Фрэнсис Бэкон родился 22 января 15661 г. в Лондоне, в Йорк-Хаузе на
Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского дрова, сэра
Николаса Бэкона.
Весной 1573 г. мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридж.
Реформация в значительной мере ослабила зависимость от церкви и монашеских
орденов двух основных национальных центров науки и образования Англии.
Оксфорд и Кембридж приобретали светский характер, и здесь обучалась
молодёжь, желающая в будущем получить какие-нибудь государственные
должности. Желая подготовить сына к государственной службе, Николас Бэкон
отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он приобщается к составу
английского посольства. Но вот смерть отца в феврале 1579 г. заставляет
Бэкона возвратиться в Англию, как младший сын он получает скромное
наследство и теперь вынужден серьёзно задуматься о своём будущем положении.
Бэкон поступает в юридическую корпорацию Грейс-Инк, в 15866 г. Бэкон
становиться старшиной.
Между тем юриспруденция была далеко не главным предметом интересов
широкообразованного и честолюбивого молодого юриста. В 1597 г. вышли в свет
произведения, принесшие Бэкону литературную известность, — томик небольших
эссе на религиозные, моральные и политические темы. Иные перспективы
открыло перед ним правление Якова I Стюарта, Бэкона жалуют званием рыцаря,
он назначается штатным королевским адвокатом, в 1607 г. получает пост
генерал-солистора, а ещё через пять лет — должность генерал-аттория —
высшего юрисконсульта короны.
Эти же года ознаменовались и подъёмом его философско-литературного
творчества. В 1605 г. Бэкон публикует трактат “О значении и успехе знания,
божественного и человеческого”, в котором обосновал великую роль наук для
жизни людей и набросал идею их классификации. Параллельно шло обдумывание и
разделов “Великого Восстановления”. В 1609 г. вышел его сборник
оригинальных толкований античных мифов “О мудрости древних”. В 1612 г. им
были закончены “Описание интеллектуального мира” и “Теория неба”.
Фрэнсис Бэкон явился родоначальником эмпиризма. Как и большинство
мыслителей его эпохи, он, считая задачей философии создание нового метода
научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как её понимали
в средние века. Бэкон, рассматривавший познание природы и использование
полученного знания как основу социального благополучия, попытавшийся
представить “онаученное” общество в работе “Новая Атлантида”, настаивает на
том, что возрождать следует не те или иные учения древних, а дух смелого
поиска, присущий их создателям и особенно проявившийся в творчестве
досократиков. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над
природой. Нужно возродить сам естественный разум, природный свет которого —
проницательность — затемнен в настоящее время заблуждениями-идолами. Разум,
очищенный от заблуждений, опираясь на специально проводимые эксперименты,
используя разрабатываемые им правила индуктивного (от частного к общему)
вывода, способен дать полную и полезную практически картину мира.
Наука — средство, а не цель сама по себе; её миссия в том, чтобы
познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений
для блага людей. “…речь идёт, — говорил Бэкон, имея в виду назначение
науки, — не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и
счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек,
слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько
охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и
не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и
природа побеждает только подчинением ей. Итак, два человеческих стремления
— к знанию и могуществу — поистине совпадают в одном и том же…” Бэкону
принадлежит знаменитый афоризм:”Знание — сила”, в котором отразилась
практическая направленность новой науки.
В широком смысле слова философия, по Бэкону, это система всех опытно-
рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека
(другой способности — памяти — соответствует история, воображению —
поэзия). В узком смысле слова философия — учение о видах знания и их
соотношении, учение о методе (органоне) познания.
В бэконовском стремлении обратить взор науки к земле, к познанию
природных явлений, которые нам открывают чувства, сказалась как общая
духовная атмосфера нарождающегося капитализма, так и, в частности,
протестантизм. Бэкон чётко отличает религию от философии. Первая покоится
на сверхъестественном откровении, вторая — на данных органах чувств. В
философии даже основные начала подвергаются обсуждению и проверке, тогда
как в религии основные начала устанавливаются авторитетом. Вместе с тем
Бэкон утверждает, что возможна естественная теология, соответствующая
естественной религии, поскольку устанавливаемая познанием связь природных
явлений указывает на существование божества.
В протестантизме, начиная с самих его основателей — Лютера и Кальвина,
акцент ставится на невозможность с помощью разума постигнуть то, что
относится к сфере божественного, поскольку трансцендентный бог составляет
предмет веры, а не знания. Разведение веры и знания, характерное для
протестантизма в целом, привело к сознательному стремлению ограничить сферу
применения разума миром “земных вещей”. Под этим понималось прежде всего
практически ориентированное познание природы.
