Комическое и трагическое в комедии «Недоросль» (мини-рецензия)
Комедия Фонвизина «Недоросль»
заставляет читателя улыбнуться над смешными и нелепыми героями. Писатель высмеивает
дремучее невежество и нежелание хоть как-то изменить ситуацию, неправильное
воспитание дворянских детей, их лень и отсутствие собственной позиции.
Комедия «Недоросль» кажется
смешной только на первый взгляд. Конечно, можно осудить госпожу Простакову за
ее неправильное и неразумное воспитание собственного сына. Но ведь за свои
ошибки она получила достойное наказание. Слова сына в конце комедии — это живое
доказательство неподдельного презрения и равнодушия, которые сын испытывает по
отношению к своей матери.
Мать потакала всем капризам
своего чада, но именно это и оказалось самым негативным фактором, превратившим
Митрофанушку в убогое и ничтожное существо. Простакова — персонаж очень
колоритный, она олицетворяет собой все человеческие пороки и слабости. Таким же
выглядит ее брат, любимое место которого— хлев со свиньями. Недалеко от них ушел и Митрофанушка. Он не
обладает ни умом, ни благородством, ни возвышенными стремлениями. Он примитивен
и жалок. Безусловно, все эти персонажи очень комичны. Но вместе с тем в этой
комичности кроется огромная человеческая трагедия.
Такие пороки, как грубость,
жадность, лицемерие, равнодушие, невежество, свидетельствуют об огромной
нравственной деградации людей. Низость и убожество Простаковых и Скотининых
являются активными и агрессивными качествами, воздействующими на жизнь других
людей, то есть в произведении идет противостояние между добром и злом. И
трагедия именно в том, что зло на самом деле очень сильно.