Зарождение философской традиции (Доклад)

Дата: 21.05.2016

		

Московская Государственная Академия Водного Транспорта

ДОКЛАД

ПО ФИЛОСОФИИ
На тему: «Зарождение
филосовской традиции»

студента группы СМ-51

Комардина Д.В.

Москва
2000
Древнеиндийская культура – ровесница древних культур Месопотамии и
Египта, у нее свои колоритные особенности и свои непреходящей ценности
приобретения, которые позволяют нам говорить о том, что она в своем
начальном духовном развитии уже в давние времена пошла дальше своих
«сестер», а ее разностороннее значение для мировой цивилизации далеко не
исчерпано до сих пор.
Первым среди дошедших до нашего времени литературных памятников Индии
— это же и первый памятник религиозно-философской мысли — были Веды. В
периоде с санскритского языка на русский это слово означает «знание», но
это знание особого рода — оно подразумевает откровение, то есть сообщение
для посвященных. Это собрание гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний
и т. п.
Веды распадаются на четыре сборника:
. «РИГ-ВЕДА» (обычно пишется слитно) — Беда гимнов, то есть хвалебных
стихов, обращенных преимущественно к богам («риг», или «рич», на
санскрите — песнь, гимн; «риши» — легендарные собиратели и составители
Вед, стихотворцы, мудрецы);
. «САМА-НЕДА» — Веда песен, то есть ритуальных песнопений, канонических
ритуальных текстов, расположенных в определенном порядке для
литургических целей и снабженных ритуальной нотацией (почти все они
совпадают с текстами «Ригведы», но оснащены необходимыми комментариями в
соответствии с религиозно-нормативными требованиями);
. «ЯДЖУР-ВЕДА» — Веда жертвоприношений, собрание жертвенных молитв и
формул в стихах и прозе, а также ритуальных указаний;
. «АТХАРВА-ВЕДА» — Веда заклинаний, собрание представленных стихами
заговоров, заклинаний против болезней и злых духов, проклятий и
благословений, а также правил лечения травами.

Совокупность религиозно-философских представлений и правил ритуальных
обрядов, охватываемых этими сборниками, и составляет содержание ведизма как
особой формы миропонимания и священнодействия.
Отсюда и выражения: «ведическая культура», «ведическая литература» —
как конкретный этап в духовной истории Древней Индии. Важнейшими из
сборников считаются первый и последний.
Самая ранняя по времени составления (1200— 1000 гг. до н. э.) и самая
большая по объему из Вед — «Ригведа», содержащая 1028 гимнов, более 10 500
стихов. Она делится на десять книг (мандал, что означает буквально «круг»,
«цикл»). Основное содержание — восхваление богов и сил природы, причем
последние тоже представали как божества мудрые, милосердные, всеведущие и
справедливые. К ним обращались с просьбами и мольбами, а чтобы умилостивить
их, приносились им жертвы; считалось, что все человеческое благополучие
зависит от этих жертв.
Гимны создавались, очевидно, в отдельных родо- племенных группах и,
возможно, поначалу представляли собой плод коллективного творчества. По-
видимому, понадобилось пройти многим столетиям, чтобы составленные в разное
время и в разных местах «риги», как говорится, отстоялись и были сведены в
особые сборники:
. САМХИТЫ.
Затем тексты стали обрастать комментариями, толкованиями и
дополнениями ритуального, магического и философского порядка и появились
следующие сборники:
. БРАХМАНЫ — своего рода руководства к выполнению обрядов; здесь же мы
находим и наставления домохозяевам, а также множество преданий и
исторических рассказов, сведения о развитии городов и ремесел,
укреплении кастовой системы, начатки грамматических и астрономических
знаний и т.д.,
. АРАНЬЯКИ (от «аранья» — лес) — тексты со специальными толкованиями для
отшельников, обитавших в лесах и горах, и
. УПАНИШАДЫ — собственно философская часть Вед; это собрания философских
размышлений на разные темы разных авторов в разное время) они
охватывают довольно большой исторический период, и их обычно делят на
«ранние» и «поздние», дав им свои названия.

Словосочетание «упанишада» в переводе означает «сидящий рядом», как бы
намекая на ученика, сидящего рядом со своим наставником и слушающего его
поучения; в самих текстах «упанишады» часто означают «тайное учение» — не
потому ли, что содержание казалось малопонятным и нуждающимся в
разъяснении? Или в этом намок на дозволенность чтения лишь определенному
социальному слою?
Заметим, что словом «брахманы» называли также одну из крупнейших каст
в Древней Индии – исполнителей жертвоприношений, знатоков и толкователей
Вед. Этим словом в древнеиндийских религиозном умозрении и исходящих из
него учений обозначали высшую объективную реальность, безличное духовное
начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.
Самхиты, брахманы, араьяки и упанишиды вместе образуют целостный канон
ведического философско- религиозного сознания, подобно Библии у христиан и
Корану у мусульман.
По отношению к ним в Индии употребляется выражение «шрути», то есть
«услышанное» — это свидетельствует о том, что ведийские тексты долгое время
не записывались и не читались, а произносились и слушались.
Действительно, хотя санскритская письменность существовала уже, по
крайней мере, к началу второй половины I тысячелетия до н.э., в своей
религиозной функции Веды передавались по памяти и изначально
распространялись среди исповедующих их догмы только в устной форме.
Составители первых самхит руководствовались желанием сохранить гимны
от искажения или забвения.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий