Антропологический материализм Фейербаха

Дата: 21.05.2016

		

Тема15: Антропологический материализм Л.Фейербаха.

План.

1. Введение.
2. Антропологический материализм.
2.1. Материализм Фейербаха.
2.2. Антропологический принцип.
3. Атеизм Фейербаха.
4. Вывод.

1. Введение.

Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил
основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде
с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и
мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант,
основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого
идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то
же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта,
предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом.
Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию
диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872),
но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь
с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого
как биологическое существо, абстрактный индивид.

2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что
иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их
существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии
лежит вера в догматы, тогда как в основе философии — знание, стремление
раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые
составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу
идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые
в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений
необходимо понять, что человек — не творение бога, а часть — и притом
наиболее совершенная — вечной природы.
2.1. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма
XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность
к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее
как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха — не отвлеченное понятие материи, как у большинства
французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство
души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его
идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего
как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и
составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности,
которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом,
толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для
него — не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в
развитии человеческого рода.

Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха
следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с
гегелевской философией и становится материалистом.
Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен
абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию.
Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.
Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание,
обоняние, — обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью
органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические
состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной
реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью
разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в
1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель
этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия
как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет,
что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней –
человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек,
который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть
идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм
неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в
этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа
существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос
человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией
божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой
сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для
того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.
После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд
произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность
религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное изложение
и обоснование своих материалистических взглядов.
Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не
оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его
первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила
почти никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах
Фейербах пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в
котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой
поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако,
опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.
2.2. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания
выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По
Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого
общения, и поэтому первый объект для всякого человека — это другой человек,
”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его
объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще
внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает
альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на
место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу,
есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви — любви к другим людям.

3.Атеизм Фейербаха.

Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с
атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе
атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и
любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма,
затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо
иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще
до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно
связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.

Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с
религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах,
пронизана вся философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и
Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление
каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного
влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению,
не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего
времени признавали веру, но так, как законная жена признается в качестве
уполномоченного лица мужа, когда он уже внутренне с ней разошелся».
Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе.
Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что
человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под
влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и
бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум,
мышление.

Следует подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому
отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв.
Таким образом, Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его
предшественников. Атеизм Фейербаха требует положительного утверждения
человека в противоположность его религиозному, фиктивному утверждению.
Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всесторонним,
охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что немногого стоит
забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в
порядке» и «основа человеческого существования повреждена. По Фейербаху,
для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым он относил и
религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Тем самым
Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как к
материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта
критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его
материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические источники
атеизма и материализма Фейербаха?

Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в
определенных исторических условиях на основе определенного историко-
философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма
Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли
предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и
продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил
идейное наследие своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм
поверхностным и неглубоким.

4.Выводы.

Изучение историко-философских сочинений Фейербаха показывает, что его
путь к материализму и атеизму не был, как выражался он, «случайным» и
«произвольным», но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его
сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной
эволюции, а от последнего из них, монографии «Пьер Бейль», переход к
«Сущности христианства», по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

1.Антропологизм-взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее
произведение природы познания которого дает ключ к ее тайнам,т.к. в
органическом единстве телесных отправлений человека участвуют все ее
продуктивные силы.Подчеркивание единства человека и природы было
направленно против идеализма и против дуалистического разрыва души и
тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного обоснования
буржуазной революции провозгласивший несовместимость феодального строя и
религии с подлинной природой человека.

2.Атеизм-система взглядов отрицающих веру в сверхъестественное(духов,
богов, загробную жизнь и т.д.)отрицание всякой религии.Атеизм неразрывно
связан с материалистическими воззрениями на природу.Атеизм возник в
рабовладельческом обществе.Большое значение в подрыве господства религии
имел буржуазный атеизм представителями которого являются Спиноза,Файербахи
др.

3.Материализм-начальное философское направление противоположность идеализму
Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном
существование внешнего мира и как философское мировозрение, представляет
собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного
материализм.Философский Материализм утверждает первичность материального и
вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность
мира, бесконечность его во времени и пространстве.Считая сознание продуктом
материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира
утверждая таким образом позноваемость природы.

Список литературы.

1. Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М.,
1955.
2. Л. История философии «Мысль» М, 1974.

И.Т.Фролова”Философский словарь”<Политическая литература>М,1980.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий