Артур Шопенгауэр

Дата: 21.05.2016

		

ШКОЛА № 116

АРТУР ШОПЕНГАУЭР

Работу выполнила:
Шардакова М.П.
ученица 10 А кл.

ПЕРМЬ-1998 г.

Краткие сведения из биографии.

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в городе Данциге. Когда
Артуру было 5 лет вольный город Данциг подвергся блокаде со стороны
королевских прусских войск. Тогда отец Шопенгауэра решился совершенно
выселиться из родного города, за несколько часов до вступления в Данциг
пруссаков, родители Артура выехали из города и направились в вольный город
Гамбург. Во время двенадцатилетнего пребывания в Гамбурге они предпринимали
целый ряд более или менее отдаленных путешествий. Одной из целей этих
путешествий было желание Шопенгауэра-отца содействовать всестороннему
развитию Артура. Девятилетним мальчиком он сопровождал отца своего во
Францию, причем отец оставил его на два года у своего хорошего знакомого,
гаврского купца Грегуара, с сыном которого маленький Артур обучался у
лучших учителей этого города. Одиннадцати лет от роду Артур поступил в
частную гимназию некоего Рунге, но, так как программа этого училища
охватывала преимущественно коммерческую сторону, то первоначальное
образование Шопенгауэра оказалось довольно односторонним. Отец Шопенгауэра
хотел сделать из него купца , но к великому огорчению представителя
старинной данцигской торговой фирмы, Артур не выказывал к этому ни малейшей
наклонности; в нем рано сказалась пламенная любовь к отвлеченной науке.
Чтобы отвлечь Артура от мысли о поступлении в гимназию, его отец предложил
ему отправиться вместе в новое путешествие, предпринятое весною 1803 года
в Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию и Южную Германию. В Англии они
пробыли около полугода. Чтобы не останавливать школьного образования сына
, родители поместили его в дом одного пастора в Уимблдоне, близ Лондона. По
прибытии в Берлин Шопенгауэр-отец отправился по делам в Гамбург, а Артур с
матерью — в Данциг. Здесь осенью 1804 года шестнадцати с половиной лет от
роду, он был конфирмован в той же церкви св. Марии, в которой его в 1788
году крестили. В декабре того же года он вернулся в Гамбург. Весною 1805
года скоропостижно умер отец Артура, это событие произвело на него
сильное, удручающее впечатление.
После смерти отца Артур Шопенгауэр решает поступить в университет, он
переезжает в Готу , где профессор Деринг взялся подготовить его по
латинскому языку, а профессор Якобс занялся с ним немецкой литературой.
Оба они отзывались с величайшей похвалой о своем ученике. Но он позволил
себе кое-какие насмешки над некоторыми из гимназических учителей, и те ,
узнав об этом, не допустили его к сдаче экзаменов на аттестат зрелости.
Тогда он решил переселиться в Веймар и там продолжать подготовку к
университету. Молодой человек энергично стал стремиться к достижению
намеченной цели. Уроки нескольких дельных профессоров и прирожденные
способности к изучению языков позволили ему довольно быстро пополнить свое
одностороннее и далеко не систематическое первоначальное образование. Он
работал днями и ночами, и когда он в 21 год поступил в славный тогда
Геттингенский университет, то оказался настолько основательно и
многосторонне подготовленным к слушанью университетских лекций , как
немногие из его товарищей. Сначала он записался на медицинский факультет и
слушал лекции по естественной истории , но вскоре под влиянием Г. Е. Шульца
заинтересовался философией и перешел на философский факультет. В
Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 год. Будучи нелюдим по природе,
он не принимал почти никакого участия в обычной шумной студенческой жизни,
и круг его знакомств ограничивался лишь очень немногими товарищами. Во
время каникул Артур предпринимал экскурсии в Гарц, в Веймар и в Эрфурт, где
ему пришлось побывать во время знаменитого Эрфуртского конгресса. Но этот
молодой мыслитель, уже носившийся в то время с планом своего будущего
капитального труда о «мире как воле», по-видимому, не слишком-то
интересовался этой волей, воплотившейся в человека и называемой Наполеоном.

В 1811 году двадцатитрехлетний Шопенгауэр переселяется из Веймара в
Берлин, куда его влекла громко гремевшая в это время философская репутация
Фихте ; но уже в это время у молодого философа сложилась слишком
самостоятельная манера мышления , для того чтобы всецело идти по стопам
этого мыслителя , часто ударявшегося , по мнению Шопенгауэра , в софистику
. но уже вскоре априорное преклонение его перед Фихте , по его собственным
словам, уступило место пренебрежению и насмешке. Шопенгауэр уже собирался
держать в Берлине докторский экзамен, когда сомнительный исход сражения
при Баццене и Люцене заставил его покинуть Берлин и искать более покойного
для его научных занятий убежища в Саксонии. Вовремя двенадцатидневного
бегства в Дрезден он очутился в самом разгаре военной сутолоки; бургомистр
одного городка, узнав случайно , что Шопенгауэр хорошо владеет французским
языком , обратился к его услугам, и ему пришлось взять на себя роль
переводчика . Лето Артур провел в деревне невдалеке от саксонского городка
Рудольштадта , где он, среди окружавшего его военного шума, обдумывал план
своего сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания.» В
начале октября Иенский университет , на основании присланной Шопенгауэром
диссертации, заочно провозгласил его доктором философии, а на зиму он
переселился к матери , в Веймар. Но с ней он не смог ужиться из-за полного
различия характеров. Привычку молодого человека произносить свысока
приговоры можно объяснить унаследованной самоуверенностью. Развитая в
Артуре Шопенгауэре вера в свою непогрешимость, его мания величия и
угрюмость, бесспорно , возникли на почве прирожденной ненормальности
нервной системы, и их , конечно, нельзя поставить в вину юноше, как нечто
вытекающее из своеволия; но вместе с тем нельзя не пожалеть о том, что
никто не был настолько близок к Артуру Шопенгауэру , чтобы ласкою и
увещаниями прочно и благотворно повлиять на эти особенности его душевного
строя. Около этого же времени Шопенгауэр познакомился с известной в то
время актрисой Ягеман и серьезно увлекся ею.
В 1813 году он издал за свой счет первый свой труд «О четверояком корне
закона достаточного основания.» Труд этот сразу обратил на себя внимание,
вызвал похвальные отзывы в периодических изданиях и горячие похвалы со
стороны учителя Шопенгауэра, профессора Шульца . Но Шопенгауэр не только
ничего не выручил от издания этой книги, но ему даже пришлось довольно
чувствительные убытки. Окончив осенью 1818 года свой труд «Мир как воля и
представление», Шопенгауэр заключил договор с издателем Бронгаузом, но, не
дождавшись выхода в свет сочинения, над которым работал четыре года и
которое сделало его имя знаменитым, он отправился путешествовать по Италии.
Возвратившись оттуда, Шопенгауэр решил домогаться профессуры. При этом он
имел в виду три университета: Гейдельбергский, Геттингентский и Берлинский.
От гейдельбергской профессуры Шопенгауэр сам отказался. В Геттингене ему
предвещали благосклонный прием, но крайне ограниченное число слушателей,
поэтому он остановил свой выбор на Берлине, куда и прибыл летом 1820 года.
Но его философия пришлась не ко двору тогдашней «молодой Германии».
Шопенгауэр сам в этом не замедлил убедиться, и, после довольно неуспешной
годовой профессуры, весною 1822 года снова отправился путешествовать в
южно-европейские страны.
В 1833 году Шопенгауэр окончательно решил поселиться во Франкфурте-на-
Майне и прожил в этом городе безвыездно двадцать восемь лет. До
последнего года своей жизни Шопенгауэр обладал замечательным здоровьем.
Но с апреля 1860 года у него стали случаться учащение сердцебиения и
ощущение стеснения в груди. 21 сентября врач застал Шопенгауэра
опрокинувшимся на спинку дивана и безжизненным: паралич легких положил
конец его жизни. Согласно письменно выраженному им желанию, тело
Шопенгауэра не вскрывали. Чело его было увенчано лавровым венком; 26
сентября смертные останки Шопенгауэра были преданы земле. Могилу
Шопенгауэра украшает простая надгробная плита, увитая плющом. На этой плите
высечены только два слова: Артур Шопенгауэр и больше ничего: ни года его
рождения, ни года его смерти , ни каких-либо других слов.[ 1 ]

Философская концепция Артура Шопенгауэра.

В 1818 году Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление»,
особенно популярной она стала на рубеже XIX — XX столетий. Отталкиваясь
от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом
которого была свободная, «автономная» воля, Шопенгауэр затем стал
отстаивать примат воли по отношению к разуму, то есть начал двигаться
скорее в антикантовском, антиклассическом направлении. На этом пути он
развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных
(связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого
духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический
рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой
придаток разума. На деле же, рассуждал Шопенгауэр, воля, то есть мотивы,
желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его
специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени
определяют направленность , результаты разумного познания. «Разум»», как
его понимала классическая философия, Шопенгауэр объявлял фикцией и резко
критиковал традиционный рационализм. На место разума и должна быть, по
Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла «померяться силами»с
«всемогущим» разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-
первых, в своем толковании представлял волю независимой от контроля со
стороны разума, превратил ее в «абсолютно свободное хотение», которое якобы
не имеет ни причин ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута
на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна
«неисповедимым силам» вселенной, неким ее «волевым порывам». Итак, воля
была превращена в первоначало и абсолют — мир в изображении Шопенгауэра
стал «волей и представлением». Идеализм рационализма, «мифология разума»
классической философии уступили место идеалистической «мифологии воли».
Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма
[2].
Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей
пессимистического направления в философии. Шопенгауэр считает одной из
величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они считают зло
чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное, нечто дающее
себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие утверждения
желания жить. Существует не только утверждение желания жить, но и
отрицании, даже полное упразднение его: в этом последнем случае являются
совершенно иной мир, совершенно иное существование, о котором мы, правда,
не имеем понятия и которое кажется нам ничем, но ничем не абсолютным, а
лишь относительным. Шопенгауэр считает освобождение от мирового зла
возможным, хотя, правда, лишь путем радикального лечения, полного
возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей в
мире массы зла в росте познания.

Сущность взгляда Шопенгауэра на историю, в том виде, в каком она
изложена в его «Мире как воля и представление», заключается приблизительно
в следующем. История не есть наука, так как ей недостает основного
характера науки, — взаимных причинностей трактуемых его явлений, — вместо
которой она представляет одно только соотношение; поэтому и не может
существовать никакой системы истории, между тем как существуют системы
всякой иной науки. История — знание а не наука. История, имея постоянно в
виду лишь единичные, индивидуальные факты, считая только факты чем-то
исключительно реальным, представляет собой , по мнению Шопенгауэра, прямую
противоположность философии. Истории недостает единства, целостности,
логической связи.
В связи со взглядами Шопенгауэра на историю, на ее роль и значение,
находятся и взгляды его на современные ему политические и социальные
порядки. Из изучения истории он пришел к тому убеждению, что в очень редких
случаях торжество остается на стороне правого дела, что правое дело чаще
всего само себя компрометирует и гибнет в следствии избытка
принципиальности. По мнению Шопенгауэра, правовое государство есть не что
иное, как фикция: политика, чем яснее она сознает свою задачу, тем скорее
становится наукой, имеющей в виду прежде всего ближайшие потребности. Он, с
одной стороны, отрицает за каким либо смертным право властвовать над
народом против воли последнего, но, с другой стороны, называет этот самый
народ «вечно несовершеннолетним державцем», который постоянно должен
находится под опекой [1].

Сам Шопенгауэр без всякой ложной скромности был очень высокого мнения
о своем уме. С другой стороны, будучи высокого мнения о своем уме,
Шопенгауэр признавал в то же время, что ум и вообще интеллект как нечто
физическое, как мозговая деятельность органического тела, может цвести лишь
сравнительно непродолжительное время, что достигнув кульминационного
пункта, ум идет на уклон, — и это сознание Шопенгауэр переносит и на свой
ум [1].

Библиографический список:

1) Библиотека Флорентия Павленкова. Т.9 Челябинск, 1995.
2) Введение в философию. Учебник для ВУЗов. ч.1 Москва, 1985.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий