Изнанка послевоенной Германии (По роману Г. Бёлля «Глазами клоуна»)
Немецкий писатель Генрих Бёлль, лауреат Нобелевской
премии в области литературы 1972 года, — очень интересная фигура. В его
творчестве заметно влияние русской литературы, в частности Достоевского, а
также влияние Чарлза Диккенса. Интерес к «маленькому человеку» — то,
что отличает Бёлля от многих современных европейских писателей. В каждом из
своих произведений автор достигает вершин психологического анализа. Один из
наиболее интересных романов Генриха Бёлля — «Глазами клоуна».
Действие в произведении длится всего два дня. Роман
представляет собой монолог главного героя — Ганса Шнира. Этот человек по
профессии клоун, и это одновременно помогает и мешает ему жить. Ганс — хороший
психолог, ему понятны мотивы человеческих поступков.
Какой стала Германия после второй мировой войны?
Восточная Германия превратилась в ГДР, а вот Западная стала вполне экономически
благополучной страной. Однако проклятие нацистского прошлого тяготело над
Германией. Уже раздавались призывы прекратить национальное самоистязание,
забыть о гитлеризме. Ганс Шнир, например, вряд ли сможет забыть свое детство в
нацистской Германии. Ганс ненавидит свою мать: она неискренна, скупа, а главное
— привыкла подчиняться господствующей в обществе идеологии, какой бы она ни
была. При Гитлере госпожа Шнир была убежденной нацисткой, слепо верящей своему
фюреру. Даже свою родную дочь Генриетту она принесла в жертву фашистскому
Молоху. Теперь же, во вполне демократической ФРГ госпожа Шнир занимается
примирением расовых противоречий, то есть делает уже что-то совершенно
противоположное нацизму с полным убеждением в собственной правоте. Она не
одинока в’своем приспособленчестве. Ганса возмущают нацисты, с легкостью
переквалифицировавшиеся в демократов, отделавшиеся лишь легким испугом да чисто
формальным раскаянием.
Покойная Генриетта была единственной родной душой для
Ганса. Впрочем, в семье Шниров был еще один ребенок — Лео, который учится в
религиозном учебном заведении — семинарии. Но от этого вялого святоши Гансу так
и не удается дождаться сочувствия.
Ганс Шнир потерял любимую девушку — Мари, начал пить,
повредил себе колено и еще долгое время не сможет вернуться к выступлениям.
Клоун звонит тем, кто смог бы ему помочь, хотя бы морально поддержать, однако
настоящего разговора у Ганса не получилось ни с кем. Даже родной отец, видя,
как несчастен Ганс, остается практически равнодушным. Клоун отлично понимает,
что Мари, ушедшая к обеспеченному человеку, будет счастлива. Но любила Мари
толь»ко Ганса. Сам Ганс Шнир не понимает, как можно любить одного, а выйти
замуж за другого. Это, по мнению клоуна, греховно.
Беда Ганса Шнира не в том, что он рос в фашистской
Германии, не в том, что его оставила любимая и не помогли близкие. Беда клоуна
в том, что он талантлив и поэтому очень остро ощущает несовершенство окружающей
действительности. Это роднит героя Бёлля с героями Достоевского, Чехова,
Толстого и других русских писателей. Проблема взаимоотношений художника и мира
неразрешима.
Прошедший войну Генрих Бёлль сумел ярко изобразить
противоречия послевоенного европейского общества. По его мнению, конформизм и
эгоизм стали одними из основных пороков современных европейцев. Уроки истории
ничему не учат. Сегодня мы с тревогой наблюдаем за митингами неонацистов в
объединенной Германии. К чему придет такая богатая и такая свободная якобы
Европа? Может быть, стоит еще раз взглянуть на нее глазами клоуна?