель также не миновало лихолетье:
264 монастырских насельника были призваны на военную службу. После октябрьского
переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на
ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Наступил 1918 год,
один из самых скорбных для монастыря. На острове начался голод, шесть иноков
скончались от эпидемии гриппа.Финляндия
укрепляла свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг
как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на островах велись
интенсивные фортификационные работы.«С 12
января 1918 года началось знаменитое в нашей обители «Порт-артурское
сидение», только более продолжительное, чем дальневосточное: с этого
именно дня началось абсолютное разобщение Валаамского монастыря с Россией
вначале, и со всем миром, совершенно прекратилась доставка из России газет,
писем и вообще всякого рода корреспонденции. Насельники монастыря ничего не
знали о том, что творится на белом свете… С поселением на Валааме Финляндского
гарнизона, въезд сюда частным лицам совершенно воспрещен, отчего никаких богомольцев
за лето 1918 года у нас не было. Береговым православным карелам не позволено
было посетить обитель даже в праздники Всех Святых и Преподобных. Лето сего
года мы провели в абсолютном уединении, как никогда ранее!» –
свидетельствовал монастырский летописец монах Иувиан (Красноперов).Последние годы перед разорением обители
В 1939 году
советско-финские международные отношения ухудшились. В сентябре финские войска
дислоцированные на острове Валаам были приведены в боевую готовность. Семьи
военных эвакуировали вглубь Финляндии. 12 октября в монастыре был прекращен
колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии
начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом
военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря
1939 года началась постепенная эвакуация братии. Из дневника игумена Харитона:
«Грозные тучи надвигались над Валаамом. Провизия и хлеб взяты на учет,
запасы которых были на два года. Пароходы, моторы и большая часть лошадей перешли
в ведение военного гарнизона. Семейства военных оставили Валаам, и нам
предлагалось добровольно эвакуироваться, но мы отказались. Не раз я беседовал в
трапезе с братией о создавшемся положении, и о причинах, почему нет того мира
на земле, о котором возвестили Ангелы при Рождестве Христовом. «Этот мир
особенный, не такой, какой дает мир (Иоанн. 14, 27). Мир людей святых и
искупленных от греха. Грешники не имеют мира ни с Богом, ни между собою (Исаия
48, 22), а бывающий мир между ними есть вражда против Бога…Октябрь 1939
года. Вот уже приблизились грозные тучи к Валааму, колокола которого давно
замолкли для призыва на молитву, а теперь только служат сигналами, возвещающими
налет аэропланов, и мы избрали и от этих воздушных врагов укрываться в храме, который
и служит для нас убежищем.20-го января
[1940 года] служил я всенощную соборне. Во время пения хором «Блажен
муж» над головами снова заревели моторы, затрещали пулеметы. Как будто вся
адская сила собралась в воздухе. Взрывы бомб колеблют и разрушают здания.
Выходим на литию, взрывы усилились, вот минута – и собор разрушится, и мы будем
погребены здесь в кирпичных обломках вблизи раки Преподобных. Но то сознание,
что такое погребение застанет нас в молитвенном настроении и в храме Божием,
давало сердцу настроение и преданность на волю Божию… Всенощная кончилась.
Налеты затихли, человеческих жертв не было, хотя здания пострадали, но в них не
было людей, все были в храме».Наибольшему
разрушению монастырь подвергся в результате бомбардировок 2 и 4 февраля, когда
Валаам в несколько заходов бомбили более 70 советских самолетов. Казалось бы,
монастырь должен быть стерт с лица земли, бомба, предназначавшаяся для
разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от
главного входа, и не взорвалась. От прямого попадания в больничную церковь
Живоносного источника загорелось северное крыло братского корпуса, но уцелела
уникальная библиотека, насчитывающая 29 000 томов. Чудом, по молитвам
преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама –
Спасо-Преображенский собор, остался цел. 5 февраля монастырская братия во главе
с игуменом Харитом была эвакуирована вглубь Финляндии. В монастыре для
присмотра за имуществом остались: помощник эконома монах Симфориан, капитан с парохода
«Сергий» монах Ираклий и послушник Владимир Кудрявцев, инженер и два
иеромонаха Петр и Павел13 марта 1940
года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между
Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским
и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для
отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. На следующий
день по благословению игумена Харитона, для эвакуации монастырского имущества в
обитель выехал Наместник монастыря иеромонах Исаакий.. «18-го эвакуация
имущества подходила к концу… Дав распоряжение монаху Симфориану, чтобы сделали
двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол в знак
умирающей Валаамской тысячелетней обители, я вынес благоговейно из собора
престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти, и выехал с
Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители…».20 сентября
1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские
войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: привезены
артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части,
дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В
1941-1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении
войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали
назад прежде, чем попали под удар артиллерии.22 ноября
1941 года игумен Харитон послал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием для
приведения в порядок Валаамского хозяйства. Во время военных действий иноки
несколько раз побывали в монастыре. 20 июня 1944 г. они вновь, после очередного
посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные
подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2
000 человек, покинули архипелаг 19 сентября 1944 года. Некоторые финские
фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в
истории острова.Новый Валаам
В бывшей
усадьбе Папинниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24
июля 1940 г. на территории Финляндии, началась жизнь монастыря, который
впоследствии получил название Новый Валаам. Решение о покупке было принято,
когда при осмотре одной из комнат неожиданно была обнаружена небольшая икона
преподобных Сергия и Германа Валаамских.С 1945 по
1957 г. Ново-Валаамский монастырь находился в юрисдикции Русской Православной
Церкви, после чего Ново-Валаамская обитель была передана Финской Церкви. В
связи с этим по ходатайству митрополита Новгородского и Ленинградского Григория
(Чукова), власти Советского Союза разрешили валаамским инокам вернуться на
родину. Семь монахов с Нового Валаама стали насельниками Псково-Печерского
монастыря. Вот их имена: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука
(Земсков), игумен Геннадий, монах Сергий, монах Борис (в схиме Николай,
Монахов), иеромонах Иоанн (в схиме Лавр) и монах Гурий (в схиме Герман,
Соколов). Бывший келейник старцев, архимандрит Кенсорин, говорил, что «эти
старцы – соль земли… Они были путеводителями, т.е. они берут, как бы за руку
свое духовное чадо и ведут ко спасению… Я прихожу к такому убеждению, что если
монашество рухнет, то мир без монашества не сможет существовать»25.Запустение. Валаам в 1940-1980-е годы
Стаpый же
Валаам на долгие годы был обречен на забвение. Осенью 1944 года на опустевший
остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для
обеспечения фронта молочными продуктами. Для Валаама начиналась новая жизнь:
без церквей и службы, без колокольного звона и молитвы, жизнь суетная и
хлопотливая. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух
лет (1952–1984) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых.В
Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась
живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена пред
мощами великих Валаамских подвижников, хранились овощи. В алтаре Успенской
церкви открыли магазин. В Воскpесенском скиту обосновалась туристическая база.
«На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как
легкодоступное топливо», – пишет современный автор В.Р. Рывкин. По
воспоминаниям островитян, «директор дома инвалидов разбирал и сжигал
деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель
сельсовета жег старые церковные книги и иконы». В 1950-е годы был сожжен
деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская
пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита
к середине 1950-х годов остались только фундаменты.Последняя,
Покровская часовня, как и многие другие, сгорела не во время военных действий,
а в мирное лето 1982 года (ныне, как и Владимирская, отстроена заново).
Возрождение обители
Конец 80-х
годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом
православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и
Новгородского Алексия (ныне Патриарха Московского и всея Руси, священноигумена
Валаамского монастыря Алексия II) 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии
решил «передать в пользование» Ленинградской епархии
Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме
Воскpесенского и Гефсиманского. Наместником обители был определен архимандрит Виктор
(Пьянков), впоследствии епископ Подольский.Первые шесть
насельников – иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим,
послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил), прибыли на остров в
ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов
(«Морской дом»).С приездом
монахов постепенно затеплилась духовная жизнь на острове. Возобновились службы
в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались
монастырские реставрационные работы. 25 мая 1990 года, на Вознесение Господне,
митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил главный престол нижнего
собора. Новое важное для обители решение о возвращении всех храмовых и
административно-хозяйственных зданий было принято Верховным Советом Карелии в
1990-1991 годах.С 1990 года
Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть он перешел в
непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II. Несмотря на свою занятость, Святейший Патриарх почти
ежегодно отмечает день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских
чудотворцев, торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе. Во
время посещения Валаамского монастыря Его Святейшество подробно знакомится с
жизнью братии, как в монастыре, так и в скитах, беседует с братией.С января 1993
г. монастырскую братию возглавляет игумен Спасо- Преображенского Валаамского
монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), ранее состоявший в братии
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на послушании эконома. Братия за это время
значительно возросла, теперь она составляет около 150 человек. Возрождаются
традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот,
сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства,
издание духовной и церковно-исторической литературы.В мае 1991
года братия обители обрели великое духовное сокровище – нетленные благоухающие
мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Отец Антипа
родился в Молдавии в селе Калоподешта, подвизался на Святой Горе Афон, был
одним из основателей румынского скита Продромос. В 1992 году Священный Синод
Румынской Православной причислил к лику святых Румынской Православной Церкви
преподобного Антипу Калаподештского. По благословению Его Святейшества в 2000
году имя преподобного Антипы Валаамского было внесено в святцы русской
Православной Церкви (память 10/23 января). Отныне Валаамская обитель получила
еще одного молитвенника у Престола Божия. Мощи преподобного Антипы Валаамского
помещены в раку, которая установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия
и Германа, Валаамских чудотворцев. Братия и паломники обращаются к преподобному
старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь
и исцеления от болезней.В 1996 году
престольный праздник монастыря – день памяти преподобных Сергия и Германа, был
отмечен особыми торжествами. Обитель посетили Патриарх Алексий II и впервые в
истории Валаама – глава Поместной Православной Церкви, митрополит всея Америки
и Канады Феодосий, который передал монастырю бесценный дар – частицу мощей
преподобного Германа Аляскинского, а Святейший Патриарх – большую икону
святого.17 июля 2002
года в Валаамском монастыре состоялось духовное торжество – встреча игумена
афонского монастыря Ватопед архимандрита Ефрема с братией и паломниками.
Архимандрит Ефрем привез в дар обители храмовый образ, список с чудотворной
иконы «Пантанасса» («Всецарица»), который был специально
написан для монастыря и освящен на Святой Горе Афон. Архимандрит Ефрем принес в
дар Валаамской обители мощи почитаемого Афонского подвижника благочестия старца
Иосифа Исихаста.В силу
сложившихся исторических обстоятельств, почти все сохранившиеся после
неоднократных разорений Валаамской обители святыни и реликвии оказались вне
Валаама или были безвозвратно утрачены в послевоенное время. Поэтому огромное
значение для возрождающейся обители имело обретение древней святыни –
креста-мощевика с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона,
который был выкуплен из частной коллекции и передан в дар Валаамскому монастырю
благотворителем. 22 апреля 2004 года на Московском подворье состоялась
торжественная передача уникального креста-мощевика. Древний крест с вложенной в
него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона – родовая
святыня бояр Нащокиных.По
благословению Его Святейшества (4 июля 1999 г.) было установлено Празднование
Собора Валаамских святых, на второй день после Преображения, престольного
праздника обители. Одно из значительных событий для обители произошло летом
2000 года, когда на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
были прославлены 34 преподобномученика XVI в.; новомученики и исповедники XX
века: святитель Феофан Соликамский (Ильменский), преподобномученики Арефа
(Митренин) и Иеремия (Леонов). 27 декабря 2000 года на заседании Священного
Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в Собор
новомучеников и исповедников Российских ХХ века от Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря имена иеромонахов Патрикия (Петрова) и Сергия
(Гальковского), иеродиакона Андроника (Барсукова), монаха Тавриона
(Толоконцева). 11 мая на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых
было принято решение о включении имени преподобного Назария (Кондратьева),
местночтимого святого Тамбовской епархии в Собор Валаамских святых. В октябре
2004 года по благословению Святейшего Патриарха в Собор Валаамских святых были
включены имена новомученика и исповедника Афанасия (Егорова),
преподобномученика Иувеналия (Говорухина), канонизированного Американской
Православной Церковью и преподобного старца Илии (Чеботарева),
канонизированного 29 декабря 2003 году в Екатеринбургской епархии.В 2002 году
Святейшим Патриархом была освящена первая в России церковь, посвященная в честь
Валаамской иконы Божией Матери, устроенная после усердных молитв всего братства
в помещении некогда упраздненного Никольского храма во внутреннем каре
монастыря, где в 1897 году и была обретена чудотворная икона. В 1997 году,
через сто лет, в связи с постоянным почитанием верующими этого образа, Его
Святейшество установил совершать празднование иконы Божией Матери
«Валаамская» 14 июля. Сейчас Валаамская икона Божией Матери является
одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед
иконой служатся молебны, происходят исцеления.Новым этапом
в истории возрожденной обители стало создание Попечительского совета по
восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которое возглавил
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году были
завершены реставрационные работы по восстановлению живописи собора на площади
свыше 5 тысяч м². Освящение главной святыни монастыря было совершено
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 19 августа 2005 года, в
день Преображения Господня – престольный праздник обители.В начале XX
века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время
восстановлены одиннадцать скитов.