Предоставив дело спасения души “одной вере”, Лютер тем самым вытолкнул
разум на поприще мирской практической деятельности — ремесла, хозяйства,
политики. Отсюда уважение к любому труду — как крестьянскому, так и
ремесленному, как к деятельности предпринимателя, так м к деятельности
землекопа. Отсюда же вытекает и признание особой ценности всех технических
и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению
труда и стимулируют материальный прогресс. Особенно ярко всё это видно
именно у Бэкона. Он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах,
а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Знание, не приносящее
практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.
Но для того чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку,
необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные
методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, говорит
Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого
является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль
движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по
Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы.
Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть
должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой
метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит
“наведение”) была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого
универсального значения как Бэкон.
Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная
индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается
присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика.
Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе
наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего
класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по
аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает
строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по
возможности более строгим и тем самым создать “истинную индукцию”, Бэкон
считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый
вывод, но и факты, опровергающие его.
Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами:
перечислением и исключением, причём главное знание имеют именно исключения.
Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное
явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо
признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует,
когда этого явления нет, то этот признак можно считать “формой”, или
“природой”, данного явления. С помощью своего метода Бэкон, например,
нашёл, что “формой” теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Творчество Бэкон оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу,
в которой формировались наука и философия XVII века, особенно в Англии. Не
случайно бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом
для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы
новой науки — Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.
Однако нельзя не отметить, что английский философ сделал чрезмерный
акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль
рационального начала в познании, и прежде всего — математики. Поэтому
развитие нового естествознания в XVII веке пошло не совсем по тому пути,
который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни
был отработан, всё же в конечном счёте не может дать всеобщего и
необходимого знания, к которому стремится наука. И хотя бэконовский призыв
обратиться к опыту был услышан и поддержан — прежде всего его
соотечественниками, однако экспериментально-математическое естествознание
нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить
основой для применения математики к познанию природы.
Есть характерная особенность, одинаково присущая как эмпиризму, так и
рационализму, представителем которого являлся прежде всего Р. Декарт (1596-
1650). Её можно обозначить как онтологизм, роднящий философию XVII века —
при всей её специфике — с природой человеческого познания вообще. Хотя в
центре внимания новой философии стоят проблемы теории познания, однако
большинство мыслителей полагают, что человеческий разум в состоянии познать
бытие, что наука и соответственно философия, поскольку она является
научной, раскрывает действительное строение мира, закономерности природы.
Правда, достигнуть такого истинного, объективного знания человеку, по
мнению философов XVII века, не так-то легко: человек подвержен
заблуждениям, источником которых являются особенности самого познающего
субъекта. Поэтому достигнуть истинного знания невозможно, если не найти
средств для устранения этих субъективных помех, которые Ф. Бэкон называл
“идолами”, или “призраками”, и освобождение от которых составляет предмет
критической работы учёного и философа. Идолы — это различного рода
предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека.
Существуют, по Бэкону, идолы пещеры, идолы театра, идолы площади и,
наконец, идолы рода. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями
людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями,
воспитанием и т.д. Источник призраков театра — вера в авторитеты, мешающая
людям без предубеждения самим исследовать природу. По убеждению Бэкона,
развитию естественных наук особенно мешает догматическая приверженность
Аристотелю, высшему научному авторитету средних веков. Нелегко победить
также идолов площади, источник которых — само общение людей, предполагающее
использование языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все
предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым
опять-таки оказываемся в плену заблуждений. Однако самым опасным
оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой
сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них
всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу,
изогнутость которого искажает всё то, что отражается в нём. Примером такой
“изогнутости” Бэкон считает стремление человека истолковывать природу по
аналогии с самим собой, откуда рождается самое скверное из заблуждений —
телеологическое понимание вещей. Телеология (от греч. Слова “telos”) —
объяснение через цель, когда вместо вопроса “почему?” ставится вопрос”для
чего?”.
Телеологическое рассмотрение природы было в XVII веке препятствием на
пути нового естествознания, а потому и оказывалось предметом наиболее
острой критики со стороны ведущих мыслителей этой эпохи.
В XVII веке происходит процесс, в известном смысле аналогичный тому,
какой мы наблюдали в период становления античной философии. Как в VI u V
веках до н.э. философы подвергали критике мифологические представления,
называя их “мнением” в противоположность “знанию”, так и теперь идёт
критика средневекового, а нередко и возрожденческого сознания, и потому
вновь так остро стоит проблема предрассудков и заблуждений. Критическая
функция философии снова выходит на первый план.1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений в двух
частях. Москва, издательство политической литературы, 1989 г.
2. Философия Учебник для ВУЗов под ред. В.П. Кохановского, Ростов-на-Дону,
“Феникс”,1995 г.
3. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон, “Наука”, 1974 г.