Бумажные денежные знаки как источник изучения финансово-экономических отношений
Бумажные денежные знаки как источник изучения финансово-экономических
отношений.Общие подходы к изучению бумажных денежных знаков и бон
Бумажные денежные знаки относятся к государственным документам, играющим
важную роль в системе социально-экономических и политических отношений как
внутри страны, так и между государствами. Они являются строго
документальными, объективными свидетельствами многих исторических событий в
жизни общества.
В денежных знаках эмитент выражает свою идеологию с помощью эмблем
(гербов), девизов, текстов, рисунков, орнамента, печатей, а также других
элементов и свойственных денежным знакам признаков. По сравнению с монетой
бумажные денежные знаки дают больше возможностей для выражения политических
взглядов и интересов. Изучение элементов, признаков на бумажных денежных
знаках, бонах породило особую дисциплину — бонистику1.
Специфический характер исторического развития нашей страны, которая менее
чем за сто лет сделала скачок от феодализма к капитализму, а затем — от
капитализма к новому общественному строю, вызвал серьезные пертурбации в ее
денежном обращении. Пожалуй мало, где в мире были такие обширные по объему
и разнообразию выпуски денежных знаков и бон, как в нашей стране.
Наибольшее их количество приходится на период гражданской войны 1917 — 1920
гг.
Некоторые эмиссии периода гражданской войны в номинальном исчислении
достигали астрономических сумм, исчислявшихся в миллиардах и триллионах
рублей, другие известны только в пробных экземплярах. До сих пор историки
находят боны и денежные знаки того периода, о которых не было ранее
известно.
По неполным данным за период революции и гражданской войны было выпущено
более 14 тыс. наименований бумажных денежных знаков, бон и денежных
суррогатов2. Сейчас эти бумажные денежные знаки как документы прошлого
сохраняются в архивах, музеях и личных коллекциях. Вся эта масса
исторических источников пока еще досконально не исследована.
Фундаментальных исследований по истории обращавшихся на территории России
бумажных денежных знаков и бон нет.
Историк в своей работе должен учитывать огромное значение бумажных денег,
отражающих общественно-экономические условия жизни общества. Бумажные
денежные знаки являются ценным историческим свидетельством и требуют
изучения в совокупности с другими государственными документами.
При изучении бумажных денежных знаков периода революции и гражданской
войны необходимо учитывать то обстоятельство, что любая денежная эмиссия
тесно связана с интересами определенного класса и политической
конъюнктурой. Необходимость подобного подхода подчеркивается в
многочисленных публикациях3.
Для того чтобы исследовать бумажные денежные знаки, боны необходимо
провести их классификацию по определенным признакам. В современной
историографии, в зависимости от цели исследования, классификация бумажных
денежных знаков может быть сделана с разных позиций, а именно со следующих
точек зрения: хронологического подхода; социально-экономической
характеристики природы денежного знака; технико-производственной
характеристики, предполагающей рассмотрение особенностей изготовления того
или иного денежного знака; его внешнего вида4.
Хронологический подход позволяет систематизировать все денежные знаки в
зависимости от даты их выпуска, что дает возможность обособить в качестве
самостоятельного объекта изучения денежные знаки конкретного периода.
Социально-экономическая характеристика природы бумажных денежных знаков
дает основание для их исследования в зависимости от этапа исторического
развития страны, во время которого проводилась эмиссия того или иного
денежного знака; характеристики эмитента; вида эмиссии и ее характера;
принадлежности денежного знака к той или иной форме денег; сферы и
территории функционирования знака5.
При исследовании бумажных денежных знаков в зависимости от этапов
исторического развития могут быть выделены группы знаков, выпущенных в
России в разные периоды. С позиции социально-экономической характеристики
эмитента следует различать денежные знаки, выпушенные правительствами
Российской империи, Временным правительством, советским правительством,
местными органами советской власти, контрреволюционными органами власти,
предприятиями государственного и негосударственного секторов экономики. В
зависимости от вида эмиссии могут быть выделены денежные знаки, выпущенные
в централизованном и децентрализованном порядке.
По характеру эмиссии известны денежные знаки, выпускавшиеся для покрытия
расходов государства, органов власти, а также знаки, эмитированные в
порядке краткосрочного кредитования товарооборота. По принадлежности к той
или иной форме денег могут быть выделены знаки, являвшиеся кредитными или
бумажными деньгами.
По сфере функционирования денежные знаки принято делить на две группы. К
первой относятся денежные знаки, имеющие обязательный всеобщий характер,
т.е. эмитент объявляет знаки своего выпуска обязательными к приему в
платежи, они используются при совершении любых денежных расчетов. К другой
— знаки, обладающие необязательным характером, признававшиеся
действительными лишь внутри предприятий и организаций, выпускавших тот или
иной денежный знак. С учетом территории функционирования их можно
рассматривать как общегосударственные денежные знаки, так и знаки,
обращавшиеся только на части территории страны. Классификация бумажных
денежных знаков России по технико-производственному признаку предполагает
их систематизацию в зависимости от специфики изготовления, используемой
печати, бумаги, краски, способов нанесения защитных признаков,
предотвращавших подделку.
Попытки классифицировать отечественные бумажные денежные знаки были
предприняты еще в 20-е гг. нашего века. За основу классификации одни
исследователи (А. Кобяков, В. Соколов) брали название эмитента (центральное
и местное правительства, предприятия, учреждения), другие (Б. Ушков)
отдавали предпочтение территориально-географическому принципу, третьи (Д.
Санин) учитывали социально-экономическое развитие России6.
Интересную схему предложил известный исследователь Д.А.Сенкевич7. По его
мнению, по условиям и характеру обращения боны разделяются на два класса:
боны обязательные и боны необязательные. В отдельную группу Д.А.Сенкевич
выделил так называемые знаки специального обращения, в которую поместил
денежные знаки, выпускавшиеся в местах лишения свободы, в лагерях
военнопленных, в лагерях НКВД. По эмитентам боны разделяются им на три
категории: общегосударственные эмиссии, обязательные выпуски на местах,
местные необязательные выпуски. Каждая из этих категорий бон имеет свои
подразделения.
Главным недостатком предложенных классификаций бумажных денежных знаков,
бон и суррогатов денег является то, что из поля зрения авторов выпадает то
обстоятельство, что денежные знаки выпускались в период жесткой
конфронтации внутри общества. При хронологическом и территориально-
географическом подходе невозможно установить характер эмитента. Это можно
сделать только при «классовом подходе» к оценке каждой в отдельности
эмиссии денежных знаков8.
Все отечественные денежные знаки, боны и суррогаты денег делятся на две
основные части: к первой относятся все советские эмиссии; ко второй — все
несоветские — эмиссии царской России, контрреволюционных, монархических,
националистических, эсеровских и других правительств, а также эмиссии
оккупантов и интервентов. Каждая часть состоит из разделов, подразделяющих
бумажные денежные знаки в зависимости от их правомочия. Каждый раздел, в
свою очередь, разбивается на группы, включающие отдельные эмиссии по месту
их выпуска9.
Документальные данные об эмиссиях денежных знаков периода гражданской
войны крайне ограниченны. Очевидцы этих событий ушли из жизни, многие
архивные дела в буре гражданской войны погибли. Такая же участь постигла
многие архивы в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим, особое
значение приобретают денежные знаки, способные расширить информационное
поле исследования, ответив на вопросы, связанные с их выпуском: кем были
выпущены денежные знаки, когда, где, в каком количестве, в какой
обстановке, какие претерпели изменения, сколько времени обращались, как
обеспечивались, сколько имелось выпусков10.
Каждый отдельный выпуск на данной территории является или новым денежным
знаком (новой эмиссией) или разновидностью эмиссии. Новые выпуски считаются
разновидностью, даже если незначительно отличаются от прежних. Новым
выпуском не являются денежные знаки, отличия в которых обуславливаются или
типографскими условиями выпуска, или недостатком однородной бумаги11.
При этом важно учитывать, что разновидность — это бона нового выпуска12.
С этой точки зрения осуществляется подход к оценке тех признаков, по
которым, не имея других документов, кроме самого денежного знака, можно
выделить боны другого выпуска.
Прежде чем перейти к их описанию, оговоримся, что в существенном
большинстве случаев мы имеем дело с совокупностью сразу нескольких
признаков. Зачастую признак, который является решающим в одной эмиссии,
может не иметь значения в другой. Изучая конкретную эмиссию, необходимо к
каждому признаку подойти индивидуально, взвесить его значение для
конкретного денежного знака. Для различных эмиссий и признаки, определяющие
новый выпуск денежного знака, могут быть разные, а в отдельных случаях роль
решающего, и порой единственного признака играют даже такие различия, как
величина цифр номера.
Бумажные денежные знаки представляют собой специфическую разновидность
письменных документов, исследование которых требует привлечения знаний
вспомогательных исторических дисциплин.
При внешнем анализе (критике) денежных знаков, который проводят по аверсу
(лицевой стороне) и реверсу (оборотной стороне), следует внимательно
изучить герб (эмблему), разобрать текст, орнамент, филиграни, материал
(бумагу), печати, надпечатки и другие элементы (признаки), расположенные на
знаке.
При исследовании бумажных денежных знаков, бон такой анализ проводился по
всем имеющимся признакам, таким как: эмблематический (геральдический) —
гербы, эмблемы, символические знаки; палеографический — тексты, письменные
знаки, правила орфографии; сфрагистический — печати, перфорации, конгревы;
хронологический — даты; метрологический — соотношение между крупной купюрой
и ее дробными частями; филигранный — водяные знаки на бумаге, материал
(основа), из которого изготовлен денежный знак, бона, суррогат денег;
иконографический — исторические лица, изображенные на денежных знаках;
орнаментальный — графические, живописные украшения; филателистический —
наклеенные марки на денежных знаках; эпиграфический — надпечатки
позднейшего происхождения на денежных знаках13.
Внешняя критика бумажного денежного знака отличается от анализа любого
письменного документа своей спецификой, заключающейся в том, что в отличие
от других письменных источников это — государственный документ, являющийся
средством платежа, обращения и накопления. Он содержит в себе много
различных элементов, признаков (палеографических, орнаментальных,
геральдических и др.), отражающих идеологию эмитента, \»прочесть\»
которые возможно лишь при специальной подготовке. При сравнении с актовым
документом, анализ бумажных денежных знаков более сложен. Так, если при
работе с актовым документом исследователь изучает лишь текст
(палеографический анализ), бумагу (филигранный анализ) и печати
(сфрагистический анализ), то для внешней критики бумажных денежных знаков
нужны еще знания специальных (вспомогательных) исторических дисциплин —
геральдики, хронологии, метрологии, иконографии, эпиграфики, филателии и
орнаментики.
С помощью внешней критики бумажного денежного знака, боны исследователь
выявляет место и время эмиссии, выпуска; государственную принадлежность;
цели и характер эмиссии, выпуска; сроки их обращения и погашения; гарантию
эмиссии, выпуска; оригинал это или копия (фальшивый знак); классовую
принадлежность эмитента; дальнейшую судьбу эмиссии, выпуска14.
Без внутренней критики денежного знака, боны невозможно определить многие
факты, касающиеся денежных знаков: разновидности, тиражность, наличие
других номиналов, метрологию и полную историю эмиссии. Для внутренней
критики бумажных денежных знаков привлекались отечественные каталоги,
специальная, справочная литература, документы, отдельные публикации и
архивы.
Изучение бумажных денежных знаков как исторического памятника требует
своих методов и приемов. Главным методом бонистики становится комплексный
анализ бумажного денежного знака15. При комплексном анализе большую помощь
оказывают методики специальных исторических дисциплин.
Приемы и методы источниковедческого анализа бумажных денежных знаков
Исследуя бумажные деньги по их основным признакам, историки бонисты
получают такие сведения о деятельности эмитента, которых нет в других
источниках. В некоторых случаях бумажные деньги выступают как единственный
документ, характеризующий некоторые стороны политической, социально-
экономической деятельности эмитента.
Природа денежного знака неразрывно связана с функционированием
государства; любое изменение текста, даты, рисунка, подписи и других
признаков на нем свидетельствует об изменениях политического характера.
Изучение этих изменений, установление их закономерности способно внести
дополнения и уточнения в исследуемые проблемы.
Первоначально, при исследовании бумажного денежного знака, необходимо
провести гербовую экспертизу находящихся на нем эмблем и гербов, других
символических знаков, используя эмблематику (геральдику).16 Эмблематический
признак на денежных знаках — решающий при определении эмитента, он
подчеркивает его классовую принадлежность. Одним из первых видов работы с
денежными знаками является определение по гербу, символическому знаку его
государственной и классовой принадлежности17.
Работа с геральдическим признаком на денежном знаке требует особого
внимания, так как даже незначительное изменение в гербе или другом
символическом знаке указывает на изменение эмитента. Герб является особым
видом исторического источника, определяющий новые ценные данные, а гербовая
экспертиза, как необходимая составная часть комплексного исторического
исследования, может дать новое решение отдельных вопросов социально-
экономической истории.
Кроме гербов, которые располагаются на бумажных денежных знаках, большую
роль играют такие элементы, как геральдические и негеральдические знаки,
имеющие различное символическое значение и отображающие определенную
идеологию. К негеральдическим фигурам относятся: естественные фигуры —
человек, животные, птицы, рыбы, солнце, звезды, растения (каждая из которых
передает определенное понятие);18 искусственные предметы (сделанные
человеческими руками) — меч, лук, стрелы, щит, шлем, серп, молот;19
тератологические фигуры — двуглавый орел, дракон, вашпан, имеющие
символическое значение и не существующие в природе20.
Немаловажную роль при рассмотрении геральдического признака на деньгах
играют цвета красок, которые используются при изображении герба или других
символических фигур и предметов. В том случае, когда красками помечено поле
щита либо символического знака, цвет играет определенную роль; в других же
случаях цвета красок, нанесенные на денежные знаки, особой геральдической
роли не играют. В России за многие годы обращения бумажных денежных знаков
сложилась традиция раскраски отдельных купюр, сохранившаяся до начала 90-х
гг21.
В 20-30 гг., в ходе социалистического строительства символическое
значение красок было подчинено идеологии. Социалистическое государство,
создавая свою эмблематику, вложило в понятия цвета революционные традиции
пролетариата. Красный цвет стал символом революции, жизни, тогда как в
дореволюционной России он означал храбрость, мужество, неустрашимость.
Синий цвет, в прошлом означавший красоту, мягкость, величие, при советской
власти приобрел новое символическое значение — верности, доверия. Черный
цвет, в прошлом обозначавший печаль и смирение, при новой власти стал
символом торжественности и траура. Перечисленные геральдические и
негеральдические символы несут смысловую нагрузку, от расшифровки которой
зависит правильный анализ денежного знака, а с ним и правильное понимание
замысла эмитента, его идеологии.
Исследуя гербы и символические знаки на бумажных денежных знаках периода
гражданской войны, необходимо помнить, что они отражали политические,
классовые и идеологические цели, задачи и стремления конкретных
правительств, государств, государственных образований, армий, учреждений,
местных властей и даже частных лиц, выпускавших денежные знаки в обращение.
За короткий промежуток времени на денежных знаках российского государства
появлялись и исчезали всевозможные гербы и символические знаки. Так,
Российская империя имела пять разновидностей государственного герба —
двуглавого орла. Временное правительство — две. Герб РСФСР имел восемь
разновидностей22.
С зарождением новой эмблематики, гербы и эмблемы на советских местных
выпусках денег — означали орудия трудящихся, символы промышленности и
сельского хозяйства, а также изображения характерных особенностей той
местности, где выпускались бумажные денежные знаки. Многие местные
советские выпуски бон были украшены миниатюрами быта трудящихся. Революция
смела старое, традиционное представление о правилах оформления бумажных
денег, а новые только зарождались, поэтому каждый местный совет позволял
своему художнику проявлять свое творчество. Местные советские деньги
представляют особый интерес, как малоизвестные факты символического
понимания \»власти трудящихся\» разными социальными группами населения.
Из-за нехватки денег отдаленные от центра местные Советы рабочих и
крестьянских депутатов использовали найденные в банках и других кредитных
учреждениях денежные знаки прежних властей. Выпуская их в обращение,
местные органы власти ставили на них штампы, надпечатки, где доводили до
населения причину выпуска, сроки обращения. При гербовом анализе таких бон
необходимо обращать внимание не только на гербы прежних правителей, но и на
новые надпечатки и штампы (акцепты), с помощью которых можно установить,
кто и когда выпустил деньги в обращение23.
Среди гербов несоветских эмиссий наиболее распространен был двуглавый
орел (разных вариантов), а также другие атрибуты России — Георгиевский
крест, мечи, копья, орденские ленты24. А.И. Деникин на своих деньгах
поместил двуглавого орла, держащего в лапах молнии и лавровый венок с
Георгиевским крестом павшим. Денежные знаки становились символом власти. В
частности, если на денежных знаках помещен герб царской России при полных
регалиях, значит можно утверждать, что их выпустили явные сторонники царя —
монархисты; при снятых регалиях — буржуазия, поддерживавшая Временное
правительство и идею Учредительного собрания25.
На окраинах России правительства применяли свои национальные символы
местного значения26. Интересен герб на денежных знаках кавказского имама
Узун-Хаджи. Осенью 1919 г. появились его деньги — туманы, с характерными
для Востока геральдическими символами. В центре денежных знаков изображены
весы, на чашах которых расположены: слева — открытая священная книга
мусульман — Коран, справа — зеленое знамя; в центре перекрещенные винтовка
и кавказская сабля; внизу полумесяц и три звезды; вверху над
геральдическими символами — корона монарха27.
Исследование гербов при внешнем анализе бумажных денежных знаков, бон
дает возможность установить государственную принадлежность, классовый и
национальный характер эмитента. Изменение символики достаточно наглядно
отражало исторические процессы, смену правительств, курса и идеологии.
Следующим по значимости шагом является палеографический анализ бумажного
денежного знака, боны. Внешние признаки денежного знака, изучаемые
бонистической палеографией, включают краски, знаки письменности, подписи,
водяные знаки, изменения в тексте, номера серий. Кроме решения традиционных
задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных
методик, палеография дает материал для выводов в области социально-
экономической, политической и культурной истории.
В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью
целого ряда признаков: знаков письменности, используемой бумаги, краски,
изменений в тексте денежных знаков, наличия или отсутствия филиграней,
подписей, цвета, высоты и ширины номеров серий, изменения номиналов. Не
меньшее значение приобретает выявление соответствия этих признаков друг
другу для определенного исторического периода.
При отсутствии на бумажных денежных знаках гербов, эмблем или других
символических знаков, определяющих эмитента, важно выявить палеографические
признаки. Палеография как научная дисциплина, занимающаяся историей письма,
помогает разобраться в графике написания письменных знаков, прочесть
текст28. С ее помощью, возможно выявить принадлежность эмиссии, правомочие
эмитента (общеобязательная или необщеобязательная эмиссия), место выпуска
денег, гарантию выпуска, сроки обращения и погашения, разновидность
эмиссии, оригинал или фальшивый денежный знак, дальнейшую судьбу эмиссии29.
В ходе гражданской войны в России один и тот же денежный знак мог быть
использован различными эмитентами. Известны случаи, когда разные по
классовому характеру эмитенты выпускали одни и те же денежные знаки30.
Вновь выпущенный денежный знак содержал внесенные новым владельцем
изменения. Это могли быть разновидности в тексте, в номиналах купюр, в
номерах серий, в подписях должностных лиц, в бумаге с другим водяным
рисунком, цветом, высотой и шириной номера серии.
При внешнем анализе палеографического признака (совместно с
эпиграфическим) выявляются изменения в тексте, определяется эмитент.
Палеографический признак помогает установить и правомочие эмиссии. Зная
принадлежность эмиссии, можно установить и право обращения денежного знака.
Все это позволяет уточнить последовательность и взаимосвязь исторических
событий в экстремальных условиях гражданской войны, характеризующихся
резкой сменой военно-политических режимов.
В ходе гражданской войны денежные знаки очень редко обменивались на
твердую валюту. Правительство РСФСР гарантировало деньги «всем достоянием
республики», а несоветские местные денежные знаки содержали текст об их
обмене на «общегосударственные кредитные билеты»31.
Советские денежные знаки согласно декрету Совета Народных Комиссаров
РСФСР от 10 января 1918 г. «О введении нового правописания»32 печатались по
правилам нового правописания. На советских общеобязательных денежных знаках
нет букв, которые встречались на местных и внутренних выпусках 1918-1920
гг.: » i «, » Ъ «- ер, » ? » — фита, » » — ижица, » Ъ » — ять. Отдаленные
от центра местные власти не всегда знали о введении нового правописания и
поэтому иногда печатали свои деньги по прежним правилам. Все денежные знаки
несоветских, контрреволюционных, белогвардейских правительств, оккупантов и
интервентов печатались по правилам старой орфографии.
Исследование текстов дает представление и о дальнейшей судьбе эмиссии.
Изменения в тексте на денежном знаке — всегда решающий признак для
выделения разновидности как показателя нового выпуска, новой эмиссии, для
которых изготовлялось новое клише или брались печатные бланки иного вида.
Имеются ввиду случаи, когда текст денежного знака изменяется по содержанию,
по расположению порядка слов (или происходит замена одних слов другими), а
не вариациями величины букв шрифта или их типа, буквенных опечаток или
опечаток в интервалах между буквами. Последние различия не могут и не
должны служить основанием для выделения разновидностей, так как не
указывают на новый выпуск или увеличение эмиссии, а объясняются
исключительно условиями типографской работы в революционное время,
спешностью выпуска, недостатком подготовленных кадров, плохим контролем со
стороны властей или просто хулиганством печатников33.
Подобные разновидности есть в гарантированных чеках Екатеринодара,
отличающихся, при прочих одинаковых признаках, печатным наименованием
владельца счета, а именно Екатеринодарского казначейства и сберегательной
кассы №279, для которых чеки были специально отпечатаны34. И, наоборот,
никакого значения для выявления нового выпуска не имеют различия в величине
букв в грозненских чеках или опечатка — «трир убля» вместо «три рубля». Все
это говорит лишь о плохой работе наборщиков, недостатке шрифта,
корректурном недосмотре, а не о новых, вызванных какими-либо причинами
выпусках бон, служивших показателем изменений в исторических условиях или
сдвигах в экономике, потребовавших нового выпуска35. Иное дело такие
«опечатки», как во втором выпуске Бара, где 3-х и 5-руб. билеты напечатаны
на бланках 10-руб. бон. В этом случае — уже разновидность, так как здесь
присутствует сознательное увеличение выпуска мелких купюр за счет
заготовленных к выпуску крупных.
С помощью палеографического метода новые выпуски можно выявить по
разновидностям серий на денежных знаках. Отсутствуют разновидности в тех
эмиссиях, где, как и в советских знаках или в выпусках многих других
эмиссий, серия и ее номер служили для учета и контроля36. Но имеются и
другие случаи в небольших по размеру и по территории хождения эмиссиях,
когда серии, по большей части буквенные, указывают не на учет и контроль, а
на плановый выпуск бон, следовательно, на новые выпуски. В таких случаях
имеет значение, прежде всего, все ли боны данной эмиссии имеют серии, т.е.
слово «серия» или буквы серии, или нет, и почему эти слова и буквы
появляются. Для характеристики данной ситуации обратимся к конкретным
фактам денежного обращения. Синие чеки Владикавказа 1918 г. имели три
выпуска (III, IV и V) только с порядковыми номерами, затем стали обращаться
чеки со словами «Серия А», время появления которых после указанных выпусков
твердо устанавливается по датам. Во всем остальном этот выпуск тождественен
с предыдущим V выпуском. Никаких серий у него не имеется. Очевидно, что
была произведена новая эмиссия, как разрешенная к выпуску, и особо, как все
выпуски Владикавказа, отмеченная37.
Каждая серия чеков Ставрополя, связана с новым выпуском, на что указывает
соответствие номера серии иному сроку действия чека. Так, 3-я серия
выпущена до 1/I 1919 г., 4-я до 1/III, 5-я до 1/V, т.е. все эти серии —
разновидности. На денежных знаках Минеральных вод указаны буквы серии А, Б,
В, причем, буква А стоит только на знаках 1917 г. («орловках»), а буквы Б и
В — на знаках 1918 г., причем, каждой из этих серий соответствуют и
небольшие изменения в клише (квадратик после номинала прописью) и изменения
качества бумаги. На основании этого сопоставления можно сделать вывод, что
каждой буквенной серии в знаках Минеральных вод соответствует новый выпуск,
а, следовательно, и новая разновидность.
Не меньшее значение имеет место постановки номера и серии на бумажном
денежном знаке. Анализ чеков Владикавказа свидетельствует о том, что у
одних чеков порядковый номер стоит слева внизу и идет снизу вверх, а у
других — в верхнем правом углу горизонтально. Оба чека печатались в местной
типографии, и имеют одинаковый текст. Дальнейшее изучение позволяет выявить
еще несколько признаков, совокупность которых с несомненностью говорит о
двух различных выпусках39. Такое же различие имеется в терских 100-руб.
чеках, среди которых встречаются экземпляры с напечатанным наискось словом
«СрГД», причем, встречается это только на сериях с буквами Г и Д.
Объясняется это тем, что большое количество денежных знаков серий Г и Д
были украдены, а оставшиеся чеки получили указанную допечатку, без которой
серии Г и Д были бы недействительны. И хотя это не новый выпуск, но
любопытный штрих из истории денежного обращения в Терской республике.
Денежные знаки, как исторический источник, позволяют ввести в оборот
персоналии исторических лиц, имевших отношение к экономической политике и к
выпуску бон. Внешний анализ подписей на денежных знаках является одним из
способов выявления эмитента даже в том случае, когда все остальные признаки
остаются без изменений. Известно, что советское правительство использовало
денежные знаки, заготовленные еще Временным правительством. На этих знаках
были текст, герб, рисунки и другие признаки дореволюционной России.
Появились они в обращении в мае 1919 г. с подписью управляющего Народным
банком РСФСР Г. Пятакова. Только по этому признаку (подпись) определялся
советский выпуск денег.
Исследование текстов на бумажных денежных знаках помогает выделить
фальшивый знак. Как правило, разночтение наталкивает исследователя на мысль
о фальшивом денежном знаке, но окончательное заключение о подделке
устанавливается лишь при комплексном анализе филиграней, рисунков, подписей
и других признаков.
Исходя из этого можно утверждать, что палеографический анализ
способствует прочтению всех текстов на денежных знаках. Он дает
определенное представление о месте и времени эмиссии, о государственной
принадлежности, сроках обращения и погашения, гарантии выпуска. Все это
способствует установлению классового характера эмитента.
Бумажный денежный знак, как исторический источник, несет на себе большой
объем скрытой или латентной информации, прочесть которую помогают методы
сфрагистики. Она является важной частью актового источниковедения, однако
ее задачи не ограничиваются одной лишь критикой источника. Печати зачастую
становятся важнейшим источником для изучения истории различных институтов
государственной власти, помогая установить принадлежность выпуска и
проследить участь денежных знаков даже в том случае, когда в каталогах по
отечественной бонистике и справочной литературе отсутствуют сведения.
Основное назначение печати заключается в удостоверении подлинности
документа, который она скрепляет.
К сфрагистическим элементам на бумажном денежном знаке относятся печати,
конгревы и перфорации. Все печати на бумажных денежных знаках, бонах (кроме
перфораций) можно разбить на две группы41. К первой группе относятся печати
на денежных знаках, бонах, по замыслу художника предусмотренные в эскизе.
Это печати государственных банков, местных Советов рабочих, солдатских и
крестьянских депутатов, городских и уездных управ и прочих эмитентов. Ко
второй группе — относятся печати, проставленные уже после того, как деньги
были выпущены в обращение. К ним относятся печати местных органов власти,
местных управ, банков, кооперативов и других организаций, которые, захватив
чужие запасы денег, поставили на них свои печати для «пущей крепости», как
тогда говорили, и выпустили в обращение.
Бонистическая сфрагистика изучает также тисненые печати (конгревы) и
перфорации. Важную роль для изучения истории денежного обращения играет
банковский акцепт на различных государственных ценных бумагах42. Акцепты
ставились на билетах Государственного казначейства (сериях),
Государственных внутренних выигрышных займах, облигациях военных займов и
на облигациях «Займа свободы»43. Такой же характер носят и надпечатки
(грифы о предъявлении) на многих денежных знаках. Подобный гриф допускал
эти знаки к хождению на другой территории, причем, надпечатка и указывала
территорию хождения.
При изучении банковских чеков и денежных суррогатов на основе
государственных процентных бумаг особое внимание необходимо обращать на
акцепт и надпечатки банка или казначейства. Всякое изменение в тексте
акцепта, как и в тексте боны, является вполне достаточным основанием для
выделения разновидностей. Акцепт в первых выпусках чеков Владикавказа
говорит о выпуске на месяц, а в последующих — об обмене «при первой
возможности»44. Обычно изменения в акцепте связаны с другими признаками, но
есть случаи, когда только акцепт помогает выявить новую разновидность
(новый выпуск). Так, обязательства Всевеликого Войска Донского различались
обычно только по номиналам и срокам хождения, между тем как они выпускались
в трех городах: в Новочеркасске, Таганроге и Ростове-на-Дону, причем, на
место выпуска указывает только банковский акцепт на обороте обязательства.
Для выявления новых выпусков денежных знаков имеют большое значение
печати банка на чеках или городские — в выпусках городов. Цвет оттиска и
размер печати в некоторых случаях может указывать на новый выпуск. Для
окончательного вывода необходим дальнейший анализ денежного знака по другим
критериям. Изменение текста печати и герба в центре ее всегда указывает на
те или иные перемены или в эмиссии, или в организации самого выпускающего
учреждения, что в свою очередь, как правило, является следствием изменения
политической обстановки в регионе выпуска.
Так, на синих владикавказских чеках встречаются печати с текстом:
«Владик. Отдел. Государств. Банка» или «Второе Влад.Отд.Народн.Банка». Герб
первой печати — двуглавый орел с короной, второй — тот же орел без короны.
Характер этих печатей содержит прямое указание на изменение в политической
обстановке, происшедшее в период выпуска — произведенную советским
правительством национализацию банков.
Такого же характера печати на екатеринодарских чеках с текстом
Екатеринодарского отделения Государственного банка или краевой конторы
Государственного банка, организация которой связана с образованием
самостоятельного Кубанского краевого правительства. Печать Грозненского
совета рабочих, солдатских и казачьих депутатов на чеках Азовско-Донского
банка несомненно, требует выделения таких бон в особую разновидность, как
отражение того, что чеки, выпущенные «белой властью», обращались и после ее
уничтожения45.
Кроме печатей и конгревов, бонистическая сфрагистика занимается
перфорациями, поставленными на денежные знаки46. На многих денежных знаках
эмитенты ставили перфорации уже в процессе подготовки к выпуску их в
обращение. На бонах Екатеринодарского отделения Государственного банка
образца 1918 г., достоинством в 50 и 100 руб., выпускавшихся от имени
Северо-Кавказской советской социалистической республики, ставилась
перфорация 21 ГБ, что означало: 21-е отделение Государственного банка. При
анализе таких купюр следует обратить внимание, что перфорация ставилась
двух видов: крупная и мелкая. Чеки Азовско-Донского коммерческого банка,
выпускавшиеся в Грозном имели перфорацию с обозначением номинала *25*. Она
ставилась банком перед выпуском денег в обращение.
При анализе перфораций проставленных на бумажных денежных знаках, нельзя
забывать о том, что последние довольно часто аннулировались путем пробивки
или перфорации. Особенно это было распространено на Северном Кавказе
(Владикавказ, Екатеринодар, Грозный, Область Войска Донского). Подобные
признаки имеются на упоминавшихся грозненских чеках. На их лицевой стороне
дважды ставился штамп “Уплачено” (это эпиграфический признак) и
перфоратором пробивались четыре равных отверстия, — что служило
свидетельством изъятия чека из обращения советской властью путем обмена на
совзнаки. Такой способ применялся для аннулирования, изъятия из обращения
местных, частных выпусков денег.
Ставропольским отделением Государственного банка для гашения денежных
знаков применялся довольно любопытный способ — наложение штемпелем слова
«образец» на всех бонах Северного Кавказа, попадавших в его кассу. Этот
штамп не следует смешивать с настоящими образцами бон, которые имеют и
другие особенности. Образцы, обычно односторонние, с особой пробивкой,
выпускались на иной бумаге, чем вся эмиссия47.
Важную роль при изучении социально-политических и экономических событий
периода гражданской войны на Северном Кавказе, отражением которых стала
массовая эмиссия бумажных денежных знаков всевозможными эмитентами, играет
хронологический анализ48. Для эмиссионной политики изучаемого периода
характерен выпуск в обращение огромного количества временных денежных
знаков. Выпуская боны в обращение эмитент надеялся обменять их в скором
времени на единую валюту Российского государства.
При внешней и внутренней критике бумажных денежных знаков, возможно
установить дату — год, месяц, а иногда и день выпуска денег в обращение.
Эмиссии денег в ходе гражданской войны отличаются особой непостоянностью их
эмитентов. Установление точной даты позволяет установить владельца эмиссии.
Зачастую только дата выпуска денег (месяц, а иногда и число) или же сроки
их обращения, погашения становятся решающими факторами при установлении
эмитента, что дает возможность получить дополнительные данные о финансово-
экономической деятельности конкретного правительства, органа власти или
частного лица, выпустившего деньги в обращение.
При проведении хронологического анализа следует обращать внимание на то,
что согласно декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 января (6
февраля) 1918 г. «О введении западноевропейского календаря»49, наше
государство перешло с юлианского на более точный, григорианский календарь,
и разница отставания на 13 дней была исправлена. По декрету первый день
после 31 января 1918 г. стал считаться 14 февраля 1918 г. В то же время
продолжали пользоваться старым, юлианским календарем все эмитенты
несоветских, контрреволюционных, белогвардейских эмиссий.
На бонах имеются даты выпуска их в обращение — печатные или рукописные.
Выпуск мог быть одновременным, и тогда дата его, в значительном большинстве
случаев напечатанная типографским способом, всегда одна и та же и служит
определенным признаком для выделения разновидности. Но такой же единый
выпуск мог быть и длительным по времени выхода самих знаков в обращение.
Это было тогда, когда акцептованные банком чеки выдавались на руки
владельцам текущих счетов, которые и выпускали эти чеки в обращение,
подписывая их и ставя дату от руки или штемпелем. В таких случаях даты были
самые разнообразные и никакого значения для определения разновидности, т.е.
новой эмиссии, не имеют; по этим датам возможно лишь, и то с некоторым
приближением, определить продолжительность хождения бон. Так, не имеют
значения для определения разновидностей все даты на чеках Владикавказа и
Екатеринодара50.
На общеобязательных советских и несоветских денежных знаках даты эмиссии
проставлялись обязательно, иногда даже указывались сроки обращения и
погашения. В то время как на временных бонах указывались даты, до которых
бона могла находиться в обращении и после которой она подлежала изъятию или
обмену. Этот признак, будучи отмечен на денежном знаке, является решающим
для выявления новой эмиссии. Таковы, например, обязательства Всевеликого
Войска Донского (сроки 1/I, 1/III, 1/V), чеки Екатеринодара (3 и 6
месячные), чеки Армавира (июль и декабрь). Многие из таких «срочных» денег
своевременно не выкупались и не заменялись другими, а срок их удлинялся
путем наложения штампа (надпечатки) о продлении срока. Такие надпечатки
служат лишь техническим указанием, что боны своей денежной силы не потеряли
(фактически просроченные боны имели силу и без надпечатки). Широкое и
повсеместное обращение просроченных денежных знаков весьма наглядно
свидетельствует о нестабильном финансово-экономическом положении местных
органов власти.
Многие местные и частные выпуски вообще не имеют дат. Их печатали,
надеясь скоро заменить общеобязательными, поэтому не задумывались о датах и
сроках обращения. О выпуске денег в обращение население оповещалось в
объявлениях, расклеенных по городу, или на страницах местных газет. В
данном случае, чтобы установить примерную дату выпуска, необходим не только
внешний, но и внутренний анализ денежного знака. Если при внешнем анализе
не удается установить дату на боне, то приходится обращаться к каталогам,
документальным публикациям и справочникам. Часть местных и частных бон до
сих пор вызывает сомнение в подлинности и в принадлежности к изучаемому
периоду из-за отсутствия на них даты выпуска и сроков обращения, что при
отсутствии документов об их выпуске не позволяет установить эмитента,
выпустившего данные денежные знаки в обращение.
При хронологическом исследовании денежных знаков, выпущенных имамом Узун-
Хаджи, и имевших тексты на арабском языке, большую помощь может оказать
внутренняя критика. Среди наиболее полных каталогов по выпускам денег
Северо-Кавказского эмирата следует назвать каталог Н.И.Кардакова51.
Дополнительную информацию о некоторых аспектах денежного обращения
северокавказского региона удалось получить, анализируя метрологические
данные бумажного денежного знака. С помощью метрологии решаются некоторые
вопросы критики источника. Метрологический признак в бонистике
характеризует соотношение между крупной купюрой и ее дробными частями.
Например, 1 рубль = 100 копейкам, 1 гривна = 100 шагам, 1 марка = 100
пфеннигам, 1 иена = 100 сенам. Кроме этого, к метрологическому признаку
относятся названия денежных знаков, бон: «банкнота», «расчетный знак»,
«кредитный билет», «обязательство», «бона», «талон», «чек», «марка». Часть
выпусков бон не имеет даже названия, так как выпуская временные,
необщеобязательные бумажные деньги, эмитент надеялся в скором времени их
выкупить путем обмена на общеобязательные, а по тому не заботился о том,
как их назвать.
Метрологическая методика помогает установить место эмиссии, отношение
выпущенных денег к ведущей валюте данного региона, а также государственную
принадлежность денежного знака. Совместно с палеографическим признаком,
метрологический признак помогает, что весьма важно, установить правомочие
эмиссии.
На территории нашей страны в исследуемый период, кроме традиционного
русского рубля, в обращении находились различные по названию
общеобязательные и необщеобязательные бумажные деньги. С вторжением в 1918
г. немецких и австро-венгерских оккупантов появились в обращении немецкие
марки и военные деньги, ост-рубли, австрийские кроны и польские марки. Под
давлением интервентов и оккупантов на временно захваченных территориях
городские управы, частные лица выпускали бумажные деньги на двух-трех
языках (билингвы).
Номинал денежного знака также относится к метрологическому признаку. В
большинстве случаев, будь номинал печатный или рукописный, он является
решающим признаком для определения новой эмиссии. Рукописные номиналы в
этих случаях — всегда строго определенные, кратные, кроме 50 коп., 1, 3, 5
или 10 руб., и часто сопровождаются соответствующей номиналу перфорацией
(Екатеринодар, Грозный).
Но есть и исключения, когда рукописный номинал не служит основанием для
выделения разновидности. Это — так называемые чеки «на произвольные суммы»
Пятигорска и первые два выпуска чеков Владикавказа («белые» чеки). Номиналы
здесь встречаются самые разнообразные, даже в рублях с копейками, а
различные выпуски определяются иным признаком или их совокупностью. Боны на
произвольные суммы встречаются и среди частных выпусков Александрополя и
Таганрога.
Для определения подлинности исторического источника, коим является
бумажный денежный знак, необходимо проводить филигранный анализ денежного
знака52. Выпуская деньги, эмитент старался обезопасить эмиссию от
фальсификации. Для каждого выпуска общеобязательных денег характерна бумага
с определенными филигранями53. По филиграням определяется год, место
выпуска, а также эмитент.
Кроме филиграней, на бумагу, предназначенную для печатания денег, наносят
гильошированную сетку из тончайших и замысловатых линий, которые покрывают
всю плоскость купюры ровным разноцветным узором. Подделать такую сетку
очень трудно. Цветная гильошированная сетка и филигрань — главные
препятствия для фальшивомонетчиков54. В большинстве случаев присутствие или
отсутствие водяного знака, изменение его формы, то или иное качество бумаги
сопутствуют другим, решающим при определении нового выпуска, признакам.
Остановимся на тех водяных знаках, которые играют решающую роль,
присутствие или отсутствие которых, их форма, только и позволяют выделить
бону в особую разновидность. В некоторых случаях такие боны имеют и другой,
обычно малозначащий признак — различные буквы серии. Таковы билеты
Ростовской конторы Государственного банка, в которых только по водяному
знаку, а также по буквам серии определяется место выпуска знака, в данном
случае Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск, Феодосия или
Симферополь. Место выпуска этих билетов номиналом в 1 руб., не имеющих
водяного знака, определяется только по буквам серии55.
По водяным знакам различают и выпуски денежных знаков РСФСР56. Однако
имели место и такие случаи, когда водяной знак и качество бумаги никакого
значения не имели, так как для одного и того же выпуска бралась та бумага,
ввиду ее общего недостатка, которая была под рукой. Таковы денежные знаки
Грозного (разная толщина бумаги, на некоторых экземплярах водяной знак).
В период гражданской войны многие общеобязательные и, в основной массе
необщеобязательные, местные, частные, внутренние боны не имели филиграней.
Бумажные деньги печатали, из-за отсутствия специальных материалов, «на
подручных средствах», используя для этого оберточную бумагу, кожу, картон,
фанеру, шелк57. Кое-где использовали этикетки от спиртных напитков58.
Проводя филигранный анализ денежных знаков, не следует отбрасывать все
боны без водяных знаков, как фальшивые. Отсутствие филиграни на денежном
знаке (если известно, что она на этом выпуске должна быть) — один из
основных признаков при выявлении фальшивого денежного знака. Однако при
изучении бон периода гражданской войны в каждом отдельном случае требуется
изучение и индивидуальная оценка филигранного признака.
На бумажных денежных знаках часто встречаются портретные изображения как
исторических, так и не известных истории лиц. Для определения подлинности
лица на денежном знаке следует применить иконографический анализ.
Иконографический признак в бонистике тесно переплетается с
орнаментальным. Только там, где изображен известный исторический деятель
(портрет, скульптура государственного или политического деятеля,
полководца, художника или писателя), можно говорить о самостоятельном
элементе иконографического признака. В остальных случаях изображение на
денежных знаках человеческой фигуры, например, женщины как символа
республики или самостоятельного государства, относится к орнаментальному
признаку.
Каждая национальная культура вырабатывает свои тенденции в истории
культуры данной эпохи, данного периода развития человеческого общества. По
орнаментальному украшению денежного знака можно определить его
принадлежность конкретному государству, нации59.
Анализ орнаментального признака, сопоставление орнаментов помогает
выявить разновидность выпусков бумажных денег. К орнаментальному признаку
относится также цвет денежного знака. В большинстве случаев различия в
цвете самостоятельного значения не имеют, а лишь сопутствуют другим,
определяющим разновидность, признакам. Однако есть и исключения, так что и
здесь вопрос о цвете, как признаке разновидности, подлежит изучению в
каждом отдельном случае. Так, владикавказские зеленые и желтые чеки с
текстом «дебетовать счет» также отличаются только цветом и буквой серии. 25-
руб. денежные знаки Пятигорского окружного исполкома, во всем сходные,
имеют серии А, Б, В и Г, причем, первым трем соответствует синий цвет, а
серии Г — всегда фиолетовый.
Рамка, как и цвет, тоже является элементами оформления бумажного
денежного знака. Оба этих признака вместе, дополняя один другой, играют
определяющую роль для выявления новой эмиссии. Немало случаев, когда только
рамка указывает на новый выпуск знаков, произведенный со старым текстом
боны и прочими одинаковыми признаками. Рамка в III выпуске владикавказских
чеков состоит из текста о действительности чека в течение 10 дней, а в
последующих выпусках рамка узорная, без текста60.
Список элементов, признаков, имеющихся на бумажных денежных знаках,
бонах, не заканчивается орнаментальным признаком. Для изучения истории
выпуска денежных знаков, изготовленных в виде марок или с применением
почтовых, гербовых и акцизных марок, используются филателистические методы
исследования.
Марки (почтовые, гербовые) как средства платежа — явление не редкое в
истории61. Марки как деньги использовались тогда, когда не хватало
разменных, мелких монет. Тогда эмитент выпускал в обращение марки со
специальными надпечатками, свидетельствующими о правомочии использования
марок вместо разменных монет. Временным правительством на почтовых марках,
выпущенных в честь 300-летия дома Романовых номиналами в 1, 2 и 3 коп. на
оборотной стороне были сделаны надпечатки: «Имеет хождение наравне с медной
монетой». На марках в 10, 15 и 20 коп. – «Имеет хождение наравне с
серебряной монетой».
В период гражданской войны из-за нехватки бумаги, красок, специальных
машин для печатания денег эмитент вынужден был выпускать разменные деньги,
своим видом и размерами напоминающие почтовые или гербовые марки62.
Случаи, когда использовали марку как заменитель монет или бумажных денег,
или же выпускали в обращение бумажные денежные знаки по размеру и типу,
напоминающие марки, не являются филателистическим признаком в бонистике63.
Марки служили лишь материалом для изготовления денежных знаков точно также,
как шелк, картон, винные этикетки.
Марки рассматриваются в виде самостоятельного филателистического признака
в том случае, когда являются одним из компонентов при изготовлении денежных
знаков, бон, когда марки наклеиваются на небольшие листы бумаги и как
деньги, с объявлением их правомочий, с печатями, текстами, номиналами
достоинства выпускаются в обращение. Это так называемые «контролки» Терско-
Дагестанского правительства.
В качестве денежных знаков выпускались контрольные марки, наклеенные на
толстую цветную бумагу: достоинством в 1, 3, 5, 10 руб. — на зеленой
бумаге, 25 и 100 руб. — на красной. Все марки с лицевой стороны были
помечены типографской надпечаткой — датой выпуска «25 января 1918 г». С
оборотной стороны поместилась надпечатка, гласившая о хождении настоящих
марок наравне с денежными знаками. Известны также случаи, когда марки
наклеивались на денежные знаки прежних выпусков и уже как новая эмиссия
выпускались в обращение.
Дальнейшую судьбу эмиссии можно проследить на основе эпиграфического
анализа. К эпиграфическому признаку относятся разного рода надпечатки на
бумажных деньгах, после того как их выпустили в обращение. Это специальные
штампы с текстами, нанесенные ручным или типографским способом, а также
подделки, имитирующие оригиналы бумажных денег, но уже с другим текстом,
гербом, рисунком. Все известные надпечатки на денежных знаках можно
классифицировать по группам: политические, агитационные; экономические;
директивные; памятные, пригласительные, рекламные; курьезные64.
Если в период войн и революций надпечатки на бумажных денежных знаках
ставили чаще из меркантильных соображений, то в мирное время они в основном
делались в агитационных, пропагандистских, политических целях.
В годы гражданской войны часто делалась имитация денежных знаков с целью
подрыва доверия населения к эмиссии «классовых врагов»65. Для подрыва
доверия населения к совзнакам контрразведка генерала А.И.Деникина
надпечатала на захваченные запасы советских денежных знаков агитационные
стихи и рисунки, а затем стала распространять их на советской территории.
На некоторых рисунках изображался контур фиги, внутри которой значилось:
«Посмотри на этот кукиш, ну-ка, что на них ты купишь?», или же: «Обманули
комиссары, кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и
собаки». Или совсем коротко: «Деньги для дураков»66. Советская власть,
когда к ней попадали партии денежных знаков «альтернативных» правительств,
тоже не оставалась в долгу. Шла война на фронтах, шла война валют.
Помимо чисто агитационных, нередко делались и экономические надпечатки на
разного рода заменителях и суррогатах денег — на ценных бумагах, векселях,
займах и купонах к ним. Таковые, выпущенные в обращение Советом Народных
Комиссаров РСФСР с 16 февраля 1918 г., имели клеймо местных Советов,
народных банков, казначейств и других кредитно-финансовых учреждений.
Примером может служить надпечатка на облигации «Займа свободы»,
проставленная каучуковым штемпелем Армавирского отделения Государственного
банка: «За недостатком денежных знаков выпускается… в сумме…р.. коп.
без текущего купона. Управляющий В. Долинский, Кассир Н.Соболев»67.
Денежные суррогаты на основе государственных процентных бумаг в
северокавказском регионе выпускались в 35 населенных пунктах. Об их
изобилии и многообразии можно судить, исходя из того, что из выпущенных с
1917 по 1920 гг. 1080 разновидностей всех денежных знаков, к ним относилось
393, то есть более трети68.
Конечно, надпечатки на денежных знаках более всего характерны для периода
войн и революций. Захватив запасы чужих денег, новые власти в условиях
развала народного хозяйства стремились их использовать, предварительно
проставив свои надпечатки. Но иногда, из-за расстройства экономики и
затянувшейся инфляции, бумажные деньги с надпечатками находились в
обращении наряду с общеобязательными и играли немаловажную роль в
финансовой системе того или иного государства, той или иной власти.
Серьезные потрясения российского общества в начале нынешнего столетия
породили и ряд курьезных случаев в развалившейся финансовой системе. Так,
анархисты-махновцы превратили донскую трехрублевку в шутливую листовку:
«Гоп кума не журись, у Махна гроши завелись. Кто ци гроши не братиме, того
Махно дратиме». На гетманских тысячных гривнах встречался и такой текст:
“На ци гроши не купишь и воши”69.
После завершения гражданской войны, в России не хватало бумаги, и тогда
стали использовать изъятые из обращения бумажные деньги: на них печатались
директивные указания, распоряжения местных властей и даже бухгалтерские
отчеты. Памятные, пригласительные, рекламные надпечатки наносились также на
советские деньги, которые вышли из обращения.
Как видно из приведенных данных, надпечатки на бумажных деньгах помогают
проследить судьбу эмиссии, являясь уникальным историческим источником.
Эпиграфические признаки на денежных знаках раскрывают многие стороны
политической, экономической жизни государства, являются важным фактором
изучения социальной истории.Чем богаче история страны на катастрофические, революционные процессы и
события, чем интенсивнее происходит их чередование и глубже потрясения, тем
круче были зигзаги в функционировании денежных систем, тем многочисленнее
становились выпуски денежных знаков и бон.
Изучая историю той или иной эмиссии, историческая наука разрабатывает
свои методы в исследовании специфических исторических памятников, которыми
являются бумажные денежные знаки.
Исследуя бумажные денежные знаки по их основным признакам, историки
получают сведения о деятельности эмитента, которых нет в других источниках.
В некоторых случаях бумажные деньги выступают как единственный документ,
характеризующий некоторые стороны политической, социально-экономической
деятельности эмитента. Природа денежного знака неразрывно связана с
функционированием государства, любое изменение текста, рисунка, даты,
подписи и других признаков на нем свидетельствует об изменениях
политического и экономического характера. Изучая эти изменения,
устанавливая их закономерности, бонистика вносит дополнения в историческую
науку, вводя в оборот новый, нетрадиционный источник – бумажные денежные
знаки.