Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера

Дата: 12.01.2016

		

Повесть
«Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений
Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана
Флягина, собравшего в своей натуре все черты русского национального характера и
явившем собой пример очень задушевного, морально сильного и стойкого человека.

Автор
описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он
был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со
смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был
одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в
высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет
за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку
Илью Муромца».

Уже
со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он
«из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах,
он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот
самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести
встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как
сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей
Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также
и совершил много преступлений, причём самых тяжких: против личности или своей
совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему
проехать, любимую женщину, которая сама попросила её убить, татарина в схватке
за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его
совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся
невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: «…будешь ты много раз
погибать и ни разу не погибнешь, пока не придёт твоя настоящая погибель, и ты
тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы», да и сам он про себя
говорил подобное: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Герой
Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной
нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент
пойти на риск, подвиг.

Необычность
лесковского странника состоит в том, что он «очарованный», он живёт не столько
умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные
явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым
человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно
отзываются о нём как об «очарованном богатыре». Часто это ему помогает:
например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели,
рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе
(физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он
знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он
показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это:
татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и
убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась
любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её
понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны,
красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы,
солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно
очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на
одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удаётся убежать из плена. Удаётся это
ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в
жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он
однажды, как молился – так молился, что «даже снег инда под коленами протает и
где слёзы падали – утром травку увидишь».

Нравственная
недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными
предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жён-татарок родилось
несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жён и детей ничуть не озабочен,
говорит, что рождённых жёнами детей «за своих детей не почитал», потому что они
не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится
глубже. Любовь к цыганке Груше, её трагическая судьба и смерть открывают в душе
героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него.
«Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за неё отстрадать».
Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на
Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остаётся всё тем же грешником,
которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает
пойти в монастырь, как и было завещано матерью.

Он
вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обострённом чувстве
красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и
преступления, и всё же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную
душу. В нём показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным
характером.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий