Московская академия экономики и права
Рязанский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «ФИЛОСОФИЯ»
Рязань 2000 г.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Проблема человека в философии. Понятия: «человек», «личность»,
индивидуальность.Диалектика взаимосвязи социальной среды и личности. Социальное и
биологическое в индивидуальном развитии человека и в антиобщественном
поведении.Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и
ответственность, права и обязанности личности.Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте
человека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в
философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип
философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и
необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.
Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и
таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека- это
жить в согласии с этим миром.
Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как
умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были
заложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человека
как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип
мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той
эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь
как одно из его многочисленных созданий.
Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к
нему и тем самым — в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в
бога.
Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание
на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки
для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного
противопоставления ему.
В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила
человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался
антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,
осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.
Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.
Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия
человека.
Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила
человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и
безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени
подчеркивала, что человек- это продукт окружающей природы, а не результат
собственной деятельности.
В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно
противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма
как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир,
тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением
природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке- это
его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с
помощью силы знания.
В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к
пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,
творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).
История общества рассматривалась как история становления свободы
человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории-
гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения
свободы. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял
кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его
духовной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии,
создал человеческую религию.
Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей
совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные
идеи марксизма- идея социальности человека, социальной сущности человека,
понимаемой материалистически и конкретно- исторически (сущность человека-
совокупность общественных отношений).
Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична,
она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл
истории, добро и зло- все это важнейшие темы для этой философии. Главная
проблема для нее- усовершенствование человека. Русская религиозная
философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к
самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в
совести.
Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать
этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные
и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно
ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества
человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии
человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении
гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме
человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных
проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной
ситуацией в мире.
В 20-х- 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как
«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии
стала тема существования человека в отчужденном мире общественных
отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если
он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,
только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а
творить этот мир, делая его более человечным.
Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход
оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных
знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.
Человек- не только материально- социальная система, которую можно изучить и
измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями и
смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека
является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных
мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно- историческими и иными
причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о
сущности и природе человека, смысле его существования.
Для исследования человека как весьма сложного объекта научного
познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий
достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе
человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов на земле,
субъект общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие человек-
понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,
социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и
общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется
понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,
неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность- это социальные качества индивида, приобретенные им в
процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и
взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными
качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована
лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся
динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и
обретение, преодоление рабства и обретение свободы.Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной
личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,
прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек-
это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и
идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в
целом.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В
значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор
истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,
политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования
человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не
только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и
способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они
изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все
пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.
Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-
вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве
своей беcпокойной духовной и физической энергии.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального
наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе
социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,
прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой
деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума
человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и
потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с
другими людьми.
Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать
орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на
нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.
При философском исследовании человека существует и биосоциальная
проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку
характеризует природу человека.
Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия
социального и биологического, приобретенного и унаследованного,
«культурного» и «дикого» в человеке.
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,
физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы
человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности
человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы
реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают
человеку саму возможность существования в мире.
Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его
способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,
и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет
социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы
социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-
практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной
деятельности.
Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и
биологического.
Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,
Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные
качества. Все, что есть в поведении и действии людей, — все это обусловлено
их наследственными генетическими данными.
Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую
трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью
отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его
значение.
Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше
названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать
человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального
начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-
природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества
(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное
происхождение.
В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под
активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и
экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.
Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его
социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,
чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как
основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное
и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные
возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по
своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и
окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной
деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех
триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с
произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон
свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и
др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть
чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,
нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности
каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке
противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который
настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их
последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители
его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,
технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен
еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое
проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под
его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение
означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это
как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.
Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное
распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.
Кратко говоря, свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Она
означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как
природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в
соответствии со своими интересами и представлениями.
Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна
иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол,
своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в
негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека,
социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной
основы существования общества.
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы
понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности
людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а
при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что
ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы
людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав
человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой
деградации, как личности, так и общества.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в
котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата
за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего
она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в
разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда
конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.Литература
1. Агапов В.И. Проблемы философии. Рязань 1998.
2. В.Г.Горбачев. Основы философии: Курс лекций. 1997.
3. Мир философии. М.,1991. Ч.2.
4. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
5. Философия: Учебник для высших учебных заведений/под ред.
В.П.Кохановского. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.