Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни

Дата: 21.05.2016

		

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

кафедра философии

РЕФЕРАТ

Философия Канта.
Докритический и критический
периоды жизни.

Выполнила:
аспирантка
заочного отделения
каф. денег и ценных бумаг
Петренко Светлана Николаевна

Проверил:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1999г.

Содержание

Введение…………………………………………………………
………………………………………………………………….
………………………………………………………3
Глава 1. Развитие философских взглядов
Канта…………………………………………5
Глава 2. Новый поворот в философских исканиях Канта…………….9
Глава 3. Путь
критики……………………………………………………………
…………………………………………………………….12
Глава 4. Завершение системы критической философии……………….21
Заключение……………………………………………………….
………………………………………………………………….
…………………………………………….23
Список использованной
литературы…………………………………………………………
…………………………..24

Введение

Самый главный предмет в мире
— это человек, ибо он для
себя — своя последняя цель.
Право человека должно считаться
священным.

И. Кант

Иммануил Кант (1724 — 1804) титан философской мысли всех времен.
Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философа
Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его
творчества. Канта принято называть «родоначальником немецкой классической
философии». Действительно, почти все виды классического и современного
философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его
труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном
развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед
рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,
которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают с
Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в
истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой
природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает
о вселенной, но главная тема для него — человек. Он размышлял о законах
бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи
Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они
звучат на данном этапе развития человеческого общества — в период
гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.
Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и
разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимо
отметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую в
голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально
подготовленные листы, чаще — первый попавшийся на глаза клочок: только что
поступившее письмо, счет от торговца и т.д. На таких клочках можно найти
поражающие глубиной идеи — прозрения, которые обгоняют систематизированную
мысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, и
заготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершенным
произведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые свои
лекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику — по Майеру,
метафизику — по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновение
записывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободных
местах, даже в тексте между строчками, все то, что приходило ему в голову в
этот момент. За многие годы преподавания принадлежащие ему учебники
оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера
«Логика» составили почти целиком содержание шестнадцатого тома
академического собрания сочинений. А все черновые наброски составляют
десять томов — больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Канта
отсутствуют, но на основании целого ряды признаков публикатору кантовского
рукописного наследия Э. Адикесу удалось не только рассортировать материал
тематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическом
порядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научным
дневником Канта. Для того, чтобы составить верное представление о
характере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до
настоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Таким
образом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу
— любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо
внимательного изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы
философа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие
мысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других,
дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведения
о его жизненном и творческом пути.
Данный реферат не претендует на всестороннее и исчерпывающее
рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена прежде всего
описанию жизни ученого. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его
духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина — процесс.
Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретен
абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь —
непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,
когда мысль вышла из — под его контроля.
Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетом
традиционного деления творческого пути Канта на два периода: докритический
и критический. Границу между ними различные исследователи определяют по —
разному. Одни считают такой границей середину 60-х годов XVIII века, другие
— приблизительно 1770 год. По — видимому, допустимы обе точки зрения, так
как переход Канта с одного этапа на другой происходил постепенно, путем
долгих и часто мучительных духовных исканий. Первый этап — так называемый
«докритический» или «догматический». В этот период философ занимался
главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных
гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно
которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из
существования «первоначальной туманности». В это же время философ высказал
предположение о существовании большой вселенной галактик вне нашей
галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате
приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В
философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного
совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести
различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние
в эти годы сам Кант называл «догматическим сном». Он мыслит как догматик,
преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с
опытным знанием. Второй этап — так называемый «критический». В данный
период сформировалась специфическая кантовская философия, заложившая основы
всей немецкой классической философии. В работах этого периода
последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика
и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа
сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей
человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием
скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных
величинах, осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением». В этот
период он придает большое значение использованию в философии опытного
знания. Объем данного реферата не позволяет уделить должное внимание
исследованию всех подробностей жизни и творчества Канта. Поэтому, в ней
рассмотрены лишь наиболее значимые эпизоды и наиболее важные его
произведения, характерные для каждого из этапов.

Развитие философских взглядов Канта.

22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга
Канта родился Иммануил Кант. В семье было пятеро детей. Маленького
Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и
пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать —
Анна Регина — старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье,
разбудить пытливость и воображение. “Никогда не забуду своей матери. Она
возлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мне сердце
впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее
поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь”. Эти
слова были сказаны Кантом на склоне лет.
В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету
друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в
государственную церковную гимназию — «коллегию Фридриха», на латинское
отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в
неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский
языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились
факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому
языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным
способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из
лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал
священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся
античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям
религиозного культа.
Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский
университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился,
так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому
факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре
факультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относились
к «высшим», а философский — к «низшим». Согласно приказу Фридриха
Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высших
факультетов, так как «солдатскому королю» нужны были прежде всего грамотные
служащие, а к философии он относился достаточно скептически. Первые
биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако, проанализировав
перечень предметов, которым будущий философ уделял наибольшее внимание,
можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете.
Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и
философии. Сильное влияние на становление Канта в этот период оказал
профессор Мартин Кнутцен. От него молодой человек впервые услышал имя
Ньютона и под его руководством на четвертом году обучения принялся за
первое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работу Кант писал
три года — с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной оценке
живых сил». Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром в
споре картезианцев и лейбницианцев об измерении кинетической энергии.
Создавая эту работу, Кант, по — видимому, не знал, что уже в 1743 году
Даламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=mvv/2.
Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако
работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о
связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения. «Мысли …»
печатались с 1746 по 1749 год. После выхода книги в свет, Кант посылает по
экземпляру швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математику
Леонарду Эйлеру, однако, ответа на эти почтовые отправления он не получил.
Возможно, причиной тому послужил описанный выше промах молодого ученого. И
все же юношеская работа Канта интересна не только как эпизод его жизни. Она
вошла и в жизнь науки. Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту
известности и уступает, естественно, по масштабу более поздним его трудам,
уже в этой работе проявилась характерная черта всей его философии —
соединение бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным
компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.
В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает
Кенигсберг. Однако, его странствия ограничиваются пределами Восточной
Пруссии. В глухой провинции философ пробует себя в роли домашнего учителя
последовательно в трех семьях: пастора деревни Юдшен в Литве, богатого
помещика под Остероде и графа Кайзерлинга. В Прусском захолустье Кант
приобрел педагогические навыки, прошел школу житейского опыта. Свободный
доступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундамент будущей
научной деятельности. В этот период Кант написал рукопись по астрономии
«Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование
небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в
соответствии с теорией Ньютона». Статья была написана на конкурсную тему,
предложенную Прусской академией наук, но молодой ученый не решился принять
участие в конкурсе. Статья была опубликована только 1754 году после
возвращения Канта в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета 1754 года,
Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, —
«Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи
были как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоре
написан. Его окончательное название гласило «Всеобщая естественная история
и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое
происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Трактат вышел
анонимно в 1755 году, и вскоре в одном из гамбургских изданий появилась
одобрительная рецензия. Работа представляет собой своеобразную попытку
сочетать пытливость натуралиста с привычными с детства догматами церкви.
Приступая к изложению космогонической системы Кант озабочен одним: как
согласовать ее с верой в бога. Философ убежден, что противоречия между его
гипотезой и традиционным религиозными (христианским) верованием нет.
Однако, очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних
материалистов — Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что
первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного
вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механистических
причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша
солнечная система. Таким образом, философ отрицал за богом роль «зодчего
вселенной». Однако, он видел в нем все же творца того первоначально
рассеянного вещества, из которого (по законам механики) возникло нынешнее
мироздание. Проблемой, которую Кант не смог решить естественно научным
путем, была проблема возникновения органической природы. Философ признавал
что, законов механики недостаточно для понимания сущности жизни.
Естественно, что возникновение живой природы он объяснял также
существованием и деятельностью бога.
К концу 1755 года Кант был уже автором двух статей и двух серьезных
трактатов по вопросам космогонии, приобрел некоторую известность в ученых
кругах Пруссии, однако все еще числился студентом, или, точнее, кандидатом
(так в Германии именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебном
заведении, но не завершившие должным образом свое образование). Задумываясь
о будущем, Кант видел себя университетским преподавателем. За годы работы
домашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для начала
академической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишь
ученую степень. 17 апреля 1755 года Кант подает на философский факультет
магистерскую диссертацию «Об огне» и через четыре недели сдает устный
магистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университете
состоялся торжественный акт возведения молодого философа в ученую степень.
Однако, получение степени магистра не означало автоматического принятия в
состав преподавателей университета. Для того, что бы получить право читать
лекции, Канту предстояло пройти габилитацию (так именовалась защита
специальной диссертации в публичном диспуте). Новая диссертация Канта
называлась «Новое освещение первых принципов метафизического познания».
Защитив ее, ученый получает звание приват-доцента, т.е. внештатного
преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую свою
университетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику,
естествознание. Затем к ним прибавилась физическая география, этика и
механика. В то время не создавалось культа из узкой специализации, и
будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Его
лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальная
нагрузка составляла 16-ть, а максимальная — 28-мь часов в неделю.
Естественно, что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет.
Самым значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию
«Физическая монадология», которую Кант написал, безрезультатно претендуя на
экстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает все время
и все силы, но безбедное существование обеспечено. В этот период
естественно — научные материи по — прежнему занимают доминирующее положение
в духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к
философии. Первой собственно философской работой была габилитационная
диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В
ней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания.
Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его
познания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта
содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний
не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с
поведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема
свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта.
Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он
понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к
воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к
выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как
все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними
— значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает
лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенных
деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, ему
ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей
устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.
Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала
война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия
потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими
войсками. В составе Российской империи появилась новая административная
единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской
императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета
принес присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное
население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались.
Напротив, к обычным лекциям прибавились еще и занятия с русскими офицерами.
Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы
философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие
известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа
Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской
столице своего отца генерала В.И. Суворова.
В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся
место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою
кандидатуру по настоянию давнего благожелателя — пастора Шульца, который
стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти
кандидатов Академический совет выбрал двух — математика Бука и Канта.
Однако, окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа.
Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по
преподавательскому стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство.
Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в
губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным
сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что
Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение
данного вопроса, предпочел передать кафедру философии математику Буку,
равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В
этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его
творчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские
годы, свою приверженность к вольфианству «догматическим сном». Он запретит
пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как «Опыт
некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и «Мысли магистра Иммануила Канта
… по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа» (1760), в
которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал
мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой
отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что
подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель сама по себе»,
которую он развивал в более поздние годы.

Новый поворот в философских исканиях Канта.

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую
роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его
критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо.
Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Ньютоном». Если по
влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,
устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему
заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии
называл еще и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог ему
пробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как человека и
моралиста, Юм подтолкнул его новым теоретико-познавательным поискам,
пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.
В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,
брошюру — приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном
естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят
философский вопрос. Брошюра называлась «Ложное мудрствование в четырех
фигурах силлогизма» и содержала первую попытку критики формальной логики,
служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское
преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной
деятельности человека для познания, и был убежден, что возможности
выведения одних понятий из других путем построения умозаключений
бесконечны. В этой работе он серьезно задумывается над тем, как ввести в
философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в
1762 году работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии
и морали». Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской
академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана ее
почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой
работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном
многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя
указанную проблему ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не
написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который
Ньютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворные
результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,
отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, —
это не только показания чувств, но и «внутренний опыт», непосредственно
очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему
становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает
важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя
смешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Грядущую философскую
революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате «Опыт
введения в философию понятия отрицательных величин». Внимание мыслителя
привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений
— установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическим
и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может
быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность
состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое — либо
высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в
результате чего получается ничто. Иное — реальная противоположность,
которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет
другое, но следствием будет нечто реально существующее.
В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на которого
тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическом
факультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писал
неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта — Галлеру и Попу. Это был
Иоганн Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене.
У Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы — метафизику, мораль,
логику, математику, физическую географию. Старательно записывал их, приводя
дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его записи — аккуратные,
ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа. На
основании этих конспектов и работы Канта «Единственное возможное основание
для доказательства бытия бога», вышедшей в конце в 1762 года, можно судить
о том, какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант говорит
о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не
можем убедится в его существовании. Исследователю остается положится на
разум: только система рассуждений (Кант приводит ее в своей работе)
приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое
существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к
религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия — разные
вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При
воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать
понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет
хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре
послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон
человеческого поведения — «поступай в соответствии со своей моральной
природой».
В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и
уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в
научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,
аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.
Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году «Наблюдения над чувством
возвышенного и прекрасного» принесли ему славу модного автора. Но он все
еще приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлине
понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из
министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение
занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в
Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шел к ней
прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было
обещано «весьма умелого и со всеобщим успехом преподающего доцента Канта
выдвинуть при первой же возможности». Значительное место среди работ этого
периода занимает работа «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики»,
экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а
скорее эссе, посвященное деятельности Иммануила Сведенборга, человека
необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился
своими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старость
объявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь.
«Грезы …» примечательны тем, что на одну доску с «духовидцами» Канта
ставит и приверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят и
свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он смеется не только над
визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людей
науки полагаться только на опыт, представляющий собой «альфу и омегу
познания». Таким образом Кант прощается с вольфианской метафизикой,
приверженцем которой он был ранее.
К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в
Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать
«Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за ее
пределами». Кант включен в сборник, и автор обращается к нему за
необходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работу
в Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять только
что созданную кафедру теоретической философии. Кант отклоняет это
предложение. Другое приглашение, пришедшее в январе 1770 года из Иены, тоже
было отклонено. Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философ
ссылается на привязанность к родному городу, а также на «возможные
проблески близкой вакансии» у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечта
Канта сбылась. Специальным указом короля он был назначен ординарным
профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить еще одну
формальность, без которой назначение было недействительно: необходимо
защитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась «О форме и
принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». В ней был
зафиксирован новый «переворот» во взглядах, совершившийся, по словам самого
автора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции
пришел своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, как
данные органов чувств связаны с интеллектом, — он развел в разные стороны
эти два вида духовной деятельности. «Источники всех наших представлений, —
говорится в работе, — либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые
дают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам
познающего субъекта… Вторые относятся к самим предметам». Чувственность,
с точки зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный,
т.е. умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый как
феномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространство не
есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия,
изначально присущие человеческому уму для координации между собой
чувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сфере
предметов самих по себе, времени и пространства нет. Это утверждение явно
противоречит позиции Лейбница и Вольфа, признававших подлинную реальность
продолжительности и протяженности. Еще недавно Кант призывал науку
опираться исключительно на опыт, теперь у него другая забота — предостеречь
ее от переоценки опыта. Философ осознает, что принципы чувственного
познания не должны выходить за свои пределы и касаться сферы рассудка.
Позднее он уточнит свою мысль: «в чисто эмпирическом блуждании без
руководящего принципа, в соответствии с которым следовало бы искать,
никогда нельзя найти что — либо целесообразное». В письме к Ламберту,
которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает
создать специальную дисциплину — «общую феноменологию» с задачей очертить
пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы «чистого
разума». Дарственные экземпляры диссертации были вручены также Мендельсону
и прославившему себя работами по философии искусства И.Г. Зульцеру. Вскоре
одно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил ни на одно из
них. Каждое ставило перед ним проблемы, влекло за собой размышления, пока
безрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскому
другу Марку Герцу и просит его принести извинения Ламберту, Мендельсону и
Зульцеру. В этом письме уже есть нечто большее, чем констатация факта, что
надо еще думать над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Дату
этого письма (21 февраля 1772 года) принято считать днем рождения главного
философского труда Канта. Первоначальное его название гласило «Границы
чувственности и рассудка», но уже в первоначальном варианте текста
возникает выражение «критика чистого разума». Будущая книга, по мнению
Канта, должна дать «ключ к тайне всей метафизики».

Путь критики

Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации «О
форме и принципах …», и кроме двух заметок по поводу «Филантропина»,
философ напечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строении тела
людей и животных, а также уведомление о лекциях на 1775 год («О различных
человеческих расах»). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга не
получалась. Так медленно Кант еще никогда не работал. Что-то главное все
время ускользало. Обретенная, казалось бы, истина вновь оборачивалась
неразрешимой загадкой. Наконец «Критика чистого разума» была написана.
Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Канту
удалось завершить работу. Он знал слабости книги — главным образом
стилистические, но переписывать ее сил уже не было, к тому же ему не
терпелось вынести свое детище на суд общественности. Первоначально Кант
хотел посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к его
теоретическим исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781
года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увидела
свет.
Предисловие к «Критике чистого разума» начинается с цитаты из Френсиса
Бэкона. В свое время Бэкон выступил с критикой схоластического разума и
житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившееся
предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность.
Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит в
том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида
одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания —
догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому
принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков.
Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет
придерживаются четкого («догматического») взгляда. Кант предлагает третий
путь — единственно здравый, по его мнению, — путь критики. Причем речь идет
не о критике каких — либо книг и философских систем, а о критике самого
разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было
опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его
в дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в
своевременности своего начинания.
Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями «Критики чистого
разума». Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается
им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и
носит, по выражению философа, «априорный» (доопытный) характер.
Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное — всеобще и
необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о
врожденных идеях. Во — первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы
знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во — вторых, сами
доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный
смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к
познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.
Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то
весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта
человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт
косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между
аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий
характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические
суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные
синтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том,
что они существуют Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы
обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их
происхождение. Главный вопрос работы — как возможно чистое, внеопытное
знание — распадается на три. Как возможна математика? Как возможно
естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три
раздела основной части «Критики …»: трансцендентальная эстетика,
аналитика, диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют
трансцендентальную логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию
потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через
познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет
трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту
сторону познания. Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения,
которую он ставит на первых же страницах своей работы. Речь идет о том, что
опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об
окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не
делают его копией вещей. Кант различает феномены и ноумены. То, чем вещь
является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе
(ноумен), имеет принципиальное различие. В диссертации 1770 года Кант
утверждал, что ноумены постигаются непосредственно умом, теперь он считает
их недоступными никакому пониманию, трансцендентными. Это дало возможность
обвинять Канта в идеализме наподобие берклианского. В связи с этим Кант во
второе издание “Критики чистого разума” включил раздел “Опровержение
идеализма”, в котором подверг критике идеализм Беркли, а свое учение назвал
“трансцендентальным идеализмом”. Трансцендентальная диалектика у Канта
занимается исследованием разума, который является высшей познавательной
способностью. Он пишет: “Всякое наше знание начинается с чувств, переходит
затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего
для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство
мышления”[1]. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все
же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не
увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает и
вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него.
Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и
автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют
собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению
Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины
для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины «не может быть
дан». Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно
содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает:
непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия
представляет собой «только негативный критерий истины», но, руководствуясь
им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место в
философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей
познания — чувственное познание. По Канту, существуют две априорные,
доопытные формы чувственности — пространство и время. Пространство
систематизирует внешние ощущения, время — внутренние. Философ на отрицал
эмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространство
и время был в известной степени реакцией на механистические представления
об абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей.
Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта
реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по
себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорным
достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение
созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных
направления в теории познания — сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты
полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты,
соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не
видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул
несводимость одного «ствола познания» к другому. Научное знание, по его
мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в
гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ
видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала
интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда
либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем
категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли
человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему
объяснить один из самых загадочных процессов — образование понятий. Кант
видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию —
категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность,
такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих
возможностей возникло понятие требуется «продуктивное воображение». В
работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного,
творческого начала. Автор говорит о «спонтанности мышления». Рассудок,
благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно,
помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное
воображение — это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка.
Такова одна из центральных идей «Критики чистого разума». Деятельное начало
в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляет
собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна
еще в одном важном деле — в их использовании. Ученый должен не только
располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять
их в конкретных, единичных обстоятельств. Кант называет это интуитивное
уменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание
при его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когда
эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае
действует продуктивное воображение, во втором — способность суждения. Без
них функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другие
виды интуиции, в ее современном понимании, — в работе речь идет о
художественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивной
способности суждения, Кант называет еще одну сферу интеллектуальной
деятельности, высшую ее форму — разум. В широком смысле слова разум для
философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум — высшая контрольная
и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой
науки, — это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту — логика
видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,
принимать кажущееся за действительное. Задача критики — внести ясность.
Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями
(сфера рассудка), а с идеями. Идея — это такое понятие, которому в
созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно
направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для
деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,
которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он
выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к
определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка
конститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает и
систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,
идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В
теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный
категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,
выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,
выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во — первых,
отношение к субъекту, во — вторых, — к объекту, в — третьих, — к тому и
другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о
душе, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум
нуждается в самой основательной проверке и самокритике.
Таковы основные идеи «Критики чистого разума». Работа завершается
программой на будущее. Ни о каких новых «критиках» автор не помышляет.
Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал
метафизики. До него в метафизике «можно было нести всякий вздор, не
опасаясь быть уличенным во лжи», так как она не располагает теми средствами
проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не
была наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По
замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей
— онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о
природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о
мире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответил
на вопрос, заданный в начале «Критики …», — как возможна метафизика в
качестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все
догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования
необходимости новой научной философии пока не пошел.
Выход в свет «Критики чистого разума» не вызвал сенсации. Читалась
книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не
возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу же
после появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьям
и знаменитостям: в первую очередь министру Цедлицу, Марку Герцу,
Мендельсону, затем — придворному проповеднику Иоганну Шульцу. Первых
ответов пришлось ждать около двух лет. За это время не вышло ни одной
серьезной рецензии. Это действовало на философа удручающе. Тем более, что
он вовсе не считал великие умы обреченными на непонимание. Наоборот, он
твердо верил, что самые сложные произведения можно и нужно сделать
общедоступными. Теперь, когда главное было позади, Кант мог позаботиться и
о том, чтобы его правильно поняли. Еще в дни типографской работы над книгой
он высказывал намерение общедоступно изложить содержание своего главного
труда. Теперь философ больше не откладывал завершение компендиума «Критики
чистого разума». Под название «Пролегомены ко всякой будущей метафизике,
могущей появиться в качестве науки» весной 1783 года книга вышла из печати.
«Пролегомены» явились переложением «Критики …», и были значительно короче
основного труда, но не более популярны. Акцент в них был перемещен на
проблему метафизики. Наконец, в 1785 году, основательно проштудировав труд
Канта, упомянутый выше пастор Шульц написал обстоятельную рецензию. Вскоре
она была выпущена отдельной книгой. Пастор считал себя вправе выступить с
популяризацией учения Канта, поскольку «Пролегомены» этой задачи не решили.
«Разъясняющее изложение «Критики чистого разума»» представляет собой
добросовестный комментарий к кантовской теории познания. Только таким
образом проблема популяризации труда Канта была, наконец, разрешена.

Весной 1784 года Кант отметил свое шестидесятилетие. Юбилей застал его
в расцвете духовный сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет, но
не написана еще и половина произведений. Теперь они появляются одно за
другим — книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критической
философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных
сферах. Обретенная истина подвергается многократной проверке, выдержав
которую получает дополнительное обоснование, а не выдержав, заменяется
новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и
совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание
уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его
статья «Идея всеобщей истории во всемирно — гражданском плане». Статья
открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более
или менее общим достоянием, — действия законов в жизни общества. Затем,
Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных
результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека
наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,
злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если
отвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для
всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в
человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность
вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,
которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной
любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,
что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового
гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,
совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе
будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких
условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в
человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в
некоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое начало
человеческой истории» (1786).
В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временем
Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в
течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов
(это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание
к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не
статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме
и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и
необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число
сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам.
Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда можешь сказать
что — то новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости —
занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылся наконец
неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие
философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. В
этой области заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно
интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в
первую очередь побудили Канта взяться за написание «Критики чистого
разума». Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге
«Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ
стремился показать единство практического и теоретического разума (т.е.
нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии
решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал
«Критику практического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание
этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг
друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности.
Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика
предстала в завершенном виде, это — «Метафизика нравов». Новое слово,
сказанное Кантом о поведении человека, — автономия нравственности.
Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних
по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных
принципов в некоем принудительном предписании — воле бога, установлениях
общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что
представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается
человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его
стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную
самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро,
даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский
анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта,
они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта —
автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует
действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего
внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной
практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает
первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное —
поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и
зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции («способности
суждения»). Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом,
для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является
единственным источником всякого морального несовершенства. Таким образом
автор «Критики» и «Основ» выходит за пределы просветительского
рационализма. Природа человека по Канту — его свобода. Свобода с точки
зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из
данной причины могут на равных правах проистекать различные действия.
Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед
самим собой и другими людьми. «Свободная воля и воля, подчиненная
нравственным законам, — это одно и тоже». Свобода человека возможна
постольку, поскольку он — дитя двух миров. Принадлежность к чувственно
воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он
подчинен посторонним силам — законам природы и установлениям общества. Но
как член ноуменального мира «вещей самих по себе» он наделен свободой. Эти
два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный
мир содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный
характер человека лежит в основе его феноменального характера.
Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно
понимать, но неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознанием
морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки —
такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.
Существенное место в философской системе Канта занимает его философия
религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает
тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис:
мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно
для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их
обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо
как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат «Религия в
пределах только разума». Кант присматривается к прошлому, ищет социально —
психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом
борьбу двух начал — добра и зла. Философ начинает с размышлений о
нравственной природе человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В
нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как
приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем,
человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в
том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они
одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа
возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и
требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание
вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) — основа
морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления.
Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем
первый, еще не совершенный тип религии, который называется «богослужебным».
Третий этап — вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание
благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем
почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек
льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы
самому стать лучше. Религия разума — это чистая вера в добро, в собственные
моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без
переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа
жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог — это
моральный закон, как бы существующий объективно, это — любовь, — так
говорится на страницах «Метафизики нравов», наиболее поздней этической
работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как
программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается
обосновать ее теоретически.

В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит
новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма он уточняет (а
порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него
проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В «Критике
чистого разума» вопрос остался открытым. С одной стороны, философ
убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина
невозможна. С другой — он декларировал программу создания новой метафизики
как науки о сверхчувственных вещах — боге и бессмертии души. В 1788 году
стало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс на
лучшее сочинение по теме «Какие действительные успехи сделала метафизика со
времен Лейбница и Вольфа». Кант в конкурсе не участвовал, хотя трижды
принимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует о
его отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределами
чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы
придать понятию объективность необходимо подвести под него какое — либо
созерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о
свободе, ни о душе, отделенной от тела. «Практически мы сами создали себе
эти предметы», мы верим в них и ведем себя соответствующим образом.
Метафизика сверхчувственного возможна только с «практически —
догматической» точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себе
лишь как разработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика есть
критика, поправка к здравому смыслу, и ничего более, — можно прочитать в
черновиках.
Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях
молодости, о своей «первой любви» — естествознании. Он продолжал читать
курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к
астрономии и «небесной механике» и написал две статьи на эту тему: «О
вулканах и луне» и «Нечто о влиянии Луны на погоду». За два года до того,
как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу «Метафизические
начала естествознания». Если в «Критике чистого разума», набрасывая
структуру своей будущей философии природы, Кант разделил ее на рациональную
физику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считает
объектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описание
душевных явлений — не естествознание, которое имеет дело только с телами.
Философ принимал посильное участие в практической реализации научных
открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге
первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные
интересы мыслителя по — прежнему лежали в собственно философской сфере.
Когда для него выяснилась несостоятельность попытки заново построить
разрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути
создания философской системы, так как в философии он ценил прежде всего
систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы
пока еще не было. Конечно обе первые «Критики …» связаны определенным
образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство
между теоретическим и практическим разумом представлялось ему
недостаточным. Не хватало какого — тот важного опосредующего звена. Система
философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой
и свободой своеобразный «третий мир» — мир красоты. Когда он создавал
«Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно
осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический
характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих
законов. Термином «Эстетика» он обозначал тогда учение о чувственности, об
идеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году Кант сообщает
Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а
именно «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская система
мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трех
частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:
познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способность
желания»). В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума»
изложены первая и третья составные части философской системы —
теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока называет
теологией — учением о целесообразности. Затем термин «теология» уступит
свое место эстетике — учению о красоте. Задуманное произведение философ
намеревался окончить к весне 1788 года. Но работа опять затянулась.
Потребовалось еще две весны и два лета, прежде чем рукопись ушла в
типографию. Трактат получил название «Критика способности суждения». В
работе «Критика чистого разума» термином «способность суждения»
обозначалась одна из интуитивных познавательных способностей. Если рассудок
устанавливает правила, то способность суждения дает возможность
пользоваться этими правилами в каждом конкретном случае. Теперь Кант
размышляет над другим видом интуиции, который называет «рефлективной
способностью суждения». Речь идет об отыскании по данному частному некоего
формального общего, но не об абстрагировании общих признаков, — это дело
рассудка. Применяя рефлективную способность суждения, человек задумывается
над целевым назначением данного частного. Учение о целях — телеология;
поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной способности суждения
телеологической. Телеология для него — принцип рассмотрения предмета, в
первую очередь живого организма, где все целесообразно, то есть каждая
часть необходимым образом связана с другой. Рядом он располагает
эстетическую способность суждения, исходя из того, что художественное
переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и обнаружение
целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека
сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это
искусство. Телеология Канта — это не теология, но и не естествознание: с ее
помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов, ею
управляющих, в центре его рассмотрения по — прежнему человек. Только
человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате
достижения которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает
в теорию культуры. В ходе работы над «Критикой способности суждения» Кант
все более сужал сферу телеологии, лишая ее самостоятельной роли, ее функции
как центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа
фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная
целесообразность налицо, но суть ее непостижима. Телеология в этом плане
аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на
противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И
телеология и теоретический разум выполняют регулятивную функцию.
Конститутивную (т.е. конструктивную) роль разум играет в области поведения
человека, нравственности. В области познания конститутивную функцию
осуществляет рассудок. В сфере «способности суждения» конститутивна
эстетическая оценка, родственная телеологической и в тоже время
противоположная ей. Единый подход к живой природе и художественному
творчеству на основе принципа целесообразности — одна из основных идей
«Критики способности суждения». Это было новое слово в эстетике.
Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от
размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою
философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике
«пропедевтику всякой философии». Это значит, что систематическое изучение
философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро
и истина, т.е. знакомство с третьей «Критикой» должно предшествовать чтению
первых двух.

Завершение системы критической философии

В августе 1794 года Кант отметил свое семидесятилетие. Юбилейных
торжеств не было — философ радовался уже тому, что о нем не вспоминают. В
этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной
этого послужило написание и опубликование ряда статей, в которых автор
иронизировал над догматами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не
терпел вольнодумства. Прежний девиз «Рассуждайте, но повинуйтесь» уступил
место более привычному «Повинуйтесь, не рассуждая». Тем не менее, накануне
юбилея Кант опубликовал статью «Конец всего сущего», которая стала
последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о
готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года
русская Академия наук избрала Канта своим членом. На заседании был
утвержден список из 14 иностранный ученых. Рекомендовал Канта географ И.И.
Георги, превозносивший не только «Критику чистого разума», но и «Физическую
географию», тогда еще не опубликованную и известную лишь как лекционный
курс. Вполне возможно, что Кант получил одобрительные слова из Петербурга
одновременно с окриком, последовавшим из Берлина. Прусское правительство
долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного ученого и не
угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена:
в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого
философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован,
а пришел как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не
правилах Канта, оказывать сопротивление — было ему не силам. На случайно
подвернувшемся клочке бумаги он сформулировал единственно возможную
тактику: «отречение от внутреннего убеждения низко, но молчание в случае,
подобном настоящему, является долгом подданного; если все, что говоришь,
должно быть истинным, то не обязательно гласно высказывать всю истину.
Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец.
Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объем
своих учебных занятий, заканчивал зимний семестр не в апреле, а в феврале.
Последняя лекция (по логике) была им прочитана 23 июня 1796 года. Потом еще
три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: «если позволит
здоровье». Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако, Кант не
собирался еще уходить в отставку. Он гордился тем, что и в преклонном
возрасте сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому
делу. Не было сил читать лекции, но он мог еще писать. В период с 1795 по
1798 год он написал: «К вечному миру», «Об органе души», «Метафизика
нравов», «Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в
философии», «О мнимом праве лгать из человеколюбия», «Спор факультетов».
Завершив «Метафизикой нравов» построение философской системы, Кант
почувствовал потребность изложить свое учение в более иди менее
концентрированном виде. Так появилась «Антропология» (1798) — последняя
работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о
человеке и вообще всем философским размышлениям. Это завершение пути, и
одновременно начало — начинать изучение философии Канта целесообразно
именно с «Антропологии». Структура этого произведения совпадает с общей
системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три
раздела в соответствии с темя способностями души: познанием, чувством
удовольствия и способностью желания. Именно эти три особенности определили
в свое время содержание трех «Критик …». В «Антропологии» идеи
критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его
переживаниями, устремлениями, убеждениями.

Полученный результат схематически выглядел следующим образом:
|Способности души |Познавательные |Априорные принципы|Применение их к |
| |способности | | |
|Познавательная |Рассудок |Закономерность |Природе |
|способность | | | |
|Чувство |Способность |Целесообраз |Искусству |
|удовольствия и |суждения |ность | |
|неудовольствия | | | |
|Способность |Разум |Конечная цель |Свободе |
|желания | | | |

На схеме философская система Канта представлена в ее окончательном
виде. Способности суждения отведено промежуточное место между рассудком и
разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности
суждения как средстве, «связующем обе части философии в одно целое». Кант
пришел к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путем
апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы
Канта — истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на
человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная
интуиция.
Кант — философ XVIII века. Век был на исходе. Система критической
философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство
самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало
напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ
окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив
полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал
посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше
других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько
о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер
его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо,
написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней
помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в
жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля
1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь
его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799
году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы
состоялись они на третий день после кончины и были по возможности
скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут
земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь
город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24
студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи
сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору
Кенигсберга с северной стороны.

Заключение

Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он
смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта — это прежде всего
написанные им книги, самые волнующие события в ней — мысли. У Канта нет
иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это
был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он
любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать,
сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был
затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был
общителен, по воспитанию и образу жизни — галантен. Однако, он не искал
славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и
однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него
рано возник всепоглощающий жизненный интерес — философия, и этому интересу
он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать,
в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался
хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил
долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он
разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно
придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной
совестью, с сознанием исполненного долга.
Слово далеко не всегда влечет за собой дело. Поучать легче, чем
следовать поучениям. В истории философии есть множество примеров
несовпадения проповеди и поведения. Однако, Кант — моралист и Кант —
человек — одно и тоже. Конечно, он не всегда и не во всем руководствовался
прописями категорического императива. Но в общем и целом его поведение
соответствовало тому идеалу внутренне свободной личности, который он
набросал в своих произведениях. Была цель жизни, был осознанный долг, была
способность управлять своими желаниями и страстями. Природа наделяет
человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал
самого себя и в этом отношении он уникален.

.

Список литературы

1. Абрамян Л.А. Главный труд Канта: К 200-летию выхода в свет «Критики
чистого разума» — Ереван: Айастан, 1981, 66 с.

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

1. Асмус В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта в органической
природе и в эстетике. Вступит. статья к соч. И.Канта в шести томах,
т.5, стр. 5-65.

1. Блинников Л.В. “Великие философы”. М.: Издательская корпорация “Логос”,
1998г.

1. Великие мыслители Запада (пер. с англ. В.Федорина.) М. : Крон-пресс,
1998г.

1. Гулыга А.В. Кант. — 2-е изд. — М., Мол. гвардия, 1981.

1. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963 — 1966.

1. Кузнецов В.Н. “Немецкая классическая философия второй половины XVIII —
начала XIX века”. М.: Высшая школа, 1989г.

1. Нарский И.С. Кант. М., 1976.

1. . «Немецкая классическая философия второй половины 18 начала 19 века»
М .Мысль 1991 г. 250 с. Кузнецов В.Н.

1. Радугин А.А. Философия. М. Изд-во “Центр” 1996г.

1. Суслова Л. А «Философия Иммануила Канта» М. Просвещение 1991
г..Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию «Критики
чистого разума» /Ин-т философии АН СССР, М.: 1983, 123 с.

14. Философский словарь, изд. «Политическая литература», М., 1975.
————————

[1] Блинников Л.В. “Великие философы”. М.: Издательская корпорация “Логос”,
1998г., с 164

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий