Феофан Прокопович

Дата: 12.01.2016

		

К. В. Пигарев, Г. М. Фридлендер

Феофан
Прокопович (1681-1736) начинал свою деятельность в Киеве. Петр I вызвал его в
Петербург, где Феофан стал одним из высших иерархов русской православной церкви,
правой рукой Петра в осуществлении его преобразовательной политики. Феофан
Прокопович, разносторонне образованный человек, был поборником распространения
«не токмо священного писания», но и «внешнего», светского учения. Он был
блестящим церковным оратором, причем его искусно построенные проповеди (слова)
были не столько богословскими поучениями, сколько выступлениями политика.
Характерны заглавия наиболее прославленных из них — «Слово о власти и чести
царской» (1718), «Слово похвальное о флоте российском» (1720). Классическим
образцом риторической ораторской прозы было слово, произнесенное Прокоповичем
на погребении Петра I (1725). Здесь он с большим художественным мастерством и
полнотой раскрыл историческое значение его реформаторской деятельности. Из-под
пера Феофана вышел также ряд правительственных документов. В них он внес
страстность публициста, гордящегося возросшей благодаря Петру международной
ролью России, острый обличительный сарказм по адресу противников
преобразований, ревнителей старины.

В
трактате «Правда воли монаршей» (1722), написанном в связи с судом над
царевичем Алексеем, Феофан коснулся проблемы, издавна волновавшей русских
писателей и публицистов, а в XVIII в. поставленной заново историей и ставшей
одной из центральных проблем эпохи: каковыми должны быть идеальный государь,
отношения его к своим подданным и их обязанности к нему. Первейший долг такого
государя, согласно Феофану, — «всенародная польза». В то же время — это
государь-самодержец: «не может народ повелевать что-либо монарху своему». Такая
трактовка абсолютизма в тогдашних условиях развития России была исторически
оправданна: петровский абсолютизм выступал «как цивилизующий центр, как
объединяющее начало общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 10, с.
431). В дальнейшем в зависимости от изменения общественных условий тип
идеального монарха в представлении литературы, публицистики, театра
подвергнется существенной эволюции. Расширится и содержание понятия «народ», в
которое Феофан вкладывал ограничительный смысл, разумея дворянство, высшие
круги духовенства, именитых представителей купечества.

Феофан
Прокопович писал стихи на русском, латинском, польском языках. На трех этих
языках сочинен им «Епиникион» в честь Полтавской победы (1709). В основу сюжета
трагедокомедии Феофана «Владимир» (1705), написанной в бытность его в
Киево-Могилянской академии, положены история введения христианства на Руси
киевским князем Владимиром, борьба, которую в связи с этим
князю-преобразователю пришлось вести с языческими жрецами. Современники
узнавали во Владимире Петра I, а в сатирических образах жрецов — представителей
ретроградной части современного духовенства.

Выступал
Феофан и как теоретик литературы и ораторского искусства. Составленная им
«Поэтика» (1705) была посмертно напечатана в 1786 г. «Риторика» (1706-1707)
Феофана осталась неизданной до 1982 г. и была известна лишь в выдержках и
изложении. Оба труда, написанные на латинском языке, сложились из лекций,
читанных в 1705 и 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. Несмотря на то
что лекции не были напечатаны при жизни автора, идеи их получили достаточно
широкое распространение, так как в обеих существовавших в России в то время
духовных академиях — киевской и московской Славяно-греко-латинской, а также в
ряде других училищ теорию словесности преподавали ученики Феофана, опиравшиеся
на его лекционные курсы. И в «Поэтике», и «Риторике» Феофан популяризирует
теоретиков античности, Возрождения, барокко. Его «Поэтика», подобно всем
школьным поэтикам XVII-XVIII вв., рационалистична и нормативна. Он признает
искусство, утвержденное определенными правилами и наставлениями, искусство,
приносящее «услаждение и пользу», но поддерживает и принцип правдоподобия.
Порицает Феофан «буйство» слога, «темноту» стиля, неумеренное употребление тропов
и фигур, различные виды «трудных пустяков» и «куриозных» стихов. В области
драматургии он сторонник пятиактного построения пьесы, малого числа действующих
лиц (стоит напомнить, что в школьной драме «Страшное изображение второго
пришествия господня на землю…» 1702 г. число их доходило до 140), сведения
фабульного времени к минимуму (от одного до трех дней), чтобы события, играющие
роль предыстории, излагались в речах персонажей. Кроме трагедии и комедии,
Феофан допускает, опираясь на авторитет Плавта с его «Амфитрионом»,
промежуточный драматический жанр — трагедокомедию. До Ломоносова он предлагает
в «Риторике» различать три слога: высокий, средний и низкий. Все эти идеи
Феофана предваряли будущий классицизм, утверждение которого на русской почве
связано с именами Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий