Темное царство в драме Островского Гроза(Дикой и Кабаниха)

Дата: 12.01.2016

		

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от
всего остального -мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой
жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав убогость,
дикость нравов русского патриархального быта, — ведь вся эта жизнь только и
стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное
царство» цепко держится за все старое, устоявшееся. Это стояние на одном
месте, застой. А застой возможен лишь тогда, когда он поддерживается людьми,
имеющими силу и власть.

Хотя Дикой и изображен всего лишь в трех сценах,
драматург создал законченный образ Его имя звучит даже в экспозиции «Уж
такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще'» — говорит
Шапкин. Дикой — типичный самодур, то есть человек, который действует сугубо по
своей прихоти, по собственному произволу, не считаясь с другими. И можно вполне
согласиться с Добролюбовым, что «самодур все силится доказать, что ему
никто не указ и что он захочет, то и сделает».

Дикой куражится над племянником и над всеми своими
домашними, но отступает перед теми, кто может дать ему отпор Он ругает всех,
над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, а он не сможет
ответить, то тогда держись все домашние’ На них-то Дикой и сорвет всю свою
злость.

«Так ты знай, что ты червяк Захочу — помилую,
захочу — раздавлю», — говорит Дикой Совсем иначе он ведет себя с
Кабановой, хотя и ей по привычке грубит «Ты еще что тут’ Какого еще тут
черта водяного1″ Однако та его довольно быстро укрощает Именно у нее Дикой
ищет успокоения, навоевавшись дома ‘ Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло
Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить, Марфа Игнатьевна».

Очевидно, что в Диком есть черты, присущие и народу в
целом На явления природы он смотрит с религиозных позиций, считает, что
громоотвод — это «суета» а гроза людям в наказание посылается Дикой —
не исключение для Калинова, а плод всего уклада калиновской жизни Он в каком-то
смысле дитя своего города Но самое страшное, что такое отношение к домашним, да
и ко всем бесправным калиновцам воспринимается всеми как норма и никаких
отклонений в этом не усматривается.

Не лучше и Кабанова Марфа Игнатьевна обладает сильным
и властным характером Она тоже держит всех у себя в подчинении и постоянной
боязни Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре
Прекрасно зная, что за жизнь предстоит Варе, когда та выйдет замуж, она охотно
отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по-матерински
ласково.

Кабаниха — один из персонажей, которые активно движут
действие Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит традиции
и ритуалы По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в
страхе перед ним И Тихона она вразумляет, что Катерина должна его бояться
Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы, но и борется за них Марфа
Игнатьевна окружила себя невежественными странницами Они необходимы ей как
воздух, так как поддерживают ее огромный авторитет, без которого она не мыслит
своего существования И не зря Феклуша говорит «Бла-але пие, милая,
бла-алепие« Красота дивная» Да что уж говорить’ В обетованной земле
живете».

И что интересно ни красота дивной природы, ни
очаровательный вид на Волгу не вызывают такого восторга Она прославляет именно
нравы города В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека, каких
было много среди странников, а корыстную, невежественную, лживую натуру Вред
таких людей несомненен Странница много рассказывает о неведомых землях, в
которых неправедные порядки А в Калино-ве, по ее мнению, жизнь очень хорошая
Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях хочет, чтобы ее вовремя
отметили, выделили из числа других Кроме того, Феклуша защищает интересы
Кабановой, а значит, и всего «темного царства».

В «Грозе», по словам Гончарова,
«улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною
художественною полнотою и верностью» В этом качестве пьеса явилась
страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий