В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»

Дата: 12.01.2016

		

Драма А Н. Островского «Бесприданница», написанная в
1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития
торговли и промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону
цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует
в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому
«Бесприданница»— психологическая драма, главную роль в которой играет женщина,
героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями.

Лариса Огудалова— незаурядная личность, значительно
выделяющаяся из окружающей ее среды. Она красива, образованна, талантлива— поет
и играет на разных музыкальных инструментах. Это привлекает в дом Огудаловых
многочисленных гостей, но эти же гости насмешливо оценивают ее глубокое чувство
к Паратову. «Какая чувствительная!» — смеется Вожеватов. Они же осуждают Ларису
за ее «простоватость» — ведь бесприданницам нельзя говорить правду. Оказывается
лучшие стороны натуры девушки— искренность, естественность, умение глубоко
любить — могут расцениваться как недостатки в том обществе, где главное
достоинство невесты — ее богатое приданое.

Девушка в русском обществе не личность, а только
невеста (об этом писал еще В.Г. Белинский), а значит, ее цель— заманивание
потенциальных женихов. На этом настаивает мать Ларисы, вопреки протестам
дочери: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться
смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Полюбив Паратова, который кажется
ей «идеалом мужчины», Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь
ее ждет глубокое разочарование: Паратов внезапно уехал без объяснения причин.
Душевные переживания покинутой девушки усугубляются тем позором, который она
пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами
кассира, дал повод к сплетням и злословию по адресу Огудаловых. Поэтому
согласие Ларисы на брак с Карандышевым — вынужденное, он просто вовремя
подвернулся. Лариса мечтает об отъезде в деревню, о тихой скромной семейной
жизни. Но Карандышев так горд своей победой, так хочет «погордиться и
повеличаться», что совершенно равнодушен к чувствам девушки. «Три года я терпел
унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и
мне, в свою очередь, посмеяться над ними» — вот что движет поведением
Карандышева. Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее прошлым,
«цыганским табором», любовью к Паратову. Он, конечно, не тот человек, который
мог бы дать Ларисе счастье, — он слишком тщеславен и себялюбив. Но и
вернувшийся Паратов не принесет Ларисе радости и покоя Он уехал по срочной
необходимости, как он объясняет, «спасать» свое имение от действий нерадивых
управляющих Он знает, что он виноват перед Ларисой, и известие о ее замужестве
его даже радует: «…значит, старые счеты покончены», и можно снова к ним
приехать. Но самая большая беда в том, что Лариса его идеализировала. Слепо
доверяя своему герою, она не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и
корыстолюбия. Перед другими он их не скрывает: «У меня… ничего заветного нет;
найду выгоду, так все продам, что угодно». Так же он открыт и перед Харитой
Игнатьевной: «Хочу продать свою волюшку»,— говорит он ей о предстоящей
женитьбе. Свое увлечение Ларисой в прошлом он расценивает как глупость: если бы
он на ней женился — «вот бы людей-то насмешил!» Тема торга, власти денег
красной нитью проходит в пьесе, еще более явно подчеркивая иллюзорность надежд
Ларисы на счастье. При встрече он театрально упрекает девушку и заодно всех
женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира, ему важно убедиться в
своей над нею власти, в том, что она его еще любит. И требование его к Ларисе
бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу —
тоже следствие его себялюбия. От стыда за жениха, ведущего себя чванно и
напыщенно, от отчаяния Лариса соглашается на эту поездку, прекрасно понимая,
что поездка эта решит все: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге».
Репутация ее как порядочной девушки будет погублена безвозвратно, да и о
свадьбе с Карандышевым можно забыть. Но она так любит Паратова и так ему верит!
Тем страшнее потом будет ее прозрение, трагический нравственный выбор, который
встанет перед девушкой: вернуться к ничтожному Карандышеву или стать дорогой
содержанкой богатого купца. Выстрел оскорбленного жениха она воспринимает как
«благодеяние»: смерть физическая не страшнее смерти нравственной, осознания
себя «вещью» в том мире, где все продается и покупается. Кнуров и Вожеватов уже
разыграли ее в «орлянку», кто возьмет ее с собой в Париж. Кнуров успокаивает
ее, чтобы она не боялась стыда: «громадное содержание», которое он может
предложить, заставит замолчать всех сплетников. Доброго слова для девушки не
находится даже у Васи — старого друга детства. «Вася, я погибаю!— обращается к
нему Лариса.— …Ну хоть поплачь со мной вместе!»— «Не могу, ничего не могу»,—
отвечает Вожеватов, уходя в кофейную. «На меня смотрели и смотрят, как на
забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не
видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова…» — осознает
обма — 1гутая девушка. Она умирает, прощая всех людей и никого не обвиняя. Ее
трагедия — это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и
осознавшей, как жесток на самом деле этот мир и как она обманывалась.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий