Переход к информационному обществу: дорога в будущее

Дата: 21.05.2016

		

Московский государственный институт

электроники и математики

( технический университет )

Реферат по культурологии

Тема:

Переход к информационному обществу: дорога в будущее

студент:
Малышев Николай Михайлович

группа:

М — 46

преподаватель:

Скок Борис Викторович

Москва 1998

Предисловие

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и
другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились
использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.

Потом слово стало письменным. Это было очень удобно — появилась
возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и
государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды
заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Величайшими прозрениями человечества стали типографский станок и
регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака
цивилизации — человек должен иметь возможность регулярно переписываться с
любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея
информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени
зависит от их информированности, способности эффективно использовать
информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный
специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других
средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе
общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития
к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все
необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит
индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти
вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого
мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного
направления, формулировок и понятий и т.п.

Представление об информационном обществе.

Роль и значение информационных революций.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных
революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных
изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований
являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

— 1 —

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к
гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность
передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая ( середина XVI в. ) вызвана изобретением книгопечатания, которое
радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию
деятельности.

Третья ( конец XIX в. ) обусловлена изобретением электричества,
благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие
оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая ( 70-е гг. XX в. ) связана с изобретением микропроцессорной
технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и
интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы
передачи данных ( информационные коммуникации ). Этот период характеризуют
три фундаментальные инновации:

( переход от механических и электрических средств преобразования
информации к электронным;

( миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

( создание программно — управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую
отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических
средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими
составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных
технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная
технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств
связи. ( Информационная технология — процесс, использующий совокупность
средств и методов сбора, обработки и передачи данных ( первичной информации
) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса
или явления. )

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и
политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах
деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в
знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения
этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий
послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании
различной информации и получившего название информационного общества.

— 2 —

Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс
компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит
их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки
информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития
общества должно стать производство информационного, а не материального
продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что
означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь
уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по
отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным
обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в
информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что
приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется
способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут
различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей,
информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX
в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина
информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового
пространства в единое компьютеризированное и информационное общество людей,
проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено
всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей
будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное
производство и производство энергии будет возложено на машины.

( Пример:

По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас
27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома,
а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком
использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно
нанятых были отнесены: в 1980 г. — 5,7 млн. человек, в 1989 г. — 14.6 млн.,
а в 1995 г. — 20.7 млн. человек. )

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия
переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных
информационных технологий.

— 3 —

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

( решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие
между информационной лавиной и информационным голодом;

( обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

( главной формой развития станет информационная экономика;

( информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая
все сферы социальной деятельности человека;

( формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

( реализованы гуманистические принципы управления обществом и
воздействия на окружающую среду;

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

( все большее влияние на общество средств массовой информации;

( информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и
организаций;

( многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества.
Существует опасность разрыва между « информационной элитой » ( людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий ) и потребителями.

( Пример:

Мне лично приходилась встречаться с людьми, практически ничего не
понимающими в технике, но утверждающими, например, что ЭВМ и компьютер —
две разные вещи. Хотя вышедший сейчас из употребления термин ЭВМ — это
ранне-советский аналог английского слова computer ( вычислитель ). По-
видимому, это является пережитком того времени, когда каждое предприятие,
так или иначе связанное с электроникой, выпускало свой собственный
компьютер, носивший гордое название, что-то вроде АРМ, УКНЦ, ДВК, РМУ. Но
именно из тех первых программистов работающих на этих ископаемых, абсолютно
ни с чем не совместимых мамонтах, родились сегодняшние специалисты экстра —
класса, ценимые за рубежом ( т.е. не в России ) на вес золота . )

Роль информатизации в развитии общества

Что такое процесс информатизации общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас
все в большей степени начинает зависеть от их информированности и
способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем
предпринять

— 4-

какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и
переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных
решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что
подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в.
Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему
возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно
появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все
труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или
интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.
Образование больших потоков информации обуславливается:

( быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в
которых излагаются результаты научных исследований и опытно —
конструкторских работ;

( постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным
областям человеческой деятельности;

( появлением данных ( геофизических, медицинских и др. ), записываемых
обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы
коммуникации.

Как результат — наступает информационный кризис, который имеет следующие
проявления:

( появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по
восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и
массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась
вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к
1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с
1990 г. — ежегодно;

( существует большое количество избыточной информации, которая
затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

( возникают определенные экономические, политические и другие социальные
барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по
причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут
воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен
громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в
полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный
кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из
создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств
переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило
началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в
развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального

— 5 —

развития. ( Информатизация общества — организованный социально —
экономический и научно — технический процесс создания оптимальных условий
для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений на основе формирования и
использования информационных ресурсов.)

Информатизация общества является одной из закономерностей современного
социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко
используемый до недавнего времени « компьютеризация общества ». При
внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и
внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное
получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер,
направленных на обеспечение полного использования достоверного,
исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой
деятельности.

Таким образом, « информатизация общества » является более широким
понятием, чем « компьютеризации общества », и направлена на скорейшее
овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация
на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является
реакцией общества на потребность в существенном увеличении
производительности труда в информационном секторе общественного
производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.
Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного
населения, в СНГ — около 40%.

Опыт информатизации и перспективные идеи

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют
процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или
ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а
подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно,
первая страна, которая начала информатизацию, — это США. Другие промышленно
развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого
направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы
внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся
деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере
рынков сбыта этой страной в компьютерной и микроэлектронной областях за
счет вытеснения США другими развитыми странами ( Японией, Германией и др.).

— 6 —

В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий
отставание в области информационных и коммуникационных технологий может
стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран
« третьего мира » с нарастающей тревогой наблюдают за все большим
отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих
информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься
как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых
стран. Это в полной мере относится и к России.

В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или иной
мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации
общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с
учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении
таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи
и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции
информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного
общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями,
образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то
оно в настоящее время переходит от индустриального общества к
информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к
информационному определяется степенью информатизации общества.

Роль средств массовой информации

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе
является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные
современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень
и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные
сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной
массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в
наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С
помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным
мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования
политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс
информатизации общества. Появление новых технических средств,
информационных технологий и др. обеспечивает своевременный сбор,
накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку

— 7 —

мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие
оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из
причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в
последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы
производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на
средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во
многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой
коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так
как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние
на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные
продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого
процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых
мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели
будущего информационного общества.

Об информационной культуре

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных
выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и
обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами,
методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают
зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной
другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и
накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с
информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе
коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь
определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения
этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией
и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную
информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать
информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Информационная культура связана с социальной природой человека. Она
является продуктом разнообразных творческих способностей человека и
проявляется в следующих аспектах:

( в конкретных навыках по использованию технических устройств;

( в способности использовать в своей деятельности компьютерную
информационную технологию;

— 8 —

( в умении извлекать информацию из различных источников: как из
периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в
понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

( во владении основами аналитической переработки информации;

( в умении работать с различной информацией;

( в знании особенностей информационных потоков в своей области
деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые
способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности
( кибернетика, теория информации и др. ). Неотъемлемой частью
информационной культуры являются знание новой информационной технологии и
умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в
неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной
культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем
привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом
информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной
культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности.
Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного
направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным
технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности.
Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых
навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении
типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное
производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки
всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое
внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с
приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою
очередь, ставит образование в положение « объекта » информации, где
требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему
специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в
области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.
Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного
хозяйства, новые его возможности по организации « дружественной »
программной среды, ориентированной на пользователя, использование
телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы
специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной
деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее
осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы
подготовки на современных технологических принципах. В нашей

— 9 —

стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому
целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже
получил значительное развитие.

— 10 —

Список используемой литературы:

1) Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. — М.:Наука,1989.

2) Информационные ресурсы России. — М.:Росинформресурс,1996

3) Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М.:Политическая
литература,1990.

4) Урсул А.Д. Информатизация общества. — М.:1990.

5) Голицын Г.А., Петров В.М. Информация.Поведение.Творчество. —
М.:Наука,1991.

6) Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. — М.:Инфра-М,1995.

7) Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. —
М.: Просвещение,1990.

8) Бауэр Ф.Л. Информатика. — М.:Мир,1990

9) Подшивки журналов:

Компьютер пресс,

Компьютерра,

Мир ПК за 1996-1998.

10) Словарь современных компьютерных терминов.

— 11 —

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий