Формирование финансовых средств: нетрадиционные источники финансирования организаций культуры (Контрольная)

Дата: 21.05.2016

		

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ГИТИС)

ПРОДЮСЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по предмету: ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ.

ВЫПОЛНИЛА: СТ-КА 3 КУРСА
РИПС С.М.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
ИГНАТЬЕВА Е.Л.

МОСКВА —1996

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России при формировании финансовых
средств организации культуры и искусства используют метод бюджетного
финансирования. Решающую роль в распределении денежных средств, таким
образом, играют государственные органы и органы местного
самоуправления.

История показывает, что такой метод имеет свои отрицательные
стороны, ибо известно, что “кто платит, тот и заказывает музыку”.
Отсюда, есть опасность стать орудием достижения внекультурных,
государственных целей, которые, к сожалению, далеко не всегда являются
высокохудожественными. Примером может служить тоталитарная Россия 20-
х — 30-х годов, когда пропаганда идеологии была признана первой и
единственной целью организации культуры.
В демократическом государстве таких проблем, конечно, не
возникает. Однако, в современных условиях получить государственные
ассигнования очень тяжело вследствие экономических, политических и
иных причин. Как правило, они намного меньше планируемых, и
временами, организациям культуры приходится сокращать “издержки
производства” даже за счёт качества конечного продукта.
Опыт показывает, что организациям культуры необходимо иметь
некий иной, негосударственный, источник формирования финансовых
средств, чтобы меньше зависеть от неустойчивого положения экономики
России, её политической нестабильности. Это не значит, что надо вовсе
отказаться от бюджетного финансирования. Такая поддержка пойдёт
организациям культуры только на пользу. Но надо иметь побочный
“карман”, откуда можно было бы при необходимости черпать средства, тем
более, что Постановлением Правительства РФ №609 от 26 июня 1995 года
утверждено Положение “Об основах хозяйственной деятельности и
финансирования организаций культуры и искусства”, в котором отмечено,
что “поступление средств из внебюджетных источников не является
основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организациям
культуры”. Однако, привлечь финансовые средства, особенно в условиях
рыночной экономики, очень трудно. И здесь необходимо обратиться к
опытным специалистам фандрейзинга (fundraising — поиск денежных
средств для организаций культуры).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.
ФАНДРЕЙЗИНГОВЫЕ КАМПАНИИ.

Область фандрейзинга — абсолютно новая для нашей культуры —
развита в США более, чем в какой-либо другой стране мира. Это
объясняется тем, что культура и искусство в Америке всегда получали
ничтожные субсидии от государства, и, таким образом, чтобы выжить,
должны были выискивать иные источники финансирования. Государство
способствовало таким методам, создавая необходимые условия, вырабатывая
изощрённую систему льгот и поощрений вкладчикам, будь то
коммерческие структуры, фонды или частные лица. Постепенно, поиск
субсидий или денежных средств — фандрейзинг — вырос в отдельную
профессиональную управленческую область.
В России в настоящие время не существует ни специалистов в
этой области, ни самой области фандрейзинга в его прямом значении.
Однако, подготовка менеджеров и продюсеров организаций культуры и
искусства включает в себя некоторые основные моменты деятельности
по привлечению финансовых средств. Это очень важно, поскольку в
современных условиях культура страны зачастую лишается существующих
ранее гарантированных субсидий со стороны государства.

При поиске и привлечении финансовых средств для организаций
культуры и искусства необходимо прежде всего знать за счёт чего
они вообще могут быть образованны. По действующему в России
законодательству и Положению “Об основах хозяйственной деятельности и
финансирования организаций культуры и искусства“ от 26 июня 1995
года рассматриваемые нами средства образуются за счёт:
“ бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
доходов от платных форм культурной деятельности;
платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и
физическими лицами;
добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по
завещаниям;
кредитов банков и иных кредитных учреждений;
других доходов и поступлений в соответствии с
законодательством Российской Федерации”.
Из вышеизложенного видно, что поле деятельности по привлечению
финансовых средств достаточно обширно.
Существует ряд потенциальных источников формирования финансовых
средств организаций культуры. Наиболее мощный из них — коммерческий
сектор.
Бизнес вкладывает средства в культуру не только по
альтруистическим мотивам, — ему это выгодно. Предпринимательский успех
фирмы, её прибыль не в последнюю очередь зависит от её известности
и успеха в обществе. Пожертвования в сферу культуры и искусства
дают прекрасную возможность получить признание и успех. Кроме того,
государство разработало некоторые льготы в налогообложении, которые
должны способствовать увеличению пожертвований от коммерческого
сектора: Указом Президента РФ №1904 от 12 ноября 1993 г. увеличена
“с 1 января 1994 года доля не подлежащей налогообложению прибыли,
безвозмездно перечисляемая предприятиями и организациями
государственным учреждениям и организациям культуры и искусства… до
5% , а доходов банков и страховых организаций, перечисляемых на эти
же цели, до 3%”. Однако, недостаток Указа заключается в том, что
стимулируя привлечение средств в государственные организации культуры,
у которых всё-же есть гарантированные ассигнования либо из
федерального, либо из местного бюджета, он оставляет без внимания
частные организации культуры и искусства, тогда как именно в их
недрах рождается нечто инновационное, экспериментальное. С другой
стороны, есть опасность того, что ловкие дельцы начнут повсеместно
создавать частные театры и другие организации культуры и
перечислять туда 5% прибыли своих предприятий. В таком случае,
частные учреждения культуры станут просто прикрытием для
налогонеплательщиков.
Таким образом становится ясно, что необходима более гибкая,
утончённая система льгот при налогообложении. В настоящее же время
организации культуры всячески стараются получить гарантированные
государством ассигнования, что открывает реальную возможность
привлечения средств и из других источников. Впрочем, распространённое
мнение, что основным мотивом пожертвований на благотворительные цели
являются налоговые льготы не совсем верно. На самом деле эта
причина не всегда становится главной.
Люди дают деньги потому, что:
1. Они приобщаются к деятельности организации, заражаются её идеями.
2. Они вовлекаются в деятельность организации как её
непосредственные участники.
3. Они жаждут общественного признания своих благородных поступков.
4. Это престижно.
5. Их просит о пожертвованиях кто-то, чьим мнением они дорожат.
Помимо этого существует Федеральный Закон №30 “О рекламе”,
принятый Государственной Думой 14 июня 1995 года, в котором отмечено,
что любое юридическое или физическое лицо может осуществлять
спонсорский вклад (“в виде предоставления имущества, результатов
интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведение работ”[1]) в
деятельность другого юридического или физического лица на условиях
распространения этим лицом рекламы о спонсоре, его товарах. При этом
“спонсорский вклад признаётся платой за рекламу”[2].
Второй источник — благотворительные фонды.
Это организации, создающиеся для финансирования некоммерческого
сектора. Благотворительные фонды начинают свою деятельность с того
момента, когда первый донор вносит в него деньги. Затем средства
инвестируются с целью получения доходов. Часть этих доходов
становится источником субсидирования. Большое распространение фонды
получили в США, где развита мощная инфраструктура, оказывающая
финансовую поддержку организациям культуры и искусства, а также
отдельным творческим деятелям. В Америке существует 6 типов
благотворительных фондов: частные; семейные; трасты (фонды доверия);
профессиональные; фонды community; фонды корпораций. Россия в настоящий
момент располагает несколькими специальными целевыми фондами и идёт
по пути стремительного развития этой области деятельности.
Третий источник — это частные лица.
Пожертвования частных лиц в нашей стране, к сожалению, практически
невозможны вследствие малообеспеченности граждан, отсутствия класса
собственников.
Ещё один источник — наиболее важный и, скорее, традиционный —
государство. Нельзя не упомянуть о нём, т.к. он являет собой основу
жизнедеятельности организаций культуры и искусства.
Как уже было отмечено, поступления могут идти как из
федерального бюджета, так и из местных бюджетов, взависимости от
подчинения той или иной организации культуры. Бюджетные ассигнования
выделяются на определённые цели, оговоренные Положением от 26 июня
1995 года, и не могут быть использованы в иных целях. В основном
эти средства направляются на оплату труда работников (как штатных,
так и привлекаемых по договору), выплату гонораров авторам
произведений, используемых организацией культуры; на содержание
зданий, оборудования, транспорта и т.п.; на проведение капитального
ремонта и на другие затраты, связанные с основной деятельностью
организации культуры, т.е. деятельностью, ”направленной на сохранение,
создание, распространение и освоение культурных ценностей,
предоставление культурных благ населению в различных формах и
видах.”1

Из вышеизложенного становится ясно, что нетрадиционные источники
финансирования организаций культуры, а также стимулы для
пожертвований не очень разнообразны, но всё-таки существуют. В этой
ситуации очень важна деятельность менеджера, продюсера. Главное —
понять и грамотно провести кампанию по привлечению денежных средств
(фандрейзинговую кампанию).
Ежегодная фандрейзинговая кампания — это кропотливый процесс сбора
средств в течение всего финансового года. Такой период времени
позволяет установить контакты с разными денежными источниками,
добиться опрделённых результатов, сравнить их с прошлым годом.
Разумно придерживаться стратегии поиска небольших грантов от многих
источников, чем значительных пожертвований от нескольких доноров. В
последнем случае организация культуры рискует оказаться “банкротом”,
особенно в современных экономических условиях нашей страны.
При обращении к потенциальным донорам необходимо определить
какой тип и размер ассигнований необходимо получить. Это может быть
общая субсидия , которая может использоваться по усмотрению самой
организацией культуры. Субсидия под проект выделяется, как правило,
единовременно и используется на осуществление определённого проекта.
Долевая субсидия выделяется как дополнение к средствам, отчисленным
другими источниками.
Существуют также другие типы поддержки, такие, как завещания,
взносы, кредиты, ренты и т.п., но они не включаются в годовую
фандрейзинговую кампанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, из рассмотренных выше нетрадиционных
источников формирования финансовых средств организаций культуры и
искусства потенциально наиболее эффективен коммерческий сектор. Именно
он платёжеспособен более других. Несмотря на существующую окостенелую
систему налоговых льгот, бизнес всё шире и шире участвует в
финансировании некоммерческого сектора, и в частности, организаций
культуры и искусства. В таких условиях — задача государства
разработать более эффективные законы о налогообложении коммерческих
предприятий и банков; задача продюсера, менеджера — найти способы
привлечения средств в любых условиях.
В принципе, силы всех участников финансирования культурных
проектов (будь то государство, бизнес или продюсер) должны быть
направленны на достижение единой цели — сохранение и развитие
культуры и искусства. Если общество поймёт этого, то Россию ждёт
великое будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ
и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ об основах налоговой системы в РФ. — М, 1992.

2. Как просить деньги на культуру. — С.-П.: ”Нотабене”, 1995.

3. Налог на прибыль: изменения и дополнения в 1994 г. — М, 1994.

4. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования
организаций культуры и искусства. — МК РФ. — М, 1995.

5. Указ Президента РФ от 12 июня 1993 г. №1904 “О дополнительных
мерах
государственной поддержки культуры и искусства в РФ”

6. Федеральный Закон №30 от 14 июня 1995 г. Ст.2864.“О рекламе”,
ст.19.”Спонсорство”.
————————
[1] Федеральный Закон №30 “О рекламе” от 14 июня 1995 г. —
Ст.19.Спонсорство.
[2] Там же.
1 Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования
организаций культуры и искусства. — МК РФ. — М, 1995.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий