Роль злого начала в судьбе человека (По трагедии «Фауст» И. В. Гете)

Дата: 12.01.2016

		

Иоганн Вольфганг Гете является основоположником
немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил
после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является
точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той
эпохи. Трагедия «Фауст» стала произведением Гете, в котором автор делится
своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых
лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в
себе трагические ошибки.

Начинается трагедия «Фауст» «Прологом
на небе», где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая
философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог
приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога
провести эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и «жрать… прах
из башмака». Бог в данном споре является носителем оптимистического
взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, который
не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется
на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и
ничтожного.

Доктор Фауст — ученый-энциклопедист, почитаемый среди
народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная
опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал,
ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефистофель. Гость
едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто
проникает в глубину терзаний Фауста. Мефистофель обещает открыть Фаусту все
радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью
остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они
отправляются странствовать.

Мефистофель — воплощение злой мудрости. Он досконально
знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями.
Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и
переживания, но ему не удается устоять против чар любви. Но и любовь не смогла
дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и странствия продолжаются.

В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию
смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в бескорыстном служении людям.
Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель
понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и
земным.

Трагедию «Фауст» следует рассматривать не
как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведение, ее
можно также отнести к нашему времени и к будущему человечества с его надеждами
и горестями. Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому

что это борьба между добром и злом, которые живут в
каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не
останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и
обогащаться самому вместе с окружающим миром:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Путем вечного поиска и вечной работы над собой
виделось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над
физической, но и над духовной смертью.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий