Нравственные устои и поэзия декаданса. С. Я. Надсон

Дата: 12.01.2016

		

Не
вини меня, друг мой, — я сын наших дней…

С.
Надсон

Знаменитый
своими революционно-демократическими произведениями писатель Н. Г. Чернышевский
сказал о стихах Семена Надсона: “Нытье, не спорю, искренне, но оно вас не
поднимет”. Но то, что Чернышевский считал недостатком в поэзии, современники
оценивали весьма высоко. В унынии и безрадостности, которыми веяло от стихов
Надсона, они видели и чувствовали нечто глубокое и родственное их душам. Полное
совпадение чувств поэта и читателей сделало имя Надсона популярным.

“Не
вини меня, друг мой, — я сын наших дней…” — этими словами поэт словно ответил
на претензии к его поэзии Чернышевского.

Надсон
действительно был сыном своей эпохи. В конце девятнадцатого и в начале
двадцатого века произошел резкий спад гражданских настроений в русской поэзии.

Так
чем же заинтересовали молодежь того времени поэты, как их называли,
“упаднических настроений”? Попробую ответить на этот вопрос на примере Надсона,
его личности и поэзии.

Все
нравственные устои поэзии декаданса сконцентрированы в стихотворении Надсона
“На заре”. Его можно назвать программным. Стихи начинаются романтическим,
слегка тревожным изображением природы:

Нежными
цветами убраны богато,

Тучки
утопают в ясной тишине…

Лирический
герой восхищается гармонией природы, но одновременно в нем зреют тяжкие мысли о
том, что человек, подобно природе, не может быть счастлив в этом мире:

Только
ты не знаешь неги и покоя,

Грудь
моя больная, полная тоской.

После
революционно-демократических взлетов духа, которыми был отмечен девятнадцатый
век, собственно никаких глобальных изменений в нравственном отношении в
обществе не произошло. Поэт это видел и переживал. Общество вновь ввергалось в
прозябание духа. В голову лезли печальные мысли о целесообразности вообще
всяких социальных потрясений. Лучше — замкнутый мир наслаждений и примитивных
страстей.

Но
душа, в которой нравственность велика, все равно ностальгически тоскует о
высших устремлениях.

Что
ж тебя волнует? Грустное ль былое

Иль
надежд разбитых безотрадный рой?

Заползали
ль змеею злобные сомненья,

Отравили
веру в счастье и людей.

Страсти
ли мятежной грезы и волненья

Вспыхнули
нежданно в глубине твоей?

Здесь
поэт как раз добивается совпадения нравственных переживаний с читателями. Как я
уже отмечал — это передовая молодежь того времени. Передовая не в смысле
революционная, а в смысле образованности, тонкости натуры, стремления к
искренности в чувствах. Поэт дает им надежду:

Полно,
успокойся, сбрось печали бремя:

Не
пройдет бесплодно тяжкая борьба,

И
зарею ясной запылает время,

Время
светлой мысли, правды и труда. Эти нравственные устои поэзии Надсона стали
живой и действенной силой, поддерживающей в условиях общественного уныния искры
гражданских чувств. В этом, на мой взгляд, и состоит главная нравственная
ценность стихов рыцарей поэзии эпохи безвременья.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий