Поэма Некрасова «Кому жить на Руси хорошо» — энциклопедия народной жизни

Дата: 12.01.2016

		

Поэма Некрасова «Кому жить на Руси
хорошо» — энциклопедия народной жизни

Поэму
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» принято называть поэмой-эпопеей.
Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полностой изображающее
целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение
пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая
материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает
народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от
крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешала
смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа.
Жизнь крестьян.

С
необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все
невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и
суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, «освободившую»
крестьян, они оказалисьеще в худшем положении: не имея своей земли, они попали
в еще большую кабалу.

Через
всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой
крестьянской доле, о крестьянском разорении.

Этот
мотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска-беда измучила» с
особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении.
Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов
использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного
творчества.

Однако,
напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает
красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и
пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью
рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:

Уезда
Терпигорева,

Пустопорожней
волости,

Из
смежных деревень — ,

Зашгатова,
Дырявина,

Разутова,
Знобишина,

Горелова,
Неелова —

Неурожайка
тож…

В
поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и
«счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», и
«голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы» — все люди
«досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».

Перед
нами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными
холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную
человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря
Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и
другие. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к
самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина
«искать правду», но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская
Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут
сказать такие слова:

Не
надо мне ни серебра,

Ни
золота, а дай Господь,

Чтоб
землякам моим

И
каждому крестьянину

Жилось
вольготно, весело

На
всей святой Руси!

Например,.в
Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца,
крестьянского «праведника». Яким Нагой способен глубоко понять то, в
чем состоит сила и слабость крестьянской души:

У
каждого крестьянина

Душа,
что туча черная,

Гневна,
грозна — и надо бы

Громом
греметь оттудова,

Кровавым
лить дождям

А
все вином кончается!

Яков
Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как. и все крестьянство. Но,
наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками),
Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной
жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих
условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

Примечателен
и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу
справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой
показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не
делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата,
назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает
самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое
выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском
народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.

Однако,
непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий
— богатырь святорусский«. Убийство немца -притеснителя, произошедшее»
стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты,
которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны
помещиков.

Савелий-богатырь
является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря,
ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества
как: искренняя любовь (к Матрене Тимофеевне), сила духа, чувство человеческого
достоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. —

Именно
такие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел,что
пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С
болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в
его будущее, с верой в «сокрытую искру» могучих внутренних сил:

Рать
поднимается

Неисчислимая,

Сила
в ней кажется несокрушимая.

Крестьянская
тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся система процветания посвящена теме
поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и «счастливую»
крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы
пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь
многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам,
самым обездоленным и забитым существам на Руси.

Конечно,
в поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного Якова
верного», который сумел-таки отомстить своему барину, или работящих
крестьян из главы «Последний», которые вынуждены ломать комедию перед
старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и
еще много других образов..

Все
эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы,
перекликаются друг с другом. Поэтому-то ж можно, я считаю, назвать поэму
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» энциклопедией народной жизни.
Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к
выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, написанная на
ольклорном материале, создает впечатление народной песни, исполняемой на многие
голоса.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий